Воспитательная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:31, творческая работа

Краткое описание

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

воспитательная работа.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и т. д.

     Важную роль в жизни  ребенка играют объективные социокультурные  условия его развития, каким дисгармоничным  фактором сказывается та или  иная степень социальной деривации  в семье и школе, когда личность  остро ощущает свою заброшенность,  отчужденность, обездоленность. Но  нельзя сбрасывать и дефекты  современного школьного образования,  которые и сами по себе способны  резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее потенциальной  самореализации в будущем и  явно точки приложения ее сил  в условиях высокотехнологического  общества.

     В социальном опыте  человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни.  Для ребенка естественным “  полигоном” радостей и разочарований,  успехов и неудач является  школа и все то, что с ней  связано. 

     Школа – как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности – позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.

     Необходимость повышения  конкурентоспособности каждого  в условиях жесткой требовательности  общества к адекватной социальной  приспособленности личности, к адаптации  ее в широком смысле слова,  к ее функциональным возможностям  – это повседневная реальность, “заданный параметр” современной  цивилизации. Поэтому необходимы  личные усилия, личная ответственность  ребенка за свой успех в  жизни, который возможен лишь  в результате упорного труда.  Личность ответственна перед  собой в качестве субъекта  гражданского общества.

     Сама жизнь бросает  все новые и новые вызовы  педагогике: невероятно уплотняется  время в условиях стремительной  эскалации научно-технического прогресса,  быстро взрослеет молодежь, все  острее проявляют себя кризисные  точки ее самосознания и самовыражения,  все труднее дается ее моральное  воспитание. Важно, чтобы школа  возродилась как психологически  необходимый ребенку институт, став  местом, где дети могут открыто  выражать свои мысли, основанные  на их жизненном опыте и  наблюдениях. Интерес со стороны  школы к их миру будет приносить  им чувство удовлетворения. Нужно  исходить из приоритетности ответов  школы на основные заложенные  в каждом из нас с детства  личные потребности, в особенности  в отношении чувства безопасности  и любви, принадлежности к другим  людям. Собственно “экология  школы” должна преобразовываться,  чтобы дети не чувствовали  себя в ней “лишними людьми”,  превращаясь в инертную массу  немотивированных, равнодушных к  учению детей

     Формы самовыражения  личности могут быть бесконечно  уникальными и многообразными, однако  к конечном счете они выступают  в качестве внешнего проявления  более фундаментальных запросов  человеческой психики. 

     Оптимальное решение  проблемы неудачников по всему  социальному спектру – приобретение  опыта успеха в школе. Каждый  ребенок должен нести ответственность  за свой труд во имя достижения  жизненного успеха и преодоления  трудностей.

     Лишь тот осознает  себя полноценной личностью, кто  нашел свой путь к любви  и самоуважению, последнее же  во многом зависит от приобретенных  знаний, опыта и умений решать  жизненные проблемы.

     Для большинства детей  существует только два места,  где они могут научиться следовать  этими путями,- это дом и школа. 

Реальность:

  • ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
  • ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
  • человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.

Это и есть дисциплина.

       Воспитательная  работа с классом по предупреждению  и профилактики этих явлений  строится с учетом выше перечисленного.

 

 

ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  • моделирование воспитательной системы класса;
  • сплочение классного коллектива;
  • развитие творческой личности учащихся на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремленных учеников в индивидуальной и совместной деятельности.

Основные  целевые направления работы:

  • Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
  • Гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям.
  • Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности.
  • Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
  • Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.
  • Физическое воспитание и гигиеническая культура.

 

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

- развить субъективность личности  каждого учащегося;

- создать условия для интеллектуального,  нравственного, коммуникативного, эстетического  и -    

   физического самовыражения  личности;

- формирование педагогической  культуры учащихся;

- поддерживать творческую активность  учащихся во всех сферах деятельности.

 

     Ключевыми понятиями,  характеризующими сущность воспитательной  системы класса, являются “Индивидуальность”, “Самостоятельность”, “Доброта”, “Творчество”, “Активность”, “Коллектив”, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества

 

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

     Главным системообразующим  фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.

     Основу этой деятельности  составляет годовой круг традиционных  дел: творческая мастерская в  День знаний, осенний поход, Новогодний  праздник, прогулки, праздник мам  и бабушек, Масленица, встреча  с участниками ВОВ, чаепитие  и др.

