Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:07, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по вопросам гендерных исследований.
2. Провести гендерное исследование занятости сельских женщин.
3. Выявить особенности занятости женщин в сельской местности.

Содержание

Введение………………………………………………………
3
Глава 1.
1.1.
1.2.
Теоретико-методологические аспекты исследования.
Гендерные исследования занятости женщин……………….
Описание методики исследования…………………………..

5
19
Глава 2.


2.1.

2.2.
Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края (на примере Туркменского района).
Общая характеристика рынка труда Туркменского района и положения женщин на нем………………………………...
Проблемы занятости женщин Туркменского района
(по материалам социологических исследований) ………….




21

23
Глава 3.

3.1.
3.2.

3.3.


3.4.

3.5.
Специфика профориентационной работы в школе с девушками старшего школьного возраста.
Понятие профориентационной работы …………………….
Основные направления работы школы по профориентации со старшеклассницами…. ………………..
Формы профссиональной ориентации, активизирующие деятельность старшеклассниц по подготовке к выбору профессии……………………………………………………..
Психолого-педагогические особенности девушек старшеклассниц ………………………………………………
Методические рекомендации профориентационной работы с девушками в школе………………………………………….


33

35


36

38

40

Заключение…………………………………………………….
50

Литература……………………………………………………..
55

Приложения……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Гендерные исследования занятости женщи1.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

На волне мощного студенческого  движения 60-х годов сложился неофеминизм. Результатом этого движения стала женская революция. Она расширила горизонты демократии. Общественные силы вынудили власть имущих потесниться и впустить женщин во все властные структуры общества.

Сторонницы Симоны де Бовуар стали  утверждать, что быть женщиной –  это не призвание, не назначение. Женщина должна быть способна реализовать себя как человек – в труде, в творчестве, в саморазвитии. Сторонницы «права на отличие» доказывали, что женщина, входя в историю, должна противопоставить стандартам и стереотипам мужчины свои, женские.

Спор между феминистками очень  быстро вышел за пределы женского движения, в него оказались втянутыми  представители многих наук – биологи, физиологи, психологи, историки, географы, филологи. В западных университетах возникли центры «женских» исследований с особыми программами.

В центре таких исследований стояло понятие «гендер». Ввод понятия «гендер» в научный оборот преследовал  несколько целей: перевести эти  исследования с «биологического» уровня на уровень «социальный», раз и навсегда отказаться от постулата о «природном назначении полов», показать, что женщины могут быть управленцами, политиками и выполнять любую работу на одном уровне с мужчинами.

Широкое распространение гендерных  исследований в США, Канаде, Скандинавских  странах оказало самое значительное воздействие на эволюцию общественных норм и представлений об отношениях между полами и назначении женщин. Об этом говорят такие примеры: 56% американок открыто признают себя сегодня феминистками, 1 из 10 американских служащих в армии - женщина, министр обороны Финляндии - женщина, половина постов во всех структурах управления Норвегии принадлежат женщинам. Таким образом, распространение гендерных исследований стимулируют перемены в массовом сознании, способствуют утверждению определенных ценностей и норм, определяют содержание новых законов, способствуют изменению нравов, традиций, институтов.

Возникновение нового отношения к  женщине в Западном обществе, появление женщин необычного типа, зарождение феминистского сознания- все эти признаки нового времени уже в начале 19 века стали известны в России. А чем жили женщины до этого времени? Какое положение в обществе они занимали? Проследить пути становления современной российской женщины помогут исторические справки, произведения русской литературы, к анализу которых мы обратимся.

Социальное положение женщин России в обществе менялось в связи с  идеологией государства. Отличительная  черта русских былин X – XIV веков  – почти полное отсутствии образов  «женщин-врагов». Именно женские божества были добры и милостивы к людям (Лада-покровительница любви, брака и веселья). Жену называли «подружья»- подруга жизни. В женщине, прежде всего, ценилось физическое здоровье, работоспособность, умение вести хозяйство. Русская народная поговорка гласит: «Не наряд красит жену- домоустройство». Женщины-крестьянки были так же сильны, проворны и выносливы как мужчины.

Русские летописи повествуют о многочисленных случаях участия русских княгинь и боярынь в политической борьбе. Княгиня Ольга, находясь у власти, провела первую финансовую реформу на Руси, установив фиксированный размер дани и порядок ее сборов. Анна- дочь Ярослава Мудрого, выданная в1048году замуж за короля Франции Генриха, хорошо знавшая официальный язык своего времени- латынь, получила право ставить свою подпись на официальных документах.

