Гендерные отличия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:08, реферат

Краткое описание

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?
Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и само восприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………………2
2. Гендерные различия…………………………………………………………….2
3. Гендерная идентичность………………………………………………………..2
4. Эксперимент с приматами……………………………………………………...4
5. Математические способности…………………………………………………5
6. Различия в речевых способностях…………………………………………….6
7. Эмоциональные отличия……………………………………………………….6
8. Различия во внимании…………………………………………………………..7
9. Качественные показатели интеллекта………………………………………..7
10. Гендер в различных культурах………………………………………………..7
11. Заключение………………………………………………………………………8
12. Список используемой литературы…………………………………………..10

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (9).docx

— 42.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение …………………………………………………………………………2
  2. Гендерные различия…………………………………………………………….2
  3. Гендерная идентичность………………………………………………………..2
  4. Эксперимент с приматами……………………………………………………...4
  5. Математические способности…………………………………………………5
  6. Различия в речевых способностях…………………………………………….6
  7. Эмоциональные отличия……………………………………………………….6
  8. Различия во внимании…………………………………………………………..7
  9. Качественные показатели интеллекта………………………………………..7
  10. Гендер в различных культурах………………………………………………..7
  11. Заключение………………………………………………………………………8
  12. Список используемой литературы…………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Изучение психологии мужчины  и женщины их отличий друг от друга  имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но так же ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями  пола человека и его психологическими различиями, в последнее время  часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Насколько значимы, закономерны  и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды  и диктующей соответственно свои законы и правила?

Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и само восприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Гендерные различия


Гендерные различия — совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин.

Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и количественно измеряет эти различия и пытается найти им объяснения. Сегодня сформировались два полярных подхода к объяснению гендерных различий. Социальная психология рассматривает в качестве их основной причины социальные факторы (социальное научение), воспитание, в то время как биологический подход рассматривает эти различия как эволюционно сформировавшиеся и закрепившиеся биологически. В пользу обоих подходов есть свои аргументы.

Гендерная идентичность


Одним из основных вопросов гендерной психологии был вопрос о половой самоидентификации  индивида (гендерной идентичности). Социальные психологи находят, что ребёнок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом. Ими было обнаружено, что маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определённого возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

Соответственно, согласно этой теории, девочки психологически становятся фемининными, а в мальчиках социум развивает традиционно маскулинные качества личности. В реальности же каждый человек сочетает в себе как маскулинные, так и фемининные качества, и общество представляет собой характерологический континуум личностей, причем мужчина или женщина может соответствовать любой точке этой характерологической шкалы, и можно встретить как маскулинизированную женщину, так и феминизированного мужчину. Сложно оказалось однозначно определить и свойства характера, которые следует относить к типично мужским или типично женским, так как зачастую в одних этносах они считаются свойственными одному полу, а в другом — другому.[1]

Эта концепция послужила  основой для теоретического обоснования  операций по конверсии (изменению) пола у младенцев с невыраженными  половыми органами или поврежденными  при рождении или неудачных хирургических  операциях.

Однако это встречало  активное сопротивление со стороны  представителей нейронаук. Споры вокруг конвертирующих операций достигли внимания общественности в 1997 году, когда был опубликован рассказ о жизни человека по имени «John/Joan», получивший Национальную премию по журналистике. «John/Joan», известный в настоящее время как Дэвид Реймер (David Reimer), родился в 1965 г. вместе с другим братом-близнецом и был назван Брюсом. Но предпринятое в 8 месяцев обрезание привело к несчастью — потере пениса, после чего ребёнок был кастрирован в 22 месяца и переименован в Бренду. Случай[2] был оценен в литературе как потрясающий успех Хопкинсовского психолога Джона Мани (John Money), который был автором самого термина «гендер», он послужил прецедентом для многих других. В действительности же дело обстояло вовсе не так благополучно.

Бренда, которая всегда чувствовала себя неуютно в своём  разодетом в платья теле, пережила ужасное детство, полное замешательства и безжалостных насмешек, и в сущности не воспринимала себя как девочку. Она была склонна к мальчишеским занятиям, увлечениям и поведению. Когда в 14 лет ей наконец рассказали правду, она немедленно с чувством глубокой удовлетворенности и облегчением стала Дэвидом. Жизнь опять стала налаживаться. Он женился и стал отчимом трёх детей. Однако, когда Дэвиду (Реймер, снова став мужчиной, решил вернуть себе имя, данное при рождении) было уже 30 лет, психиатры, наблюдавшие за Реймером с 8 лет, опубликовали статью, посвящённую разоблачению доктора Мани и его теории. Статью эту заметил журналист Джон Колапинто и уговорил Дэвида помочь ему написать книгу о его жизни, обличающую злодеяния Мани.

Книга наделала много шума. Дэвид Реймер стал знаменитым, однако нормальная его жизнь на этом кончилась. Его все знали как транссексуала, о нём говорили, шептались, острили. В итоге не выдержала жена, она ушла от него, забрав детей (каково им было - детям отца, о котором все говорят как о самом знаменитом трансвестите). И вот две недели назад не выдержал и он сам.38-летний канадец Дэвид Реймер покончил жизнь самоубийством.

Медицинское сообщество также  узнало правду о случае Дэвида и  пришло в неизбежное замешательство: возможно тысячи проделанных хирургических  конверсий привели к страданию  людей. В своем докладе профессор  анатомии и репродуктивной биологии Гавайского университета Milton Diamond, и психиатр Keith Sigmundson поведали миру об ужасающем прошлом Дэвида. Оба исследователя не случайно занялись данной проблемой: Даймонд был одним из команды учёных Канзасского университета, выявивших в 1959 г. маскулинизирующий эффект тестостерона на внутриутробное развитие морских свинок, а Сигмундсон был психиатром несчастного Реймера в его родном городе Уиннипег.

Данный случай послужил импульсом для начала широких  ретроспективных исследований случаев  конверсии пола у младенцев, которые  выявили множество аналогичных  историй и тем самым нанесли  серьёзнейший удар по социальной теории половой самоидентификации у  детей.[3] К сожалению, даже в современных учебных пособиях эти клинические данные не всегда находят отражения (например, Шон Берн. Гендерная психология; Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006).

Также объектом острых дискуссий, нередко принимающих политический характер, становится предметная область  деятельности человека в зависимости  от пола. Многими профессиями, ранее  считавшимися исключительно мужскими, стали овладевать и женщины. Большой  материал принесли и кросс-культурные исследования (например,Маргарет Мид), из которых следовало, что деятельность по признаку пола определяется культурными установками, могущими быть разными в разных этносах. Соответственно, и деятельность не может однозначно определяться как природно предопределённая для какого-то одного из полов.

Однако все же существуют определённые корреляции между мужскими и женскими традициями в различных  культурах относительно предметных занятий, что может косвенно свидетельствовать  в пользу существования каких-то биологических детерминант. Это прежде всего — разница в физических возможностях, поскольку мужчины в своём большинстве намного сильнее женщин, а потому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание ею потомства и ведение домашнего хозяйства. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

И опять серьёзнейшие факты  преподнесли клиническая эндокринология и этология. Случаи пациентов с  эндокринными нарушениями говорят  о том, что в период раннего  развития человека чрезвычайно влиятельны биологические факторы (например, уровни андрогенов — мужских половых  гормонов — у матери в период вынашивания плода, оказывающих  маскулинизирующее влияние на половую дифференцировку мозга у ребёнка).

Эксперимент с приматами


Хотя большинство фактов указывают на роль социализации, нельзя сбрасывать со счетов и значение врожденной предрасположенности к выбору видов  деятельности, игр, игрушек (с учетом хотя бы большей агрессивности лиц  мужского пола, которая определяется не только воспитанием, но и связью с генетически предопределённой концентрацией в организме мужских  половых гормонов). Уникальная возможность  получения доказательств в пользу последней точки зрения имеется  при изучении детей с таким  генетическим нарушением, как врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН). Из-за ферментативного дефекта у индивидов  с САН обнаруживается высокий  уровень андрогенов в надпочечниках начиная с утробного периода. Вследствие этого у девочек с ВГН наблюдается поведение, характерное для мальчиков: интенсивный расход энергии, склонность к шумным уличным играм и традиционно маскулинным игрушкам и занятиям (Ehrhard, Baker, 1974; Ehrhard, Epstein, Money, 1968; S. Berenbaum, M. Hines, 1992). Они лучше ориентируются в пространстве (что характерно для мальчиков), чем девочки без ВГН (Resnick et al., 1986). Поэтому существует точка зрения, что не родители навязывают ребёнку те или иные игрушки и игры, а ребёнок, проявляя склонность к тем или иным играм и игрушкам, заставляет реагировать родителей на его склонность (S. Scarr, K. McCartney, 1983). Авторы рассматривают эту зависимость как вызывающий генотип — реакция среды. В пользу этого свидетельствует и наблюдение М. Сноу и его коллег (M. Snow et al., 1983), что мальчики, получившие от отца куклу, играют с ней меньше, чем девочки. На биологическую основу различий в играх мальчиков и девочек указывают и наблюдения над юными макаками-резус: самцы играют в борьбу, а самки ухаживают за более молодыми детенышами. Вряд ли эти различия можно приписать социальному фактору или подражанию родителям. Скорее борьба юных самцов отражает их большую склонность к проявлению агрессии, обусловленную большой концентрацией мужского полового гормона [4].

Значительный вклад в  решение данного спорного вопроса  внёс эксперимент с приматами  — обезьянами vervet из семейства негоминид [5]. Оказалось, что самцы из всех предложенных им игрушек предпочитали машинки и мячи, а самки — куклы и горшки, то есть те же самые, которые обычно соответственно предпочитают мальчики и девочки. Игрушками же, которые одинаково свойственны мальчикам и девочкам (иллюстрированная книга или матерчатая собака), самцы и самки интересовались в одинаковой степени. Это подразумевает, что данные предпочтения сформировались в процессе эволюции и основаны на различных поведенческих ролях самцов и самок. По-видимому, в выборе типа игрушек играли ассоциативную роль свойства этих предметов, привлекательные в контексте типичного для самцов и самок полоролевого поведения. Таким образом, и в этом отношении мнение социальных психологов было опровергнуто.

 

Математические способности


 В области математики  способности людей распределяются  между полами равномерно. Как весьма многочисленные краткосрочные эксперименты, проводившиеся независимыми друг от друга группами ученых в течение последних двадцати лет, так и различные долговремнные научные проекты показали один и тот же результат: пол не оказывает никакого достойного упоминания влияния ни на решение математических задач человеком вообще, ни на предпочтение вида этих задач, их отношения к тому или иному разделу математики. Суммарный анализ и тех, и других исследований опубликован в регулярном издании АРА (American Psychological Association) Psychological Bulletin, Vol 136(1), Jan 2010, 103-127.

В то же время агрессия носителей  стереотипов, особенно в детском  возрасте, негативно сказывается  на желании женщин и девочек реализовать  свои математические способности. Если в семьях, где родители не заражены предрассудками и противятся их давлению извне, девочки и мальчики с одинаковым успехом изучают математику, то в  семьях с навязчивыми представлениями  о преимуществах мальчиков в  абстрактном мышлении, девочки действительно  демонстрируют или неспособоность или равнодушие к математике.

Особенного внимания заслуживает  раздельное обучение мальчиков и  девочек. Оно консервирует, а подчас и катализирует действие социальных атавизмов.

Различия в речевых  способностях


Превосходство женского пола в речевых способностях начинается уже в 9 лет, продолжается в другие возрастные периоды (до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Скорее всего, оно связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению  со сверстниками-мальчиками. Это превосходство  в равной степени проявляется  как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, то есть при сравнении талантливых мальчиков  и талантливых девочек.[6]

Информация о работе Гендерные отличия