Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью является проверка предположения, что у девушек и юношей имеются различия в установках, касающихся представлений о супружеской жизни. Исходя из цели были выдвинуты задачи:
1. Проведение теоретического анализа литературы по вопросу психологии гендера мужчины и женщины.
2. Анализ условий и факторов, влияющих на формировании установок
3. Проведение анкетирования
4. Анализ эмпирических данных и сопоставление их с теоретической базой исследования.

Содержание

Введение
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БРАЧНО-РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
1.1 Гендерный аспект ролевого поведения
1.2 Влияние установки на ролевое ожидание
1.3 Гендерные роли в семье и поло-ролевые ожидания от брачной жизни
РЕЗЮМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Раздел 2. Методологический блок
Проблемная ситуация.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Цель.
Исследовательские задачи:
АНАЛИЗ ЭМПЕРИЧЕСКИХ ДАННЫХ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ИХ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Выборка. Техника и методы исследования
2.2 Обработка эмпирических данных.
2.3 Интерпретация полученных данных
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

курсач2.docx

— 144.95 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ"

 

Институт заочного обучения

Дисциплина " Математические методы анализа соц.информации"

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

“ Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей”

 

 

Выполнил(а):

студент(ка)

            Бычкова Анастасия Сергеевна

№ группы_____________

 

Проверил(а):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БРАЧНО-РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

1.1 Гендерный аспект ролевого  поведения

1.2 Влияние установки на  ролевое ожидание

1.3 Гендерные роли в  семье и поло-ролевые ожидания  от брачной жизни

РЕЗЮМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  ЧАСТИ

Раздел 2. Методологический блок

Проблемная ситуация.

Объект исследования.

Предмет исследования.

Цель.

Исследовательские задачи:

АНАЛИЗ ЭМПЕРИЧЕСКИХ ДАННЫХ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ИХ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Выборка. Техника и  методы исследования

2.2 Обработка эмпирических  данных.

2.3 Интерпретация полученных  данных

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема настоящего исследования состоит в выявлении различий брачно-ролевых притязаний у студентов  и курсантов.

Актуальность исследования. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем: в современных условиях нередко наблюдается ослабление личных мотивов и желаний в отношении создания семьи, трансформация брачно-семейных установок многих людей, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений. Поэтому выявление социально-психологических установок молодежи, касающихся их будущей семейной жизни так важно.

Объектом данного исследования выступает система установок  девушек и юношей в отношении  брачно-ролевых ожиданий.

Предметом исследования является особенности различий брачно-ролевых  ожиданий между девушками и юношами.

Целью является проверка предположения, что у девушек и юношей имеются  различия в установках, касающихся представлений о супружеской  жизни. Исходя из цели были выдвинуты задачи:

1.  Проведение теоретического анализа литературы по вопросу психологии гендера мужчины и женщины.

2.  Анализ условий и факторов, влияющих на формировании установок

3.  Проведение анкетирования

4.  Анализ эмпирических данных и сопоставление их с теоретической базой исследования.

В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии  различий в системе установок  брачно-ролевых ожиданий девушек  и юношей, а именно то, что для  девушек предпочтительнее модель современного брака, а для юношей – традиционного.

Гипотеза исходит из предположения, что социализация образования в  системе силовых структур оказывает  влияние на ролевые представления  юношей в отношении брачной жизни.  

Надежность и достоверность  полученных результатов обеспечивалась опорой на общенаучные принципы и  принятые в психологии методы исследования; обоснованы выводы психологической  науки по данной проблеме; соблюдением  правил создания анкеты и проведения анкетирования; репрезентативностью  исследуемой выборки; применением  методов математической статистики.

Методика и эмпирическая база исследования:

При проведении исследования было проведено анкетирование. Достоверность  полученных данных обеспечивало применение обработка которых производилась на PC с использованием программ статистической обработки данных SPSS-10 и Excel.

В исследовании, которое  проводилось в стенах университета социальной защиты Украины, приняло  участие 30 юношей и 21 девушка.