В жизнеописании Ефросинии Суздальской  говорится о знании ею таких античных философов, как Аристотель, Платон, поэтов Вергилия и Гомера.

Однако в процессе укрепления христианства на Руси начинается постепенное исключение женщины из «мужского»   общества. Резкому снижению социального статуса женщины способствовало установление татаро-монгольского ига на Руси. Об этом ярко свидетельствует народная поговорка:

- Кому воду носить?

- Бабе.

- Кому биту быть?

- Бабе.

- А за что?

- За то, что баба.

Основная  масса русских женщин не знала грамоты, занималась семьей, домом. Крепостные крестьянки выступали  в качестве дешевой рабочей силы.

Резкое и качественно новое  изменение в положении женщины  произошло в эпоху Петра I. Каковы женские лица той эпохи?

С именем Екатерины II связаны многие реформы. Она положила начало женскому образованию в России: именно при  ней было учреждено первое училище  для девиц при Смольном монастыре, впоследствии получившее название Смольного  Института Благородных девиц.

Екатерина Дашкова стала первой женщиной – президентом Российской Академии наук. При ней Академия успела написать и издать Российский этимологический словарь. Дашкова подарила Академии свою библиотеку, стал издаваться журнал «Собеседник любителей российского слова».

В XVIII веке зародился новый тип  женщины, сыгравший видную роль в XIX веке. Речь идет о появлении в  России женщин-профессионалов. Первоначально это были гувернантки и артистки, которые завоевали себе право собственным трудом зарабатывать на жизнь. Но в интеллигентной среде к таким женщинам относились с недоверием. Даже такой прогрессивный для своего времени публицист и критик,  как Белинский, считал, что хотя женщины должны быть образованными и следить за литературой и наукой, но не должны писать, а свое образование отдавать на пользу своей семьи. (Айвазова, 1998 ).

А.С. Пушкин по этому поводу пишет  прямо противоположное: «Не смешно ли почитать женщин, которые поражают нас быстротою понятия и тонкостью  чувства и разума, существами низшими  в сравнении с нами. Это особенно странно в России, где царствовала Екатерина Вторая и где женщины более просвещены, более читают, более следуют за европейским ходом вещей, нежели мы, гордые Бог ведает почему» (Собрание сочинений).

Между этими двумя подходами  к женщине и к отношениям между полами, в России в середине XIX века складывается русское женское движение, которое в некотором смысле повлияло на развитие государства и осуществление многих реформ. Одним из достижений того времени стола освобождение от рабства миллионов крестьян, освоение новых экономических отношений, развитие промышленности, судебная реформа, рост образования.

Начиналось и втягивание женщин и в общественное производство. На первых порах речь шла о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах разночинного строя, вынужденных зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом.

Женское движение в качестве первой проблемы определило проблему женского труда и женского образования.

В этот время почти во всех больших  городах России существовали женские курсы, как высшие, так и медицинские, политехнические, сельскохозяйственные, архитектурные и другие. Они были рассадниками образования для женщин. Вопрос о гражданских и политических правах женщин в этот период не вставал, так как этих прав в России  не имел никто.

После публикации романа Чернышевского  «Что делать?», где описана работа швейной мастерской, организованной по принципу коммуны, десятки девушек  пытались организовывать подобные коммуны. Многие терпели поражение, так и не начав по настоящему работать, так как обнаружили отвращение к хозяйству и простому труду.

Начало XX века характеризуется подъемом женского движения.

Видными фигурами того времени были идеологи пролетарского женского движения А.Колонтай,  И.Арманд, Н.Крупская и другие. Они занимались просвещением всех слоев общества и вплотную подошли к формированию концепции «гендера» и его основного тезиса – о социальном характере разделения труда между полами.

С момента формирования советского общественного строя, в России появилась установка на достижении свободы и равенства женщин, которая являлась одной из главных в программе строительства коммунизма. Какова же была новая советская реальность? В соответствии с изначальными идейными установками официальной пропаганды женщине отводились в ней две роли – «труженицы» и « матери». Идеально совместимыми эти роли могут быть лишь на бумаге, в реальности же профессиональная активность зачастую противоречит ее материнским обязанностям и наоборот. (Комлев,1999).

После революции женщины России получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, а так же право на равную оплату за равный с мужчинами труд.

Но уже во второй половине 20-х  годов начались изменения в отношении  равноправия. Наступало время индустриализации, коллективизации,  «великих строек  социализма», которому нужны были дешевые руки женщин. Женский труд стал символом этой эпохи.                     В 1936 году в Конституции было провозглашено: «В СССР решена задача огромной исторической важности – впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». Она гарантировала: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда…»Конституция особо подчеркивала: «Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами» (Сборник нормативных актов, 1975) .

Но на самом деле государство легализовало «двойную нагрузку», которую несла на себе женщина. В большинстве советских семей заработной платы мужчин было недостаточно, чтобы обеспечить даже минимальный прожиточный уровень, поэтому женщина отвечала и за рождение и  воспитание детей, и за быт семьи.

Во второй половине XX века противоречия в законодательстве о социальном статусе женщин начали выравниваться. Стали говорить о том, что  «концепция решения женского вопроса в СССР…базируется на том, что определяющим фактором равноправия женщин в обществе и семье является их участие в общественном производстве». Это участие обеспечивает их экономическую самостоятельность, и  «служат основой формирования у женщин социально значимых качеств…». (Поленина, 1985) .

С  начала 70-х годов и до конца 80-х доля женщин в общей численности рабочих и служащих составляла 51%.Главной сферой приложения женского труда была промышленность, где его удельный вес в 1974 году достигал 49%; в сельском хозяйстве женщины составляли 45%. Среди работников здравоохранения и социального обеспечения женщины составляли большинство (84%), просвещения (74%), культуры (70%), связи (68%), торговли и общепита (76%) (Статистический сборник, 1975). Иначе говоря, женщины работали во всех отраслях народного хозяйства и всюду играли огромную роль в качестве основной рабочей силы.

Вместе с тем, спецификой профессиональной занятости в СССР многие годы оставался неквалифицированный  труд, преимущественно ручной. По официальной  статистике таким трудом к началу 80-х годов было занято около 40% женщин (Груздева, Чертихина, 1986).

Огромное число женщин трудились  в условиях вредного производства, причем, женщины с низкой квалификацией  сознательно шли на вредное производство- оно обеспечивало более высокую оплату труда, сокращенный рабочий день, ранний выход на пенсию.

Возникали проблемы и в оплате труда, так как по мере того, как женщины осваивали ту или иную профессию, эта профессия становилась не престижной и низкооплачиваемой. Так возникали межотраслевые и внутриотраслевые различия в заработной плате. (Кунгурова,1991).

Отраслями по преимуществу «женского» труда к началу 80 –х годов были торговля, общепит, здравоохранение, народное образование и культура.

Важно отметить, что уровень образованности женщин был достаточно высоким: в 1981 году женщины составляли 52% студентов в высших учебных заведениях, 56% учащихся в средних специальных учебных заведениях (Вестник статистики, 1982).

Все эти проблемы, ярко проявившиеся в сфере труда женщин, были вызваны тем, позиции женщин  в обществе определял «контракт работающей матери», который не случайно относят к числу гендерно рассогласованных контрактов.

Во второй половине 70-х годов  в стране началось возрождение феминизма.

Основательницами феминистского  направления в правозащитном  движении стали Наталья Горбаневская, Людмила Алексеева, Татьяна Ходорович, Юлия Вознесенская, Татьяна Горичева и другие.

Женщины стремились осознать свою роль в обществе, понять, как   совместить работу и домашний труд, воспитание детей и продвижение по службе.

Социальные отношения пола в  период реформ 90–х годов   претерпевают существенные перемены. Государство фактически перестаёт оказывать женщинам свою поддержку. В казне нет средств для обеспечения женских «льгот» и «привилегий» хотя бы на прежнем уровне.

В ходе реформ 90-х годов возникает  частный сектор, с высокооплачиваемым трудом, который отторгает женщину, как невыгодную рабочую силу. Частный предприниматель не желал нести издержки, связанные с обеспечением «льгот», отпущенных на материнство и детство, с выплатой пособий по уходу за детьми, которые получает женщина. Поэтому, женщина моментально становится невыгодным товаром на рынке труда. Таким образом, ставка на рыночную экономику разделяет рынок труда на два сектора: один – новый, рыночный, «мужской», престижный и высокооплачиваемый, другой – традиционный государственный, «женский», с сохраняющимся (часто внешне) высоким статусом социальных занятий, но с низкой оплатой труда (Бабаева,1997). Как отмечают социологи, наиболее высока доля женщин среди работающих в сфере образования (79%), здравоохранения и социального обслуживания (83%), торговли и общепита (76%), связи (71%), культуры и искусства (72%) (Национальная программа,1994).

На конкурентоспособности женщин на рынке труда начинает остро  сказываться и разрыв в уровне квалификации женщин и мужчин, хотя работающие российские женщины все еще имеют более высокий уровень образования, чем мужчины.

Информация о работе Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту