Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:07, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по вопросам гендерных исследований.
2. Провести гендерное исследование занятости сельских женщин.
3. Выявить особенности занятости женщин в сельской местности.

Содержание

Введение………………………………………………………
3
Глава 1.
1.1.
1.2.
Теоретико-методологические аспекты исследования.
Гендерные исследования занятости женщин……………….
Описание методики исследования…………………………..

5
19
Глава 2.


2.1.

2.2.
Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края (на примере Туркменского района).
Общая характеристика рынка труда Туркменского района и положения женщин на нем………………………………...
Проблемы занятости женщин Туркменского района
(по материалам социологических исследований) ………….




21

23
Глава 3.

3.1.
3.2.

3.3.


3.4.

3.5.
Специфика профориентационной работы в школе с девушками старшего школьного возраста.
Понятие профориентационной работы …………………….
Основные направления работы школы по профориентации со старшеклассницами…. ………………..
Формы профссиональной ориентации, активизирующие деятельность старшеклассниц по подготовке к выбору профессии……………………………………………………..
Психолого-педагогические особенности девушек старшеклассниц ………………………………………………
Методические рекомендации профориентационной работы с девушками в школе………………………………………….


33

35


36

38

40

Заключение…………………………………………………….
50

Литература……………………………………………………..
55

Приложения……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Гендерные исследования занятости женщи1.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, контент-анализ прессы Туркменского района позволяет сделать  следующий вывод: СМИ района поднимают вопросы «женской» темы, но не достаточно полно освещают проблемы «женской» безработицы, «женской» занятости, положения женщин на рынке труда.

В ходе нашей работы  было проведено  анкетирование среди сельских женщин. Результаты исследований позволяют привести социально-демографический портрет женщин Туркменского района.

Возраст большинства опрошенных женщин – 30-50 лет, 1/3 респонденток в возрасте до 30 лет, каждый пятый старше 50. Опрошенные нами женщины имеют достаточно высокий уровень образования: 52,5% - среднее специальное, 27,5% - высшее. В выборке мы постарались соблюсти квоты по основным национальностям Туркменского района: большинство респонденток русские (90%), 5% - туркменки, 2,5% - татарки. Более 4/5 женщин замужем. Почти все (97,5%) опрошенные женщины имеют детей: одного ребенка – 22,5%, двух – 45%. Отметим, что каждая третья женщина имеет трех и более детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для большинства сельских женщин семья и семейное положение играют достаточно высокую роль.

В ходе нашего исследования было установлено, что доля прирабатывающих женщин в Туркменском районе невелика – всего 2,5% опрошенных указали на наличие дополнительной занятости, кроме основной работы. Причем, интересным на наш взгляд, является то, что  подрабатывают, как правило, женщины в возрасте от тридцати до пятидесяти лет (именно на эту группу пришлось наличие приработков). Это, как мы считаем, можно объяснить тем, что данная группа женщин более мобильна, т.к. чаще имеет взрослых детей, потребности которых значительно выше, необходимость присутствия родителей рядом – меньше.

Обращает на себя внимание факт совмещения работы и учебы(7,5% от общего числа  опрошенных), однако, вполне понятно, почему такая ситуация встречается среди  женщин до 30 лет. С другой стороны все, указавшие на такое совмещение, работают в системе образования, и их обучение происходит в заочной форме.

Наличие в выборке нашего опроса подрабатывающих пенсионеров(2,5%) не вызывает особого удивления, т. к. ясно, что размеры пенсии не позволяют существовать нормально.

Результаты нашего опроса показали, что уровень безработицы среди  опрошенных женщин относительно невелик - 2,5 %.Вместе с тем, он выше, чем общий уровень официально зарегистрированной безработицы по району, что еще раз свидетельствует о стихийности процессов, происходящих на рынке труда и слабой роли  в этом Государственной службы занятости.

Итак, наличие дополнительных занятий  среди женщин Туркменского района не носит широкого распространения, прежде всего в силу ограниченности мест приложения такого труда.

Изучая  распределение мнений респонденток при ответе на вопрос об  удовлетворенности  своим нынешним положением, мы установили, что 27,5% опрошенных ответили на этот вопрос положительно. Это говорит о том, что положение в сельском хозяйстве в последнее время более стабильно, чаще выплачивается заработная плата, а,  следовательно, есть возможность оплатить коммунальные услуги, купить товары первой необходимости, что было невозможным для большей части населения 5 лет назад. Поэтому, третья часть респонденток считает настоящее положение удовлетворительным. Вместе с тем, необходимо отметить, что большая часть женщин (70%)  дали отрицательный ответ. Обращает на себя внимание тот факт, что все эти респондентки имеют достаточно высокий уровень образования: 27,5% - высшее, 42,7% - среднее специальное. Мы считаем, что неудовлетворенность этой категории женщин связана с отсутствием спроса на квалифицированную рабочую силу, низкой зарплатой, слабым уровнем социальной и культурной инфраструктуры села.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше уровень образования, тем менее удовлетворены женщины своим нынешним положением.

Наши исследования показали, что 62,5% опрошенных работают по специальности, причём большинство (40%) в бюджетной сфере. В сельском хозяйстве заняты 22,5% респонденток, в сфере обслуживания – 20% и в торговле – 7%. Высокий уровень работающих женщин в бюджетной сфере обусловлен, на наш взгляд, гарантированным ежемесячным доходом; в сельском хозяйстве – начислением натуроплаты и возможностью её получения после урожая.

Основным источником доходов для 92,5% является заработная плата на основном месте работы. Каждая четвертая из опрошенных имеет дополнительное занятие, приносящее доход. В основном – это наличие подсобного хозяйства. Надо отметить, что число женщин, имеющих подсобное хозяйство в качестве дополнительного источника доходов, постепенно снижается. Причинами этого, на наш взгляд, являются:

1)падение закупочных цен на  сельхозпродукцию;

2)повышение цен на ГСМ;

3)отдаленность крупных  продовольственных рынков.

Утверждение о том, что женщины  имеют двойную нагрузку (занятость  на основном месте работы и ведение  домохозяйства) подтверждают следующие факты: зарплата женщин в бюджете домохозяйства для 42,5% опрошенных составляет большую часть, для 17,5% - примерно половину. Кроме того, мы установили, что на работу по дому большинство (52,5%) опрошенных тратит всё свободное время, 42,5% от трёх до пяти часов. Таким образом, рабочий день сельской женщины составляет в среднем 17 часов.

В ходе нашего исследования было установлено, что, оценивая экономическое положение своей семьи в настоящее время, 42,5% респонденток ответили: «Отказались почти от всего, все средства уходят на еду». Часть (11,8%)  из них дополнили: «…и обучение детей». Примечательно, что все ответившие имеют высшее (27,5%) и среднее специальное (15%) образование. Мы считаем, что современная сельская женщина большое значение придает получению детьми образования, которое требует от них определенных затрат.

40% женщин оценили экономическое положение своей семьи следующим образом: «Живем хорошо, но приходится работать изо всех сил». Большинство этих респонденток (32,5%) имеют среднее специальное образование в возрасте до 50 лет. Мы считаем, что женщины этой категории, как отмечалось ранее, более мобильны, у них больше опыта ведения домохозяйства, у большинства есть подсобное хозяйство в качестве источника дополнительных доходов, и более взрослые дети, имеющие профессию, самостоятельный заработок и т.д.

Более половины опрошенных (75%) считают женщину слабо защищенной категорией на рынке труда. Вместе с тем, 47,5% отвечают, что женщины в России имеют равные права с мужчинами. Сопоставляя эти данные, нам показалось, что женщины не в полной мере владеют информацией о равноправии в обществе. Многие из них считают равноправием одинаковое распределение обязанностей с мужчинами, как на работе, так и по дому. Мы думаем, что такая тенденция «равноправия» культивировалась в советском обществе, где женщина была представлена физически сильной и равной по своим возможностям мужчине. 

Половина (50%) респонденток считают, что  женщина в семье играет главную  роль, объясняя это тем, что очень  часто зарплата жены намного выше зарплаты мужа, заботы о доме и детях в основном лежат на ней и больше половины хозяйственных вопросов, женщина может решить сама.

40 % женщин считают, что они  играют в семье роль матери  и хозяйки. Это еще раз подтверждает  наш вывод о том, что семья  в жизни сельских жителей занимает важное место. Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы о занятости сельских женщин:

1)в сельской местности недостаточно  рабочих мест для женщин;

2)женщины редко меняют место  своей работы, т.к. для большинства  из них, главное сохранить рабочее  место.

При этом, многие из них согласны потерять в заработке, лишь бы иметь гарантированный доход, сохранить социальные услуги, предоставляемые по месту работы, тем более, что во многих населенных пунктах нет и не предвидится других сфер приложения труда, где могли бы трудоустроиться женщины;

3)большинство женщин имеют достаточно  высокий уровень        образования;

4)многие женщины согласны на  любую работу в бюджетной сфере  т.к. в ней гарантированная  заработная плата;

5)семья занимает важное место  в жизни женщины, вследствие этого на женщине лежит двойная нагрузка.

Анализируя научную литературу в предыдущей главе, нами было установлено, что женщины в России имеют более высокий уровень образования. Вместе с тем, руководящие должности занимают в основном мужчины.

Поэтому мы решили, провести опрос среди мужчин- руководителей предприятий с целью выяснения отношения работодателей к вопросу о женской занятости.

Результаты нашего исследования показали, что 60% руководителей учитывают при приеме на работу пол соискателя, и отдают предпочтение женщинам, объясняя это следующим:

Женщина более ответственно относится  к своим должностным обязанностям, она – добросовестный работник. Но вместе с этим нами установлено, что для большинства руководителей(90%) семейное положение, внешние данные и возраст женщины играют важную роль при приеме на работу. На наш взгляд, этому можно дать следующее объяснение. Во-первых, наличие детей привносит в деятельность предприятия дополнительные издержки: больничные листы по уходу за ребенком, временное отсутствие женщины на рабочем месте в период беременности и родов, ограничение деятельности жены мужем, большая загруженность по дому. Во-вторых, как нам кажется, женщина с приятной внешностью имеет больше шансов устроиться на работу. В-третьих, женщин после 47 лет не очень охотно берут на работу, объясняя это предпенсионным возрастом, усталостью, недостаточно высоким уровнем квалификации, с учетом современных требований. Им обычно предлагаются работы не требующие высокого профессионализма.

60% опрошенных уверены, что женщины на рынке труда не имеют равных прав с мужчинами. Нам показалось, что некоторые из руководителей кривили душой, отдавая предпочтение женщинам при приеме на работу, будучи уверены с первым утверждением. В анкете респондентам было предложено разработать меры по обеспечению занятости женщин. Были получены следующие ответы:

1)открытие дополнительных подсобных  хозяйств;

2)разработка более гибких графиков  работы;

3)соблюдение трудового законодательства;

4)развитие инфраструктуры села;

5)повышение заработной платы женщинам.

Анализируя анкеты руководителей, мы установили, что респонденты  больше озабочены повышением рентабельности хозяйства и производительности труда. Поэтому вопросы женской занятости и женской безработицы их, в принципе, особенно не волнуют. Они возьмут на работу специалиста независимо от пола (если есть свободная вакансия). Кроме  того, было отмечено, что молодые девушки работу в сельской местности считают не престижной и трудоемкой.

Есть руководители, которые высказывают  такую точку зрения, что в женщине изначально заложены совершенно иные функции (матери, хозяйки), отличные от функции руководителя.

 

Но есть и такие, которые дают следующий ответ на вопрос о мерах  по  обеспечению занятости женщин: «…мы не можем сделать им жизнь  полегче, поэтому,  и думаем, как их занять».

Итак, анализ результатов опроса мужчин-работодателей  позволяет заключить, что значительная их часть учитывает интересы занятости  женщин лишь в своих мнения, но никак  не на практике, иначе вопросы женской  занятости не стояли бы сегодня столь остро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Специфика профориентационной работы в школе с девушками старшего школьного возраста

3.1. Понятие  профориентационной работы 

 

Понятие «профориентация» кажется  ясным каждому, кто знакомится с ним даже в первый раз- это ориентация школьников на те, или иные профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.

Таким образом, определений данного  понятия много и произошло  это вследствие развития деятельности по профориентации.

   Поэтому необходимо уточнить представления о трех его основных составляющих: « деятельность», «профессия», «ориентация».

   В философском энциклопедическом  словаре деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Введение категории «деятельность» в рассматриваемое понятие «профессиональная ориентация» позволяет представить профориентацию не только как практику, но и как теоретическую деятельность по получению определенных знаний.

   «Профессия (от лат.professio - официально указанное занятие, специальность)- род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования». (БСЭ,1955).

   Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. В энциклопедии ориентация определяется в прямом и переносном смысле. В прямом – умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном- направление научной,  общественной и другой деятельности в определенную сторону.(БСЭ, 1955).

   Какие бы определения  не давались понятию « ориентация»,  ясно, что все они связаны с  деятельностью по выбору основного  направления, в данном случае по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та, или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае говорят о его ориентации на профессию.

Информация о работе Гендерные аспекты занятости женщин в сельской местности Ставропольского края. Специфика профориентационной работы в школе (на примере Ту