     Важную роль в раскрытии  и развитии творческих способностей  учащихся играет работа творческих  мастерских на основе педагогических  идей:

- равенство всех участников;

- ненасильственное привлечение  к процессу деятельности;

- отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов  самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

- чередование индивидуальной и  коллективной работы;

- ориентация на результаты творческого  поиска и сам процесс творчества;

- выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;

- нравственная ответственность  каждого за свой выбор, процесс  и результат деятельности.

     Основная цель работы  творческой мастерской – подтолкнуть  к поиску ответа, помочь избавиться  от чувства страха, раскрепоститься,  эмоционально раскрепоститься, пробудить  к общению и творчеству.

     Развитию субъектности  личности способствует формирование  самодеятельных и самоуправленческих  начал в жизни класса через  деятельность класса-города БЭМС (Боевые Энергичные Молодые Симпатичные).

     В развитии используется  социокультурный потенциал города: музеи, театры, библиотеки, выставки, музыкальные школы, спортивные  секции, кружки.

 

     Основные внутренние  и внешние связи классного  сообщества (ученики – учитель  – родители – шефы – другие  учителя – другие классы) базируются  на принципах: 

  • много знать – престижно;
  • помогать друг другу – нормально;
  • готовить дело по чужому сценарию – невозможно;
  • жить в неуютной обстановке – нельзя.

 

Образ ученика  складывается из 5 потенциалов личности:

  • нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание ценностей “семья”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “природа”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
  • познавательный потенциал: наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
  • коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции;
  • художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
  • физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным. Направления Приоритеты в работе классного руководителя Функции классного руководителя Диагностика в работе кл. руководителя

НРАВСТВЕННОСТЬ - воспитание этической культуры учащихся;

- формирование нравственных отношений;

- развитие способностей эмоционально  отзываться на переживания других  людей;

- развивать волевые качества  учащихся, способности к критическому  осмыслению своих сильных и  слабых сторон;

- желание совершенствоваться;

- сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью  воспитания трудолюбия, ответственности  за порученное дело; развития  желания знать, понимать и действовать  сообразно ценностям в жизни;

- предметно-эстетическая обстановка.

1. Классные часы и уроки по  этике.

2. Анализ педагогических ситуаций  в классе.

3. Анализ стиля общения и отношений,  создаваемых в классе.

4. Способствовать решению поставленных  задач.

5. Создавать потребности в выполнении  правил для учащихся.

6. Изучение с учащимися традиций  и обычаев народов мира и  России, семьи, школы.

7. Создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, взаимной ответственности для ощущения значимости ребенка, правильной оценки;

8. Формировать необходимость соблюдения порядка и дисциплины в школе, общественных местах, ПДД.

9. Формировать ответственность: 

- методика  неоконченных предложений;

- чем я  занят в свободное время?

- какие качества  я в себе взрастил?

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ- деятельность по развитию познавательных интересов учащихся;

- формирование у учащихся умений  и навыков самоорганизации, самовыражения  и самовоспитания;

- способствовать в развитии  способности действовать целесообразно,  рационально и эффективно;

- определить круг реальных учебных  возможностей учащегося, его развитие  и перспективы, коррекция;

- определить методы, приемы, формы,  стили индивидуальной работы  с учащимися (в урочной и  вне урочной деятельности);

- изучать и влиять на кругозор, любознательность (использовать во  внеклассной работе);

- организовывать просветительскую  и консультативную помощь семье;

– добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса.  

 

 

 

Задачи  деятельности классного руководителя:

1. Создать и совершенствовать “интеллектуальный паспорт класса” (учебные интересы, отношение к учению, отдельным дисциплинам, степень работоспособности и организованности, необходимость учебной деятельности, ЗУН);

2. Постоянно определять причины отставания в учебной деятельности, состояние здоровья, пичины пробелов и их коррекция, отношения “учитель – ученик”, “ученик – ученик”, особенности мышления;

3. Организовать взаимопомощь;

4. Проводить развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн-ринги, игры,конференции, диспуты. Дискуссии с целью научения высказыванию и доказуемости своего мышления, аргументированности, умения выслушивать;

Информация о работе Воспитательная работа