Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:57, лекция

Краткое описание

1. Общие задачи социальной педагогики в пенитенциарных учреждениях.
2. Технология процесса исправления осужденных.
3. Принципы перевоспитания осужденных.
4. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 70% от общего числа людей, не имеющих крыши над головой, — бывшие осужденные» (Российская газета 1997 23 октября))

 

го осужденного. Данный факт зависит от действенности воспитания, 
осознания бывшим осужденным необходимости соблюдения правовых норм, а также от наличия места жительства, возможности трудоустройства, особенностей среды, в которой предстоит жить, ее нравственного климата, отношения к бывшему осужденному окружающих.

В течение срока наказания, особенно на его 
заключительном этапе, решению многих проблем может способствовать активная и направленная деятельность попечительского совета 
при воспитательной колонии уголовно-исправительной системы.

Исправительно-воспитательный процесс  осуществляется в специфических  условиях пенитенциарного учреждения. К таким условиям 
относятся:

а) частичная или полная изоляция осужденных от общества;

б) отдельное содержание в течение длительного времени мужчин или женщин;

в) процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного наказания;

г) жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, а также взаимоотношений осужденных с воспитателями и администрацией;

д) особый статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями.

Реализация  исправительно-воспитательного процесса требует от 
администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета 
специфических принципов.

 

3. Принципы  перевоспитания осужденных.

Выделяются  следующие принципы перевоспитания осужденных.

Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Процесс перевоспитания невозможен без четкого и конкретного определения его цели, под которой понимается идеальное представление о предполагаемом, «проектируемом» (А.С.Макаренко) результате педагогической деятельности. «Цели воспитательного процесса, — писал Макаренко, — должны всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности... Эти цели и должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров...»

Цель определяется как  идеальное представление будущих  результатов: начальная перспектива в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания уточняется с переходом к новой более сложной.

Она выступает как  первоначальный ориентир, позволяющий  воспитателю выстроить перед  осужденным целую систему «перспективных линий» — от ближней до дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным его членом.

Принцип соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному. Цель всегда рассматривается в соответствии со средствами. 
Средства, формы и методы выступают конкретным педагогическим инструментарием достижения цели. Последняя всегда предусматривает 
использование наиболее оптимального педагогического инструментария, который позволил бы в соответствующих условиях конкретным 
воспитателям добиться перевоспитания каждого осужденного.

Принцип связи процесса перевоспитания осужденного  с окружающей жизнью. Сущность его заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в 
той социальной среде, в которую он попадет после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания 
может оторвать человека от реальной жизни. В таком случае он после 
освобождения из мест заключения может не найти свое место в обществе, и общество не примет его, что вызовет рецидив. Последствия 
подобного рецидива часто проявляются в агрессивных действиях освобожденного, предусматривающих применение административных 
мер. Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально полезные связи и отношения с другими людьми, 
социальным окружением; постоянно держать осужденных в курсе событий внутриполитической и международной жизни, расширять круг 
общественно-политических интересов, формировать у них положительные социальные установки. Этому способствует также и приобщение осужденных к делам колонии, вовлечение их в трудовую и общественную деятельность.

Принцип активности осужденного в общественно полезной деятельности. Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека, его перевоспитания выступает собственная активность. Его основу в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Включение человека в активную общественно полезную деятельность способствует его социальной 
переориентации, перевоспитанию. Такой подход не подавляет личность, а, наоборот, активизирует ее, помогает наиболее полному проявлению духовных сил.

Общественно полезная деятельность осужденных — это прежде 
всего их производительный труд. Воспитательная функция труда в 
процессе формирования личности общеизвестна. Он активно используется в жизнедеятельности осужденных. Кроме того, в условиях заключения к общественно полезной относятся учебная, общественная 
деятельность в часы досуга, участие в художественной самодеятельности, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа.

Принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из 
социальной обусловленности развития (исправления) осужденных. 
В условиях жесткой изоляции, принудительного пребывания в определенных администрацией отряде, бригаде, звене резко возрастает 
роль ближайшего социального окружения. Коллектив может быть 
самым разным, от позитивного (о котором писал Макаренко как наиболее важном средстве перевоспитания) до резко негативного — «асоциальный коллектив». В негативном (асоциальном) плане это не 
коллектив, а сообщество, группа и пр. В ряде исправительных учреждений процветают отрицательные традиции, с молчаливого согласия 
«авторитеты» уголовного мира («углы», «паханы», «главворы») насаждают враждебные нормальному человеческому общежитию правила поведения и взаимоотношений. В таких «зонах» воспитательная, а 
тем более перевоспитательная работа требует особого педагогического 
мастерства.

Сформировать коллективистские отношения в среде осужденных 
чрезвычайно сложно, но вполне возможно. Такой опыт есть в ряде 
подразделений. Основу данного опыта создала педагогическая теория коллектива, разработанная Макаренко, которая трансформирована и адаптирована к условиям современных исправительных учреждений.

Принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным, 
и справедливым отношением к ним. В основе его лежит гуманное отношение к человеку. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания без требовательности, и одновременно предупреждал: «Нужно 
всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».

Воспитательный процесс, ориентированный только на подавление, 
нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволенности. Важно видеть в человеке не только недостатки, но и то положительное, на что можно опереться в работе с ним. Отсюда вытекает следующий принцип.

Принцип опоры  на положительное в личности. В перевоспитательной работе с осужденными исключительно важно уметь видеть в личности не только недостатки, но и положительное. Это тот союзник, 
опираясь на которого, можно направить усилия воспитанника на позитивную (продуктивную) деятельность, на самопроявление, а в перспективе и на активизацию его перевоспитания. Реализация этого 
принципа необычайно сложна для воспитателей даже чисто психологически, ибо серьезные нравственные дефекты, отрицательные черты 
характера осужденных, их негативное отношение как к требованиям 
исправительно-трудового права, так и их носителям (воспитателям 
осужденных) лежат, что называется, на поверхности. В то же время те 
качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, осужденные чаще всего прячут от окружающих, дабы 
не стать объектом насмешек и издевательст в со стороны других, а подчас и не осознаются ими самими.

Принцип опоры  на положительные качества личности не означает снижения требовательности к осужденным, а тем более захваливания и попустительства.

Принцип дифференцированного и индивидуального  подхода в процессе перевоспитания. Осужденные различаются по полу, возрасту, 
образованию, национальным, религиозным и социально-групповым, 
индивидуально-психологическим особенностям, социально-педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, типу совершенного преступления и т.д. Все это и требует своеобразия подхода как к определенной группе, так и к отдельной личности. Дифференциация — это выделение типичных отличительных свойств явлений, предметов, объектов, по которым можно в некоторой целостности (общности) выявить группу или ряд групп. Принцип дифференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволит воспитателям наиболее полно учесть особенности каждого.

Для дифференциации осужденных необходимо выделить группы, чтобы учитывать своеобразие каждого. Они могут быть сформированы:

  1. по характеру совершенных преступлений (корыстные, насильственные,  насильственные некорыстные,  насильственные корыстные);
  2. по количеству судимостей (впервые судимые, неоднократно судимые);
  3. по степени криминальной зараженности (глобальная, парциальная, предкриминальная);
  4. по степени общественной опасности (признанные или непризнанные особо опасными рецидивистами);
  5. по возрасту;
  6. по образованию;
  7. по полу;
  8. по степени исправления;
  9. по характеру общественной активности (актив, резерв актива, 
    пассив, «болото», контрактив):

10) по неформальному положению осужденных в самой общности 
(«главворы», «паханы», «мужики», «углы», «обиженные») и т.д.

Такая дифференциация позволяет заметить в личности осужденного наиболее существенное и требующее учета в воспитательной работе с ним.

Принцип комплексного подхода. Идея комплексного подхода вытекает из понимания личности как целостности, как сложной динамичной системы. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.

Комплексный подход является одним из важных принципов организации и практической деятельности по перевоспитанию субъекта. 
Он распространяется на определение целей и задач перевоспитания; 
обеспечение их соответствия методам перевоспитания; организацию 
формального и неформального общения личности; планирование воспитательного процесса; привлечение к непосредственной и опосредованной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, общественности; всестороннее изучение личности осужденных на всех 
этапах воспитательного процесса (от организации приема вновь прибывших осужденных до подготовки их к освобождению); реализацию 
в практической деятельности исправительных учреждений всей системы принципов перевоспитания осужденных.

 

4. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.

В общей педагогике гражданское  воспитание является одним из 
основных направлений и задач педагогической деятельности. В пенитенциарной педагогике оно становится целью целостного и комплексного перевоспитания. Выделяют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях.

Правовое  воспитание осужденных. Это процесс формирования 
правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного и социально активного поведения. Это направление занимает особое место в условиях исправительного учреждения. Его задача заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства, и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосознания. Такой подход позволяет в определенной степени возвращать в общество правопослушных (законопослушных) людей.

Нравственное  воспитание осужденных. Оно предусматривает целенаправленную деятельность на преодоление у осужденных чуждых 
обществу моральных качеств и убеждений. Итогом воспитательной 
работы должно быть формирование нравственных чувств, сознания и 
нравственного поведения.

Трудовое  воспитание осужденных. Его цель — закрепление у осужденных трудовых умений и навыков, психологической готовности к 
труду, нравственного отношения к нему, осознанной потребности трудиться. Это направление является исключительно важным, так как 
труд, трудовая деятельность — одно из основных средств исправления 
и перевоспитания осужденных. Труд — основа нравственного воспитания.

Физическое  и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. 
Сама обстановка пенитенциарного учреждения предусматривает важное значение этого направления в работе с осужденными. Оно позволяет не допустить деградации личности осужденного, сохранять его 
человеческое достоинство. Оно направлено на развитие физических 
способностей, укрепление здоровья, формирование морально-волевых качеств.

Важное значение имеет активизация самовоспитания осужденных. 
Это направление является ведущим во всей системе воспитательной 
деятельности с осужденными. Главным его назначением является 
включение заключенного в самовоспитательную деятельность, осознание им необходимости преодоления каких-либо негативных качеств личности. Оно направлено на превращение объекта воспитания 
в субъект самовоспитания. В этом суть всей воспитательной (перевоспитательной) деятельности в условиях исправительного учреждения.

Информация о работе Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях