Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью является проверка предположения, что у девушек и юношей имеются различия в установках, касающихся представлений о супружеской жизни. Исходя из цели были выдвинуты задачи:
1. Проведение теоретического анализа литературы по вопросу психологии гендера мужчины и женщины.
2. Анализ условий и факторов, влияющих на формировании установок
3. Проведение анкетирования
4. Анализ эмпирических данных и сопоставление их с теоретической базой исследования.

Содержание

Введение
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БРАЧНО-РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
1.1 Гендерный аспект ролевого поведения
1.2 Влияние установки на ролевое ожидание
1.3 Гендерные роли в семье и поло-ролевые ожидания от брачной жизни
РЕЗЮМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Раздел 2. Методологический блок
Проблемная ситуация.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Цель.
Исследовательские задачи:
АНАЛИЗ ЭМПЕРИЧЕСКИХ ДАННЫХ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ИХ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Выборка. Техника и методы исследования
2.2 Обработка эмпирических данных.
2.3 Интерпретация полученных данных
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

курсач2.docx

— 144.95 Кб (Скачать файл)

056 – муж и жена находятся  в курсе дел друг друга

057 – каждый предоставлен  сам себе»

отражает отношение респондентов к контролю в семье супругами  друг друга таким образом: муж  и жена находятся в курсе дел  друг друга/0056/ – наибольшее предпочтение, средняя оценка в группе девушек  – 1,24, в группе юношей – 1.9, остальные  варианты ответов получили оценки в  обеих группах 0т 4 до 4,7 . Склонность обеих групп к аспекту современной  модели брака

 

Рис. 2.12а.

Оценка группой девушек  вариантов ответов на вопрос анкеты№12

Рис. 2.12. б.

Оценка группой юношей вариантов ответов на вопрос анкеты№12

На рис.2.13.(Процентные показатели ответов юношей и девушек на вопрос анкеты№13) отображена следующая тенденция: 87% юношей и 100% девушек убеждены, что  заниматься воспитанием детей следует  обоим родителям, старшему поколению/0061/ и образовательным учереждениям/0063/ отводится небольшая роль – 5-30%.

 

Рис. 2.13.

Процентные показатели ответов  юношей и девушек на вопрос анкеты№13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

В современных условиях на формирование представлений молодого поколения о семье и браке  влияет ряд факторов: родительский дом, ближайшее окружение, средства массовой информации, литература и  фольклор, образовательная система. Определенное влияние оказывают  и новые ценностные ориентации, которые  распространились в конце ХХ века: равноправие между полами, экономическая  и психологическая самостоятельность  женщины, сексуализация культуры, изменения в структуре «брачного рынка» и брачного выбора и пр.

Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. В многочисленных исследованиях  психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек  о будущей семейной жизни формируются  в родительской семье стихийно –  или как стремление к повторению, или как желание сделать все  по-другому и т.д.

Опираясь на полученные в  ходе исследования данные, можно прийти к следующим заключениям:

- гипотеза подтверждена: существует зависимость брачно-ролевых  ожиданий от пола, а именно  то, что для девушек предпочтительнее  модель современного брака, а  для юношей – традиционного,  это можно объяснить влиянием  социализации образования в системе  силовых структур на ролевые  представления юношей в отношении  брачной жизни, и экономическая  и психологическая самостоятельность  девушек;

- у юношей и девушек  брачно-ролевые ожидания во многих  аспектах различаются, в дальнейшем, при формировании собственной  семьи на этой почве могут  возникнуть разногласия, что в  свою очередь может стать причиной  семейных конфликтов.

 

Таблица выводов

Юноши,%

отношение к ранним бракам

Девушки,%

13,33

категорически против

0,00

23,33

Негативное

33,33

43,33

положительное

57,14

13,33

нейтральное

9,52

6,67

толко за

0,00

 

необходимые условия для  заключения брака

 

36,67

подходящее материальное положение будущего(ей) супруга(ги)

33,33

40,00

уважение

66,67

23,33

симпатия

4,76

23,33

физическое влечение

19,05

6,67

соответствие вашему образу идеального супруга

14,29

96,67

взаимная любовь

90,48

 

обстоятельства совместного  проживания

 

17

для начала лучше гражданский  брак

47,62

10

предпочитаю законный брак

23,81

0

мой выбор – регистрация  и венчание

28,57

 

возраст вы считаете наиболее приемлемым для того, чтоб завести  ребенка

 

0,00

– до 20

9.52

56,67

от 20 до 25

52.38

30,00

от 25 до 30

33.33

 

минимум материального благополучия, как необходимое условие, чтоб завести  ребенка

 

36,67

наличие жилья

42,86

6,67

наличие прописки

0,00

40,00

наличие собственного жилья

47,62

6,67

наличие машины

14,29

70,00

стабильный доход

42,86

40,00

высокий стабильный доход

47,62

 

Кому, по-вашему, должны принадлежать лидерство и ответственность  за принятие решений в семье

 

33,33

мужу

0,00

0,00

жене

0,00

40,00

основные решения принимаются  совместно

76,19

10,00

обоим, все вопросы до мелочей решаются совместно

0,00

16,67

у каждого есть своя сфера, где он лидер

23,81

 

Кто должен быть, на ваш взгляд, основным добытчиком денег в семье

 

53,33

муж

23,81

0,00

жена

0,00

0,00

каждый работает на себя

0,00

46,67

работают оба в одну копилку

76,19

 

А кто распоряжаться семейным бюджетом?

 

20,00

муж

0,00

13,33

жена

9,52

66,67

оба

90,48

 

Кто больше времени, по вашему мнению, должен посвящать ведению  хозяйства

 

10,00

муж

0,00

33,33

жена

4,76

13,33

каждый, в свободное от работы время

9,52

40,00

каждый старается помочь другому

71,43

6,67

у каждого свой круг обязанностей

14,29

 

Отпуск супруги должны

 

73,33

проводить вместе

66,67

6,67

отдыхать друг от друга

0,00

20,00

проводить и вместе, и  отдельно

0,00

0,00

когда отдыхает муж, жена остается дома

0,00

0,00

когда отдыхает жена, муж  остается дома

0,00

 

Вы считаете, что создание позитивной атмосферы в семье  задача

 

3,33

мужа

0,00

6,67

жены

0,00

90,00

обоих

100,00

 

. Вы считаете, что воспитанием  детей должны заниматься

 

13.33

жена

0,00

6,67

муж

4,76

86,67

оба

100

16,67

детский сад, школа.

4,76

30,0

старшее поколение (бабушки  и дедушки)

14,29


 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Питер,1990. – 270с.

2.  Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии, 1986, № 1 – 115с.

3.  Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1999. – 323с.

4.  Бергер П. Социальное конструирование реальности / Бергер П., Лукман Т. – М.: Просвещение, 1997. – 345с.

5.  Бодалев А.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности / А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферова // Человек и общество: (ученые записки НИИКСИ). – Л.: изд-во Л. ун-т. – вып. 9. – 1971.

6.  Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1999. - 460с.

7.  Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. - 180с.

8.  Майерс Д. Социальная психология.СПб.: Питер, 1996. – 394с.

9.  Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Прогресс, 1992. – 268с.

10.  Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий. – М.: Инфро, 1998. – 493с.

11.  Социальная идентификация личности / Под ред. В. Ядова. – М.: Наука, 1993. – 540с.

12.  Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1987. – 356с.

13.  Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки. - М.: Наука, 1966. – 437с.

14.  Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.- 259с.

    15.  Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1969. – 403с.

16.  Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. – М.: Наука, 1985. – 297с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

АНКЕТА

Ваш возраст______________________________

Ваш пол _________________________________

Форма обучения__________________________

  1. Ваше отношение к ранним бракам:

 

001 – категорически против

002 – негативное

003 – нейтральное

004 – положительное

005 – толко за

Q1

 

2. На ваш взгляд, необходимым  условием для заключения брака  является (возможен выбор нескольких  утверждений):

006 - подходящее материальное  положение будущего(ей) супруга(ги)

007 – уважение

008 – симпатия

009 – физическое влечение

010 – соответствие вашему  образу идеального супруга

011 – любовь одного  из супругов

012 – взаимная любовь.

 

Q2 Q_006 Q2_007 Q2_008 Q2_009 Q2_010 Q2_011 Q2_012

 

3. Что вы думаете об  обстоятельствах совместного проживания

013 – для начала лучше  гражданский брак

014 – предпочитаю законный  брак

015 – мой выбор –  регистрация и венчание

 

Q3

 

4. Какой возраст вы  считаете наиболее приемлемым  для того, чтоб завести ребенка

016 – до 20

017 – от 20 до 25

018 – от 25 до 30

019 – от 30 до 35

020 – от 35 до 40

021 – после 40.

 

Q4

 

5. Наличие, какого минимума  материального благополучия является  для вас необходимым условием, чтоб завести ребенка (возможен  выбор нескольких утверждений):

022 – наличие жилья

023 – наличие прописки

024 – наличие собственного  жилья

025 – наличие машины

026 – стабильный доход

027 – высокий стабильный  доход

028 - ________________________________________________________

Q5

Q5_022  Q5_023 Q5_024 Q5_025 Q5_026 Q5_027 Q5_028

 

6. Кому, по-вашему, должны  принадлежать лидерство и ответственность  за принятие решений в семье

029 – мужу

030 – жене

031 – основные решения  принимаются совместно

032 – обоим, все вопросы  до мелочей решаются совместно

033 – у каждого есть  своя сфера, где он лидер

 

Q6

7. Кто должен быть, на  ваш взгляд, основным добытчиком  денег в семье

034 – муж

035 – жена

036 – каждый работает  на себя

037 – работают оба в  одну копилку

 

     Q7

 

8. А кто распоряжаться  семейным бюджетом?

038 – муж

039 – жена

040 – оба

 

Q8

9. Кто больше времени,  по вашему мнению, должен посвящать  ведению хозяйства

041 – муж

042 – жена

043 – каждый, в свободное  от работы время

044 – каждый старается  помочь другому

045 – у каждого свой  круг обязанностей.

 

    Q9

 

10. Отпуск, по-вашему, супруги  должны

046 – проводить вместе

047 – отдыхать друг  от друга

048 – проводить и вместе, и отдельно

049 – когда отдыхает  муж, жена остается дома

050 – когда отдыхает  жена, муж остается дома

 

      Q10

 

11. Вы считаете, что создание  позитивной атмосферы в семье  задача

051 – мужа

052 – жены

053 – обоих

 

 

12. Допустим ли в семье  контроль мужем и женой друг  друга? (оцените каждое высказывание  оценкой от 1 до 5, 1 – наибольшее  предпочтение, 5 – то, что вас более  всего не устраивает)

 

054 – поведение мужа  четко контролируется женой

055 – поведение жены  четко контролируется мужем

056 – муж и жена находятся  в курсе дел друг друга

057 – каждый предоставлен  сам себе

 

 

13. Вы считаете, что воспитанием  детей должны заниматься(возможен выбор нескольких утверждений):

058 – жена

059 – муж

060 – оба

061 - старшее поколение  (бабушки и дедушки)

062 – няня

063 - детский сад, школа.

Q13 Q_058  Q_059 Q_060 Q_061 Q_062 Q_063 Q_064

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица сопряженности эмпирических частот

               

эмперические

 

варианты ответов

         

частоты

 

0013

0014

0015

всего

   

пол

м,1

17

10

0

27

   
 

ж,2

10

5

6

21

   

всего

 

27

15

6

48

   
               

эмперические

 

варианты ответов

         

частоты

 

0029

0030

0031

000032

0033

всего

пол

м,1

10

0

12

3

5

30

 

ж,2

0

0

16

0

5

21

всего

 

10

0

28

3

10

51

               

эмперические

 

варианты ответов

         

частоты

 

0034

0035

0036

000037

всего

 

пол

м,1

16

0

0

14

30

 
 

ж,2

5

0

0

16

21

 

всего

 

21

0

0

30

51

 
               

эмперические

 

варианты ответов

         

частоты

 

0041

0042

0043

000044

0045

всего

пол

м,1

3

10

4

12

2

30

 

ж,2

0

1

2

15

3

21

всего

 

3

11

6

27

5

51

               

эмперические

 

варианты ответов

         

частоты

 

0046

0047

0048

всего

   

пол

м,1

22

2

6

30

   
 

ж,2

6

0

14

21

   

всего

 

28

2

20

51

   
               

эмперические

варианты ответов

       

частоты

51

52

53

всего

   

пол

Курсанты

1

2

27

30

   
 

Студенты

0

0

21

21

   

всего

 

6

6

39

51

   

Приложение 3

Таблица сопряженности теоретических  частот

                   

эмперические

 

варианты ответов

         

0.01<р<0.05

частоты

 

0013

0014

0015

всего

       

пол

м,1

15,19

8,44

3,38

27

       
 

ж,2

11,81

6,56

2,63

21

       

всего

 

27

15

6

48

       
                   

эмперические

 

варианты ответов

         

0.01<р<0.05

частоты

 

0029

0030

0031

000032

0033

всего

   

пол

м,1

5,88

0,00

16,47

1,76

5,88

30

   
 

ж,2

4,12

0,00

11,53

1,24

4,12

21

   

всего

 

10

0

28

3

10

51

   
                   

эмперические

 

варианты ответов

         

р<0.001

 

частоты

 

0034

0035

0036

000037

всего

     

пол

м,1

12,35

0,00

0,00

17,65

30

     
 

ж,2

8,65

0,00

0,00

12,35

21

     

всего

 

21

0

0

30

51

     
                   
                   

эмперические

 

варианты ответов

         

0.01<р<0.05

частоты

 

0041

0042

0043

000044

0045

всего

   
   

пол

м,1

1,76

6,47

3,53

15,88

2,94

30

   
 

ж,2

1,24

4,53

2,47

11,12

2,06

21

   

всего

 

3

11

6

27

5

51

   
                   

эмперические

 

варианты ответов

         

0.001<р<0.01

частоты

 

0046

0047

0048

всего

       

пол

м,1

16,47

1,18

11,76

30

       
 

ж,2

11,53

0,82

8,24

21

       

всего

       

51

       
                   

теоретические

варианты ответов

       

0.001<р<0.01

частоты

0051

0052

0053

всего

       

пол

Курсанты

3.53

3.53

22.94

30

       
 

Студенты

2.47

2.47

16.06

21

       

всего

 

6

6

39

51

       

Информация о работе Гендерно обусловленная взаимосвязь брачно-ролевых ожиданий у девушек и юношей