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БРАЧНО-РОЛЕВЫХ  УСТАНОВОК. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

 

1.1 Гендерный аспект  ролевого поведения

Еще в начале ХХ века В.В. Розанов писал: «Не ясно ли, что  душа есть только функция пола, что  пол есть ноумен души, как своего феномена. Точнее, пол – невидимый, бесцветный, неосязаемый – есть сотворяющий душу и тело с его формами». Прошедший век заменил слово «пол» на «гендер», разделяя душу и тело. А в том, что пол – вещь вполне осязаемая, может убедиться даже ребенок.

И единственное, что сегодня  остается справедливым в определении  В.В. Розанова с позиций хроматизма – это невидимый характер пола, а точнее, гендера. Для понимания различий между этими определениями, то есть понятиями духовного и телесного диморфизма приведем определения того и другого.

Пол – физиологическое  и юридическое (паспортное) понятие, связанное с объективированной  половой ролью и первичными половыми признаками, то есть с публичным  выражением половой идентичности.

Гендер – психологическое понятие, лишь репрезентативно связанное с половой идентичностью, то есть с субъективным переживанием половой роли.

В 1958 работавший в университете Калифорнии (Лос-Анжелес, США) психоаналитик  Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»). В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (или – как он назвал его – гендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: изучение пола (англ. – sex), считал Р.Столер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера (англ. – gender) – может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений. Предложение Р.Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям.

Пол (sex) – системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род)– социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества

Пол – одна из самых сложных  и многозначных научных категорий. Прежде всего, это понятие обозначает совокупность взаимно контрастирующих  генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие – количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации.

Долгое время социальные аспекты взаимоотношений между  мужчинами и женщинами описывались  в таких понятиях как «половая роль», «полоролевые ожидания», «половая идентичность». Эти термины ясно говорили, что речь идет не о природных, а о социальных отношениях, нормах и т.д. Но прилагательное «половой» несло за собой длинный шлейф нежелательных, устаревших значений. Во-первых, «пол» и его производные ассоциируется с сексуальностью, хотя многие, даже явно биологические, процессы и отношения с ней не связаны. Во-вторых, эта терминология вольно или невольно предполагает, что социокультурные различия между мужчинами и женщинами – только надстройка над, форма проявления или способ оформления фундаментальных, базовых, универсальных различий, обусловленных половым диморфизмом. Как говорили в XIX в., анатомия – это судьба.

Чтобы избавиться от этих ассоциаций и преодолеть биологический редукционизм, ученые ввели в науку понятие гендер. В науке это слово заведомо искусственно. В психологии и сексологии гендер употребляется в широком смысле, подразумевая любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями). В более узком и строгом смысле гендер обозначает «социальный пол», социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Благодаря их появлению и  развитию пол в социальной теории рассматривается как инструмент социальной детерминации и стратификации (наравне с классом, этносом, конфессией, культурой), а актуальные социальные проблемы – власть, насилие, самосознание, свобода – предстают как проблемы, связанные с принадлежностью  к определенному полу. Проблемы сущности человека, смысла и предназначения получили благодаря гендерным исследованиям  гендерное измерение, представ как  связанные с социально-половыми (гендерными) ролями каждого индивида и существующей в любом обществе иерархии и дискриминации по признаку пола.

Традиционные стереотипы мужского и женского поведения, проявляющиеся в поло-ролевом программировании требуют от мужчины силы, рациональности, ограничения эмоциональности (за исключением чувства агрессии, которое считается вполне приемлемым для мужчины). Эти же стереотипы требуют от женщины слабости, мягкости, заботливости, эмоциональности (опять же за исключением агрессии, которая не должна быть свойственна женщинам), ограничения рациональности (показывать высокий интеллект для женщины считается зазорным). В общественном сознании эти стереотипы давно себя изжили, но они оказались живучими на бытовом психологическом уровне. В то же время, прогрессивное движение освобождения от этих стереотипов, в котором лидерами оказались женщины-феминистки, начало формировать другие стандарты и, похоже, создавать новые проблемы гендерных ролей.

 

1.2 Влияние установки  на ролевое ожидания

 

Установка часто определяется как готовность благоприятно или  неблагоприятно реагировать на определенные социальные стимулы. Особенностью проявления установок является то, что они не могут наблюдаться непосредственно, но могут быть выведены из особенностей внешнего поведения, прежде всего вербального, в частности из ответов человека на специально отобранную совокупность суждений, высказываний (шкалу установки), в которой фиксируется мнение относительно определенного социального объекта или стимула, например, отношение к религии, войне, месту работы и т.д. Шкала установок (в отличие от опроса мнений) позволяет измерять установку как одномерную переменную, определять специальную процедуру ее построения и предполагает единый, суммарный показатель.

На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего. Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Ломова о субъективных отношениях. Эти отношения отражают то, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., всем том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в них. Ломов считает «субъективные отношения» родовым понятием по отношению к таким понятиям, как «установка», «личностный смысл», «аттитюд». В ряде случаев он называет эти отношения субъективно-личностными отношениями. Система этих отношении составляет сложнейшее, многоуровневое, динамическое образование, которое можно описать как многомерное субъективное «пространство» , каждое измерение которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (к труду, отношениям, социальным ролям, собственности, другим людям, политическим событиям и т. д.).

Субъективность отношений  означает принадлежность их общественному  субъекту. Они выступают как способ включения личности в объективно развивающиеся общественные отношения.

Субъективные отношения  являются интегральными свойствами личности, выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности .

Субъективные отношения  личности формируются и проявляются, прежде всего, как отношения к  людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.

Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая, как форма  отражения взаимодействий и взаимоотношений  людей и их регулятор, субъективные отношения являются сущностной характеристикой  социальной психологии личности.

Основателем отечественной  теории установки является Д. Н. Узнадзе. Для разработки социальной психологии личности большое значение имеют  центральные идеи этой теории. В  активное взаимодействие с действительностью  вступает непосредственно сам субъект, а не отдельные акты его психической  деятельности. Поведение и жизнедеятельность  субъекта вытекают из наличия у него потребностей. Для их удовлетворения необходима определенная ситуация. Наличие  потребностей и ситуации вызывает особое состояние, которое характеризует  его склонность, направленность, готовность совершать определенные действия. Это  состояние и есть установка. Узнадзе  характеризует установку как  модификацию живого существа, соответствующую  объективному ходу вещей, как особое состояние личности, модус ее в  конкретных условиях. Это - личностный фактор, конкретная определенность личности в каждый данный момент. Были выделены формы взаимосвязи человека с  действительностью:

·  формы связи живого организма с предметами внешнего мира;

·  формы дистанционной взаимосвязи индивида и предмета;

·  форма сознательного отношения человека к действительности.

Бесспорный интерес для  социальной психологии представляет введение в арсенал научного исследования категории поведения. Разные виды установок  реализуются двумя выделенными  Узнадзе формами поведения: экстерогенным и интерогенным. К экстерогенным формам поведения относятся потребление, обслуживание, труд, занятие. К интерогенным -эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество (Узнадзе, 1966). Одно из важных положений теории установки заключается в том, что существуют разные формы психической активности. Главные из них - установка и объективация. Объективация понимается как задержка или прекращение реализации имеющейся установки, приостановка соответствующей деятельности. Акт объективации включает в себя идентификацию того, что переживается сейчас, с тем, что переживалось только что перед этим, сознание их тождества, закрепляемого актом номинации в речи. В этом акте заключено познавательное отношение к миру, он равнозначен механизму сознания. Предметами объективации являются: душевный мир, который помогает индивиду выделять в процессе поведения мешающие ему предметы, а также социальные требования и «Я». В способности объективации заключен механизм выхода за пределы личного, в сферу другого человека. Намечается переход от психологии личности к социальной психологии личности.

Информация о работе Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей