Воспитание и социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:08, доклад

Краткое описание

Характеристика возрастных особенностей основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на возрастных этапах онтогенеза.

Содержание

1. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности.
2. Становление личности в процессе социализации.
3. Этапы и механизмы социализации.

Вложенные файлы: 1 файл

С1.4._Воспитание и социализация личности.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

     Раздел I. Педагогика как  наука

     Семинар 3

     Воспитание  и социализация личности

     1. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности.

     2. Становление личности в процессе социализации.

    1. Этапы и механизмы социализации.

     Возрастные  и индивидуальные особенности развития и воспитания личности

     Возрастные  особенности – специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены стадий развития возраста [Словарь, с. 40].

     Виды  возраста:

  • хронологический: выражающий длительность существования человека с момента его рождения;
  • психологический: своеобразная ступень онтогенетического развития [Словарь, с. 39].

     Характеристика  возрастных особенностей основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на возрастных этапах онтогенеза. Онтогенез (от греч. on, родительный падеж ontos – сущее и genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти [Словарь, с. 179]. Термин предложен в 1866 г. немецким биологом Э. Гекелем, считавшим, что развитие человека протекает в соответствии с биогенетичесим законом (к. 19 – н. 20 в. Г.С. Холл, П.П. Блонский и др.) [Словарь, с. 179].

     Возрастные  особенности образуют комплекс многообразных свойств, включая познавательные, эмоциональные и другие характеристики личности. Возрастные изменения в отличие от индивидуальных особенностей, отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях.

     Движущие  силы развития личности (по В.А. Крутецкому):

  • противоречия между новыми потребностями, порождаемые деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
  • противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
  • противоречия между растущими требованиями со стороны общества, групп взрослых и наличным уровнем развития личности [Сластенин, с. 114].

     Эти противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику  в зависимости от возраста, в котором  проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более  высоких уровней деятельности. В  результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

     В процессе воспитания и развития это противоречия:

  • между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований;
  • между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (термин А.С. Макаренко);
  • связанные с условиями развития общества;
  • возникающие как следствие недостатков воспитательной системы [Сластенин, с. 114].

     Становление личности в процессе социализации. Этапы  и механизмы социализации.

     Социализация (от лат. social – общественный) – развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [Словарь, с. 266]. Термин «социализация» был заимствован из политэкономии. Применительно к развитию человека стал использоваться в последней трети 19 века, когда американский социолог Ф.Г. Гиддингс в книге «Теория социализации» (1887) употребил его в значении близком к современному [Словарь, с. 266].

     Подходы к пониманию понятия  «социализация»:

     1. Структурно-функциональное направление американской социологии (Т. Парсон, Р. Мертон):

  • Сущность социализации состоит в сочетании адаптации и обособления человека в условиях конкретного общества;
  • Социализация - процесс вхождение человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам [Сластенин, с. 115];
  • Адаптация (от лат. adaptatio – приспособляю) – приспособление организма к условиям существования [Словарь, с. 11]. Виды адаптаций: биологическая, физиологическая и социально-психологическая [Словарь, с. 11].
  • Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [Словарь, с. 267].

     2. Гуманистическая психология (А. Оллпорт, А. Мослоу, К. Роджерс и др.):

  • Социализация – процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоление негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению;
  • Субъект рассматривается как самостановящиеся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания

     Составляющие  социализации:

  • стихийная социализация: содержание, характер и результаты ее определяются социально-экономическими и социокультурными условиями, сложившимися в обществе;
  • относительно направляемая социализация: государство принимает экономические, законодательные, организационные меры, которые объективно влияют на жизненный путь возрастных и профессиональных групп населения (определение обязательного минимума образования, возраста и сроков службы в армии, возраста выхода на пенсию и т.д.);
  • относительно социально контролируемая социализация: планомерное создание обществом и государством условий для развития (воспитания) человека;
  • самоизменение человека (более или менее сознательное): персональный, асоциальный или антисоциальный вектор [Словарь, 266-267 с.].

     Типы  социализации:

  • полоролевая: заинтересованность обществом, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины и женщины;
  • профессиональная: заинтересованность общества, чтобы его члены стали субъектами экономической жизни;
  • семейная: заинтересованность общества, чтобы его члены создали семью;
  • политическая: заинтересованность общества, чтобы его члены были законопослушными гражданами и т.д. [Словарь, с. 267].

     Таким образом, человек рассматривается, в первую очередь, как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием. Это субъективны процесс, ибо на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи (естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические), для решения которых он более или менее осознано, ставит перед собой соответствующие цели, то есть проявляет свою субъективность.

     Задачи  для каждого возраста человека от решения, которых зависит  его личностное развитие (А.В. Мудрик):

  • естественно-культурные: достижение определенного уровня биологического созревания, физического и сексуального развития, имеющих некоторые регионально-культурные объективные и нормативные различия;
  • социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые): с одной стороны предъявляются к личности институтами воспитания, с другой стороны – существуют в виде определенных норм и ценностей в общественной практике;
  • социально-психологические: становление самосознания личности, ее самоопределения в жизни.

     Задачи, не решенные на каком-либо возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности, а также проявиться через значительный период времени в поступках человека, которые другими воспринимаются как немотивированные [Словарь, 39-40 с.].

     Факторы социализации:

  • мегафакторы (космос, планета, мир):
  • макрофакторы (страна, этнос, общество):
  • мезофакторы (регион, село, город):
  • микрофакторы (семья, соседство, группа сверстников, микросоциум, воспитательные, общественные, религиозные организации и т.п.): влияют через агентов социализации – лиц из ближайшего социального окружения.

     Стадии (этапы) социализации:

    1. дотрудовая социализация: включает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности:

         а. раняя социализация: время от рождения ребенка до поступления его в школу;

         б. юношеская социализация: включает обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

     2. трудовая социализация: охватывает период зрелости человека, весь период трудовой деятельности;

     3. Послетрудовая социализация: наступает в пожилом возрасте, в связи с прекращением трудовой деятельности [Сластенин, с. 117].

     Механизмы социализации:

  • традиционный: неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, взглядов, характерных для семьи, друзей и т.д., в том числе, и тех, которые не соответствуют общественно одобряемым;
  • институциональный: функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства, которое способствует накоплению человеком опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта его имитации;
  • стилизованный: действует в рамках субкультуры (неформальные объединения, самодеятельные объединения, религиозные секты, сексуальные меншинства, криминальные структуры и др.);
  • межличностный: реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, друзья и т.д.) [Словарь, с. 267].

     Действие  всех механизмов социализации в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией – внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье и т.д. [Словарь, с. 267], то есть человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он существует, своего места в ней и самого себя.

     Результат социализации – социализированность. Разные точки зрения на содержание понятия «социализированность», выделенные А.С. Волович:

  • в наиболее общем виде: «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом» [Цит. по Словарь, с. 267];
  • усвоение личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития – «заглядывание вперед» (понятие А. Инкельса, американского исследователя) [Словарь, с. 267].

     Характеристики  личности, обеспечивающие успешность социализации:

  • способность к изменению своих ценностных ориентаций;
  • умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям;
  • ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей [Словарь, с. 267].

     Социализированность имеет «мобильный характер», она  может превратиться из успешной в  неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Поэтому возникло новое понятие «ресоциализация» - изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социальными представлениями [Словарь, с. 267].

     Задача  педагогики в области  социализации – учитывая тенденцию социализации на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания [Словарь, с. 267]. 

     Человек в той или иной мере является жертвой социализации. При успешной социализации человек адаптируется к обществу и в тоже время способен противостоять его негативным воздействиям. Занимается той проблемой определенная область знания «виктимология» (от лат. victime – жертва и греч. Logos – понятие, учение) – социально-педагогическая область знания, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных условий социализации [Словарь, с. 34] (термин заимствован из криминологии).

Информация о работе Воспитание и социализация личности