Воспитание и развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 02:33, контрольная работа

Краткое описание

Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. [2, с.27]

Содержание

Обучение как целенаправленный процесс развития личности…………3
Учебная деятельность и саморазвитие субъекта…………………..…….5
Воспитание как целенаправленное воздействие на личность ………….8
Задания по формированию практических компетенций……………….11
Описание структуры учебной деятельности студента заочного отделения ……………………………………………………...............11
Самовоспитание студента. Характеристика данного процесса…….13
Список используемой литературы………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание и развитие личности.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

ПЛАН

 

  1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности…………3
  2. Учебная деятельность и саморазвитие субъекта…………………..…….5
  3. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность ………….8
  4. Задания по формированию практических компетенций……………….11
    1. Описание структуры учебной деятельности студента заочного отделения ……………………………………………………...............11
    2. Самовоспитание студента. Характеристика данного процесса…….13
  5. Список используемой литературы………………………………………14

 

 

 

1. ОБУЧЕНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. [2, с.27]

В психолого-педагогической науке сложились по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматривается как два независимые друг от друга процесса. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В.Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается  к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. [5, с.178]

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, утверждают, что обучение и есть развитие (Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.  Эту идею выдвинул Л.С.Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с чем, Л.С.Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка.

Первый уровень – зона актуального развития. Актуальное развитие – как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнять вполне самостоятельно.

Второй, более высокий уровень, называется зоной ближайшего развития и обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с помощью взрослого.

Как отмечал Л.С.Выготский, то, что ребенок делает с помощью взрослого, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Таким образом, вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие. [5, с.178]

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости. [1, с.31]

Следовательно, под обучением необходимо понимать широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Из основополагающего тезиса Л.С. Выготского следует, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие.

В процессе обучения, приобретая новые знания и умения, учащийся изменяется, то есть развивается.

 

 

2. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И САМОРАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА

 

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. [2, с.114]

Для младшего школьника учебная деятельность является ведущей, включает овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя. Соответственно, учебная деятельность – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Специальная организация учебной деятельности на данном этапе выступает как основное условие, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка.

Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:

1) учебная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие  способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

3) общие способы действия предваряют  решение задач.

Также, по определению Д.Б.Эльконина, основной характеристикой учебной деятельности является то, что она ведет к изменениям в самом субъекте. Чешский теоретик процесса и структуры учения И.Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно, изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением. [2, с.115]

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах:

 во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна;

во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт;

в-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт обучающегося.

Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в младшем школьном возрасте, включение в учебную деятельность предполагает одновременную работу и над ее средствами и способами. Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия.

Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения. [2, с.115]

Результатом учебной деятельности является поведение субъекта – это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.

Таким образом, учебная деятельность направлена на самого обучаемого как на субъект в плане развития, совершенствования, формирования его личности, основана на целенаправленном, осознанном присвоении обучающимся общественного опыта в разных видах и формах теоретической, практической, познавательной деятельности. Целью выполнения учебной деятельности  является усвоение социокультурного опыта. Мы видим, что ее продуктом является изменение самого человека, его развитие. Человек изменяет самого себя, развивается, приобретает новые качества, новые знания. Как отмечает И.И.Ильясов, «Деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его в овладевшего определенными знаниями, навыками, и умениями».

Приобретение человеком индивидуального опыта в социальном окружении, в специальных образовательных учреждениях есть результат сложного взаимодействия развития, обучения, воспитания, где развитие –  конечная цель обучения, а оно само (вкупе с воспитанием) –  условие и основа развития.

3. ВОСПИТАНИЕ  КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 

НА ЛИЧНОСТЬ

 

Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру. [2, с.27]

В определении понятия «воспитание» можно выделить два направления. В основе первого лежит взгляд на человека как объекта педагогического процесса, где целью развития личности является социализация. То есть важнейшими факторами  развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность.

Другое направление связано с развитием гуманистических идей, рассматривающих человека как субъекта воспитания. Базисом данного направления является деятельность воспитания по приобретению человеком системы личностно и общественно значимых ценностей, формирование жизненных навыков, положений, отношения к природе, другим людям и самому себе.

Воспитание наравне с обучением является процессом, в котором происходит усвоение ребенком общественного опыта. Взаимосвязь понимаемых таким образом процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства  обучения). Это именно тот тип  отношения между двумя этими  процессами, в котором они как  бы сливаются воедино. «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем», — отмечал С.Л. Рубинштейн. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в  образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.

4. Воспитание осуществляется и  другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением. [2, с.28]

Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень актуального развития воспитанника в данный конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, уровнем культуры в целом. [4, с.138]

Воспитание осуществляется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия: индивид – индивид, индивид – группа, индивид – коллектив. Наиболее эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на реализацию педагогических целей – воспитательном или педагогическом процессе.

Педагогический процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания.  В этом процессе необходимо соотносить руководящую роль педагога с развитием воспитанника, его активностью и самостоятельностью, тесно увязывая содержание осваиваемой культуры с наличием знаний воспитанника о себе и своем саморазвитии. [4, с.139]

Информация о работе Воспитание и развитие личности