Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние неблагополучной семьи на отклоняющиеся поведение подростков.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по теме исследования;
- подобрать и реализовать методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка;
- предложить рекомендации по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением.
Объект исследования: неблагополучные семьи и подростки с отклоняющим поведением

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально- психологические проблемы неблагополучных семей…6
1.1.Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе .….. 6
1.2. Социально – психологические проблемы неблагополучных семей……. 11
1.3. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение
подростка ………………………………………………………………………..14
Глава 2. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка...23
2.1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка ……………..23
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………….. 24
2.3. Рекомендация по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением ……………………………………………………...26
Заключение ………………………………………………………………………31
Список используемой литературы …………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 69.24 Кб (Скачать файл)

 

Итак, мы выяснили что у большинства подростков с отклоняющим поведением обстановка в семьях критическая. Здесь неблагополучные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной девиантного поведения подростков.

 

2.3. Рекомендация  по работе с неблагополучными  семьями во взаимоотношениях  с детьми

Членам неблагополучных  семей бывает трудно воспринимать информацию, выражаемую вербально. Поэтому диалог с ними зачастую превращается в "псевдодиалог", когда психолог и члены семьи  говорят в параллельных монологах, в то время как подразумевается, что они обмениваются информацией. Некоторые психологи склонны  расценивать это как сопротивление, хотя имеет место непонимание. Например, испытывая массивную атаку со стороны членов семьи, психолог меняет свое место и садится среди  членов семьи. Он говорит: "Это очень  трудно находиться здесь, будучи атакуемым  Вами. Я чувствовал, что выпадаю  из Вашей среды". Язык движения привлекает каждого, а слово может остаться незамеченным. Другой способ инактивного  формулирования -помещение одного из членов семьи за зеркало одностороннего видения. Например, немолодая женщина, которая жаловалась на неспособность  своей взрослой дочери управляться  с маленькими детьми, была помещена за зеркало одностороннего видения, откуда должна была наблюдать за тем, как ее дочь управляется с детьми. Выяснилось, что при отсутствии материнской  гиперопеки дочь довольно скоро научилась  с ними управляться. Женщина поняла, что она сама своей неуемной активностью  мешает формированию адекватной родительской позиции у дочери.

Члены неблагополучных семей  часто проявляют ненаправленную активность, целью которой зачастую является грубое облегчение напряжения. Психолог начинает стимулировать моторную активность, направленную на достижение других целей, чтобы показать одним  членам семьи как их поведение  может влиять на других. Например, вместо того чтобы спросить у детей: "Как  получилось, что Ваша мама не говорит  с Вами?", социальный педагог ставит перед детьми задачу: "Могли бы Вы сделать так, чтобы Ваша мама говорила с Вами?". Вот другие примеры  побуждения к инактивному формулированию: «Могли бы Вы сделать так, чтобы Ваши отношения с дочерью не ухудшались?», «Что Вы можете сделать, чтобы улучшились Ваши отношения с дочерью?».

Редуцирование шума, фиксирование на правилах разговора, высвобождение  содержания из посланий, касающихся взаимоотношений:

Каждому члену семьи предлагается отбирать себе человека, которому он говорит, ориентировать его на себя и требовать, чтобы этот человек отвечал.

Социальный педагог берет  на себя роль переводчика в этих разговорах, становится «расшифровывающим  центром» для коммуникации, при этом он центрирован на коммуникации, а  не на личностное содержание послания (просто помогает понять одному человеку, что говорил другой человек, не критикует, не комментирует, не внушает).

Социальный работник следит, чтобы содержательные послания, касающиеся отношений, были более отличимы друг от друга, акцентуирует внимание на содержании. Примером того, как акцент на отношениях может уводить в сторону от содержания послания, может служить следующая фраза, прозвучавшая на одной из сессий работы с семьей: «Я не могу слышать тебя, потому что ты всегда кричишь на меня, и в результате я перестаю слушать».

Специалист по социальной работе останавливает прерывания, которые разрезают коммуникацию между членами семьи. Указывает на необходимость ждать, пока другой член семьи закончит свои мысли и получит на них ответ.

Он фокусируется на диалоге  вокруг одной темы и помогает довести  ее до некоторого уровня законченности.

Социальный работник побуждает к вербальной коммуникации тех, кто привык выражать свою коммуникацию через разрушительную активность.

Из содержания послания социальный работник выделяет то, что полезно для говорящего и слушающего и делает акцент на этом. Например, из монолога матери, касающегося плохой учебы и поведения ребенка, специалист для ребенка делает акцент на заботе матери о нем, а для матери подчеркивает ее интерес к поведению ребенка. Это позволяет участникам ситуации расширить понимание реальности и искать более эффективные приспособления для овладения трудными ситуациями.

Смена доминирующих, интерпретирующих тем в семье на более близкие  к эффективному функционированию. Например, тема воровства сменяется темой  заботы.

Социальный работник помогает делать узкие наборы категорий более дифференцированными. Например, термин «восстающие на родителей дети» можно конкретизировать как «не умеющие себя контролировать дети». Ярлык «контролирующая мама» можно сменить на «сверхобремененная и беспомощная мама». Это может направить мысль членов семьи на то, что мама, по сути, не хочет контролировать своих детей, она хочет получить помощь от своих детей в принятии ими контроля над своим поведением.

Вмешательства, которые меняют границы и иерархию внутри неблагополучных  семей:

I. Физическое отделение  супругов от детей, поочередное  стимулирование супругов сначала  играть роль супругов, а потом  родителей. Это делается для  того чтобы установить четкие  границы между супружеской и  родительской субсистемами.

2. Демонстрация возможности  различных ролевых позиций взрослого  в качестве родителя (контроль) и  в качестве благожелательного  старшего сиблинга, что делает  границы между родительской и  детской субсистемами более проницаемыми. Переходя из одной субсистемы  в другую, меняются роли, чем демонстрирует  гибкость ролевого поведения.

Социальный педагог может  вызвать к жизни диалог между  отцом и сыном для того, чтобы  обойти регулирующую деятельность матери. Это относится к ситуации, когда  мать чувствует, что если отец и сын  разовьют язык кооперативной коммуникации, то она окажется изолированной и  покинутой. В ситуации же разделенности  отца и сына, конфликтных отношений  между ними она ощущает себя нужной, полезной, желанной и для одного, и для другого. Диалог между отцом  и сыном в данной ситуации:

а. «Осаживает» материнское  функционирование и возрождает генетическую систему поддержания семейной структуры.

в. Способствует возрождению  эффективной коммуникации между  отцом и сыном.

с. Способствует возрождению  коммуникации жены с мужем именно как с мужем, а не как с опекаемым.

Можно сделать вывод, о  том, что рекомендация по работе с  семьями должна быть направлена на то, что позиция ребенка в семье во многом определяется господствующей атмосферой. Если подросток чувствует любовь родителей к нему, внимательность, но не навязчивы, то этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Если мы хотим  изменить мир, нужно изменить семью

Семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.

Семья – сложная система  взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов  этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

Взаимоотношения детей и  родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат  в семье, личностные свойства и качества самих детей.

 

В результате исследования мы достигли цели работы, доказав, что  неблагоприятные отношения в  семье между родителями и детьми, влекут за собой отклоняющее поведение  подростка. А также были выполнены задачи:

- были подобраны и реализованы  методы исследования влияния  неблагополучной семьи на отклоняющее  поведение подростка, 

- предложены рекомендации  по работе с неблагополучными  семьями и подростками с отклоняющим  поведением.

И на основе исследований сделаны  следующие выводы:

Неадекватное отношение  родителей к подростку обуславливает  его тревожное состояние, эмоциональный  психологический дискомфорт и как  следствие – отклоняющее поведение  ребенка.

Уровень развития личности подростка зависит и от создания условий родителями.

Негативные взаимоотношения  между взрослыми и подростком формируются при неблагоприятном  климате в семье, и подросток, протестуя против таких отношений, может до конца не осознавая свои поступки идет на крайние меры, иногда в виде девиантного поведения.

На основе этих выводов  можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о роли родительского  отношения к детям получила свое подтверждение. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской  зависимости и переходит к  отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В  большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как  вызывающее поведение.

Подростковый возраст  — время проверки всех членов семьи  на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами  и конфликтами. В этот период все  скрытые противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение  подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и  других взрослых. Раньше близкие многого  не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся  наказаниями и поощрениями, и  примером для подражания, воплощающим  в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно  доверить все. Но со временем эти функции  меняются местами.

В связи с этим в неблагополучных  семьях возникает определенная сложность  общения с детьми старшего школьного  возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто заняты или уделяют должного внимания детям, поэтому не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в  родителях друзей, которые помогут  решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под  силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а  от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций./А.Я.Варга - СПбю:АРГУС, 2001- 252с.
  2. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И.Гилинский // Человек и общество.- Вып.9.- 2002.- С.67
  3. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии/ Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Питер, 2001 – 148с.
  4. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002.- № 6- С.98
  5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицына – Ростов на Дону.: Бином , 2005- 274с.
  6. Макаренкова И.В.. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого – педагогические основы коррекционно – профилактической работы)/ И.В.Макаренкова, А.В.Мисько – М.:АРГУС, 2004- 267с.
  7. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. – М.: МГУ, 2003- 195с.
  8. Мудрик А.В.Социальная педагогика./ А.В.Мудрик - М. , 2002- 378c.
  9. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства./ Р.В.Овчарова – М.: Мысль 2003- 268с.
  10. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А. – СПб, 2001
  11. Психодиагностика: Конспект лекций/Сост. Посохова С. Т. – М., 2004- 278с.
  12. Смирнова Е. О.. Структура и динамика родительского отношения/ Е.О. Смирнова Е. О..// Вопросы психологии.- 2000 - № 3- С.67
  13. Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000- 276с.
  14. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. / Ч.Шеффер, Л.Керри – Спб.: Питер, 2000 – 286с.
  15. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000.
  16. Алешина Ю.Е. Гозман Л.Я. Дубовская Е.М, Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спец. практикум по социальной психологии. Изд-во Московского Университета. 2002 – 120с.
  17. Эйдемиллер Э.Г. и др.. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов./ Э.Г. Эйдемиллер И.В. Добряков, И.Н.Никольская. - СПб.: Питер, 2003 – 275с.

Информация о работе Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка