Воспитание ассертивной личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:11, научная работа

Краткое описание

Проект воспитание ассертивной личности включает цели: а) повышение осознанности личных прав; б) формирование личности школьника с высоко развитыми ассертивными качествами; в) обучение вербальным и невербальным умениям.
В итоге ассертивная личность обладает характеристиками: 1) человек свободно выражает свои мысли, чувства; 2) он может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, с друзьями, семьей. Это общение всегда открытое, честное, прямое и адекватное. 3) активная ориентация к жизни: добиваться желаемого, пытаться влиять на события. 4) действия характеризуются самоуважением.

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание ассертивной личности.docx

— 38.21 Кб (Скачать файл)

ВОСПИСТАНИЕ АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Владивостокский государственный  университет экономики и сервиса

Кафедра «Финансы и Налоги»

Лысенко Василиса Валерьевна, студентка гр. ФК-09-02

Руководитель: Просалова Вероника Сергеевна, к.э.н., доцент каф. «Финансы и налоги»

 

 

Ассертивность (в переводе с английского языка слово «assert» — настаивать на своем, утверждать упорно, показательно, уверенно) — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Согласно психологическому словарю, «ассертивность - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей». 

Принципы ассертивного поведения.

Принятие на себя ответственности  за собственное поведение. По своей  сути ассертивность — это философия  личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и  не имеем права винить других людей  за нашу реакцию на их поведение.

Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие  самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто  тогда будет уважать вас?

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих  качества — честность, открытость и  прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого  человека. Ассертивное поведение  предполагает развитие уверенности  и позитивной установки. Уверенность  в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие  своим ремеслом.

Умение внимательно слушать  и понимать. Ассертивность значит - умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все  считают себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения?

Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса — очень  полезное качество. Возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.

Мы живем, учимся и работаем, когда  в нашем обществе осуществляется революционная по своей сути перестройка  – перестройка экономики, политической жизни, сознания человека. Самоопределиться в столь сложном времени молодому человеку, особенно школьному, непросто т.к.  подростковый возраст - период, протекание которого во многом определяет дальнейший жизненный путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем месте в мире, о жизненных целях и ценностях. Индивид активно ищет свое «место под солнцем», на качественно новом уровне познает мир человеческих взаимоотношений. Опыт, полученный в подростковый период, влияет на формирование и проявление уверенности, поэтому имеет смысл делать акцент на развитии ассертивности именно у подростков. Кроме того, подросток вступает во «взрослый», самостоятельный мир. Нужна ясная голова, чистое сердце, воля, знания, чтобы найти свой единственный и верный путь, ведущий не в тупик, нравственный и психологический, а открывающий простор для полноценной духовной и общественной жизни. Очень важно каждому уметь самостоятельно организовать себя, руководить собой – сознательно воспитать самодисциплину, ответственность за слова и поступки, побуждая себя к нравственному и духовному саморазвитию. Именно поэтому сегодня особенно важно стремиться понять и познать самого себя, осознанно развивать у себя нужные качества, узнать свои сильные и слабые стороны, определить, соответствуют ли твои поступки, вся жизнь целям совершенствования действительности, оценить себя как личность. Выяснить, на что ты годишься, определить свои способности.

Совершенствование себя – процесс  далеко не простой. Необходимо, чтобы  человек ясно понимал цель, представлял процесс в целом и отдельные его этапы, знал методы самовоспитания и умел всю свою волю, чувства, мысли сконцентрировать на достижении цели и выполнении поставленных задач. Для этого необходимо выработать ассертивные качества, то есть переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним ставят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой.

«Успешность» выпускников в  средне статистической школе, где 30% выпускников  работают по специальности, 19% не имеют  постоянного места работы. Анализируя эти результаты можно сделать  вывод о низкой ассертивности учащихся школ. Надо принять меры о создании проекта включающий высоконравственные идеалы, позицию, исполненной достоинства и самоуважения. Только такая личность сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.

Почему же возникают такие проблемы?

Одна из них - это высокий уровень  асоциальных семей, педагогическая и психологическая неграмотность  родителей, отсутствие тесной связи  между семьей и школой, социально-психологическая  нестабильность, отсутствие моральных  ценностей в семье, снижение материального  уровня жизни, увеличение семей со слабыми  родительскими навыками и семей  с криминальным опытом родителей.

Конечным результатом программы должно быть формирование у школьников адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценки. Это имеет большое значение для развития способностей, и так же для формирования всех сторон личности человека и, прежде всего, его эмоциональной сферы. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связанны с отрицательными и эмоциональными переживаниями, тормозящими и искажающими нормальный ход психологического развития человека. Создание у учащихся доминантной установки, мотивации, на самосовершенствование, создание в школе культа самосовершенствования личности поможет решить многие проблемы образования, в том числе создать внутреннюю мотивацию учения без внешнего принуждения, достижения школьниками уверенности в себе.

Одна из главных целей - формирование личности школьника с высоко развитыми  ассертивными качествами.

В поставленные задачи входит:

  1. Формирование высокофункциональных стратегий поведения и личтностных ресурсов.
  2. Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятие информации, творческой атмосферы работы, направленное сознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

а) Я –концепции личности (И.С.Кон, Р.Мейли, В.В. Столин и др.), в структуру которой включены различные подструктуры или Я-образы. (самооценки, отношения к себе, к своим возможностям и недостатками):

•  Образ тела (телесное Я) является основой для развития Я-концепции. Схема тела как относительно устойчивая подструктура Я-концепции и самочувствие как поток переживаний восприятия тела в настоящий момент времени включены в психическую структуру организма (В.В.Столин, И.С.Кон).

•  Наличное Я (настоящее Я, актуальное Я) определяется как образ, каким человек кажется себе в действительности в данный момент (М. Розенберг, И.С. Кон). Система представлений человека о себе (каким он себя считает «здесь и теперь») не соответствует его реальным психическим и физическим качествам, так как многое человек может просто не осознавать, игнорировать или добавлять качества, которые реально у него отсутствуют. Функция настоящего Я состоит в адаптации личности в актуальных социальных ситуациях, так как при изменении ситуации этот образ также изменяется.

•  Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Это уже относительно устойчивая подструктура Я-концепции.

•  Фальшивое Я, по определению В.В. Столина, это искаженное актуальное Я, хотя в принципе искаженным может быть любая подструктура Я-концепции. Фальшивое (но желательное) Я выполняет защитно-адаптивные функции, для поддержания которых личность использует такие механизмы, как самообман, дискредитация и вытеснение.

•  Фантастическое Я – это представление о том, каким хотел бы стать человек, если бы все было возможно, т.е. если бы можно было отвлекаться от реальных условий жизнедеятельности и развития.

•  Идеальное Я - подструктура личности, включающая представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов. Это подструктура является целью, к которой человек стремится.

•  Вероятное (будущее или возможное) Я М.Розенберг определил как представление индивида о том типе личности, каким он может стать. Эта подструктура может значительно отличаться от идеального Я. Иначе говоря, к своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я.

•  Представляемые Я - это такие образы или маски, которые личность создает, чтобы скрыть слабости, болезненные черты своего реального Я. Представляемые Я создаются для окружающих  маски, как и фальшивое Я к защитно-адаптивным подструктурам самосознания.

б) собственной системы ценностей, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение в жизни, оценивать ситуацию, по возможности контролировать её;

в) умение обращаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую  и социальную поддержку;

г) сознание потребности в получении  и оказании поддержки окружающим.

3. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного  поведения:

а) формирование самопринятия и позитивного  отношения к себе, критической  самооценки и позитивного отношения  к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;

б) формирование умения адекватно  оценивать проблемные ситуации, разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

в) формирование умения ставить перед  собой кратковременные и перспективные  цели и достигать их;

г) формирование умения контролировать и анализировать своё поведение, изменять свою жизнь;

д) формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения.

4. Развитие стратегий и навыков  поведения, ведущих к здоровому  образу жизни.

5. Снизить уровень агрессивности  у школьников.

6. Формирование успешной в жизни  личности.

 

Ресурсы для реализации проекта:

  1. Интеллектуальные (в школе инициативная группа, социальный педагог, библиотекарь, школьный психолог, инициативная группа родителей и родительский комитет).
  2. Материальные (бюджет отдела образования).
  3. Технологические (оборудован спортивный зал, компьютерный класс, рабочие мастерские, приобретены музыкальный центр, телевизор, необходимо для работы программы видеомагнитофон и ксерокс)
  4. Правовые (отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, участковый милиционер, юрист для работы с асоциальными семьями).
  5. Профессиональные (метод кабинет, библиотека отдела образования).
  6. Организационные (спорт комплекс, школа искусств, молодежный парламент, детские организации, ледовый дворец, научный центр).

Основные этапы работы:

1.Подготовительный:

1.1.Сбор информации по проблеме ассертивности учащихся.

1.2.Проведение исследований коммуникабельности.

1.3.Разработка проекта по направлениям:

Ребенок: дополнительное образование, учебная сфера, досуг, семья.

 


 




 

 

 

2.Основной:

2.1Введение факультативного курса «Навыки жизни», которая включает проекты:

2.1.1.Этика поведения;

  2.1.2.«Познай себя»;

2.1.3«Сделай сам себя»;

2.1.4«Соблюдать приличия»;

2.1.5.«Научи себя учится»;

2.1.6.«Утверждай себя»;

2.1.7.«Найди себя»;

2.1.8.«Управляй собой»;

2.1.9.«Реализуй себя».

2.2.Создание методического объединения классных руководителей, учителей, предметников, педагогов дополнительного образования.

2.3.Работа в области дополнительного образования по направлениям:

2.3.1.Учение;

2.3.2.Общение;

2.3.3.Здоровье;

2.3.4.Образ жизни;

2.3.5.Досуг.

2.4.Работа с родителями. Привлекаются интеллектуальные и правовые ресурсы.

Форматы работы с родителями:

2.4.1.Творческие встречи;

2.4.2.Родительские рейды;

2.4.3.Круглый стол;

2.4.4.Психолого-педагогические консультации;

2.4.5.Родительская конференция (Родительский комитет);

2.4.6.Родительские собрания;

2.4.6.Совместные праздники;

2.4.6.Семенары-практикумы.

3.Заключительный 

Диагностический инструментарий объектом которого являются все участники  проекта.

 

Попав в конфликтную ситуацию, и слушая потоки брани в свой адрес, вспомните Конфуция, говорившего, что обидеть можно только того, кто желает быть обиженным. Ни одно грубое слово не должно касаться вас, поскольку выражает лишь поток эмоционального негатива бранящегося. Какое вам дело до его мнения, и какое отношение его мнение имеет к вам? Стоит на секунду осознать это – и дальше управлять конфликтом становится значительно легче.

Снять вспышку гнева, раздражения:

  1. Громко спеть любимую песню;
  2. Покидать дротики в мишень;
  3. Попрыгать на скакалке;
  4. Используя «стаканчик для криков» высказать свои отрицательные эмоции;
  5. Подраться с братом или сестрой;
  6. Налить в ванную воды, запустить туда несколько пластмассовых игрушек и расстрелять их каучуковым мячом;
  7. Набрать ванную горячей воды с пенно и поставить свечи, а также  включить расслабляющею и спокойную музыку;
  8. Пустить мыльные пузыри;
  9. Устроить «бой» с боксерской грушей;
  10. Пробежаться по коридору в школе, колледже, дома или заняться спортом: легкой атлетикой, плаванием, теннисом, баскетболом, волейболом, гимнастикой, каратэ, гребля или  парусным спортом и т.д.
  11. Полить цветы;
  12. Быстрым движением рук стереть с доски;
  13. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно;
  14. Погонять за кошкой, собакой или поиграть с животными;
  15. Поиграть в настольный футбол (хоккей);
  16. Заняться йогой;
  17. Передвинуть в квартире мебель (лекую);
  18. Постирать белье;
  19. Отжаться от пола максимальное количество раз;
  20. Сломать несколько игрушек;
  21. Устроить соревнования: «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»;
  22. Стукнуть карандашом по парте;
  23. Скомкать несколько листов бумаги, а затем выбросить;
  24. Быстрым движением рук нарисовать обидчика или слепить из пластилина, а затем зачеркнуть или сломать его;
  25. Надуть разноцветные шарики;
  26. Все свои мысли и негатив записать в ежедневник.

Информация о работе Воспитание ассертивной личности