Аттестация специалистов и руководителей учреждений социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теории и практики проведения аттестации специалистов и руководителей учреждений социальной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие и изучить правовые основы социальной защиты и социального обслуживания населения;
2) рассмотреть квалификационные требования к персоналу учреждений социального обслуживания;
3) изучить порядок аттестации специалистов и руководителей учреждений социальной сферы;
4) рассмотреть порядок аттестации специалистов и руководителей учреждений социальной сферы в ЦСО «Филевский парк».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты оценки квалификации специалистов и руководителей учреждений социальной сферы 5
1.1. Понятие и правовые основы социальной защиты и социального обслуживания населения 5
1.2. Квалификационные требования к персоналу учреждений социального обслуживания 13
2. Особенности аттестации специалистов и руководителей учреждений социальной сферы 31
2.1. Порядок аттестации специалистов и руководителей учреждений социальной сферы 31
2.2. Аттестация специалистов и руководителей в ЦСО «Филевский парк» 40
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 1. Примерный перечень показателей для оценки квалификации специалистов и руководителей учреждений социальной сферы 56
Приложение 2. Аттестационный лист 57

Вложенные файлы: 1 файл

Аттестация специалистов и руководителей учреждений социальной сферы.doc

— 667.00 Кб (Скачать файл)

Квалификационная категория  присваивается сроком на пять лет. По истечении пятилетнего срока работник учреждения вправе подтвердить присвоенную ранее квалификационную категорию либо аттестоваться на более высокую квалификационную категорию.

Работник учреждения может претендовать на более высокую  квалификационную категорию до истечения срока действия присвоенной ему по результатам предыдущей аттестации квалификационной категории, но не ранее чем через один год после присвоения второй квалификационной категории и два года после присвоения первой квалификационной категории.

В случае признания работника  учреждения не соответствующим заявленной квалификационной категории за ним сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия. При этом аттестация на данную квалификационную категорию может производиться не ранее, чем через год со дня принятия аттестационной комиссией решения о несоответствии работника заявленной квалификационной категории в порядке и сроки, установленные Положением о порядке проведения аттестации работников, осуществляющих предоставление социальных услуг,.

 В целях проведения  аттестации работников учреждений, претендующих на первую и высшую квалификационные категории, в соответствии с пунктом 1.10 порядка проведения аттестации работников, осуществляющих предоставление социальных услуг, создается аттестационная комиссия комитета социальной защиты населения г. Москвы.

При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников учреждений в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при ее наличии).

Центральная аттестационная комиссия осуществляет свою работу в  соответствии с Положение о центральной аттестационной комиссии20. Персональный состав комиссии формируется из числа наиболее компетентных специалистов учреждений социальной сферы.

Очередная аттестация специалистов аттестационной комиссией комитета проводится два раза в год в период с 1 по 30 марта и с 1 по 30 ноября. На основании ходатайства с обоснованием руководителя учреждения социального обслуживания г. Москвы может быть проведена внеочередная аттестация, которая может послужить основанием для увольнения работника учреждения в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Члены аттестационной комиссии не менее чем за 20 дней до 1 числа месяца, предшествующего месяцу проведения аттестации, готовят и сдают секретарю аттестационной комиссии перечни подлежащих изучению нормативных правовых документов по направлению работы аттестуемых. Секретарь аттестационной комиссии доводит перечни до сведения руководителей государственных учреждений социального обслуживания.

Работники учреждений, изъявившие желание получить, повысить либо подтвердить  квалификационную категорию, подают до 1 числа месяца, предшествующего месяцу проведения аттестации, в аттестационную комиссию заявление.

Конкретные сроки проведения очередной аттестации устанавливаются  председателем аттестационной комиссии и доводятся до сведения аттестуемых работников учреждений не позднее, чем за две недели до аттестации. Сроки проведения внеочередной аттестации устанавливаются председателем аттестационной комиссии и доводятся до сведения аттестуемого работника не позднее, чем за месяц до аттестации.

Проведению аттестации предшествует подготовительная работа.

На каждого работника  учреждения, подлежащего аттестации, до 1 числа месяца проведения аттестации его непосредственным руководителем подготавливается письменная характеристика, содержащая всестороннюю оценку профессиональной компетентности и личных качеств работника, его отношения к работе и выполнению должностных обязанностей, сведения о профессиональной подготовке работника.

Аттестуемый работник, по желанию, может заранее ознакомиться с содержанием письменной характеристики и не позднее чем за одну неделю до дня проведения аттестации вправе представить председателю аттестационной комиссии дополнительные сведения о себе, а также мотивированное письменное заявление о своем частичном или полном несогласии с представленной непосредственным руководителем характеристикой.

Аттестационная комиссия использует наиболее распространенные методы оценки результативности труда: метод заданного (вынужденного) выбора - комиссия выбирает из набора описаний работника те, которые ему соответствуют. Примерный перечень показателей для оценки квалификации служащих представлен в Приложении 1.

При оценке социального  работника можно применять наиболее распространенные методы оценки (таблица 1.)

 

 

 

Таблица 1. Методы оценки специалистов и руководителей учреждений социальной сферы

Метод

Содержание

Результат

Историковедческий (биографический)

анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика

заключение о семье, образовании, карьере, чертах характера

Интервьюирование (собеседование)

беседа с работником в режиме «вопрос - ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике

вопросник с ответами

Анкетирование (самооценка)

опрос человека с помощью  специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа

анкета

Социологический опрос

анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные

анкета социологической оценки.

Наблюдение

наблюдение за оцениваемым работником в неформальной (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановках методами моментальных наблюдений и фотографий рабочего дня

отчет о наблюдении

Тестирование

определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей»

психологический портрет

Экспертная оценка

определение совокупности и получение экспертных оценок идеального и реального работника

модель рабочего места

Критический инцидент

создание критической  ситуации и поведение человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к алкоголю, женщинам и т.д.)

отчет об инциденте и поведении человека


 

Эффективность труда  работника оценивается по большому количеству выбранных положительных описаний; описательный метод оценки - комиссия описывает преимущества и недостатки поведения работника в осуществлении профессиональной деятельности; управление по целям (задачам) - изучается деятельность работника за прошедший период, связанная с осуществлением целей и задач; метод оценки по решающей ситуации - аттестационной комиссией готовится список описания «правильного» и «неправильного» поведения работников в отдельных ситуациях. Эти ситуации именуются «решающими». На основе изучения работы аттестуемого за период, предшествующий аттестации, изучения служебной характеристики, делается вывод о количестве «правильного» поведения в таких «решающих» ситуациях, также используются и другие методы оценки персонала.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого работника. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине комиссия принимает решение о переносе его аттестации на другой день графика заседания аттестационной комиссии или на следующий год. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Аттестация работника  начинается с доклада секретаря аттестационной комиссии о содержании материалов, представленных на аттестуемого, после чего аттестуемому специалисту задаются вопросы по нормативным правовым документам, регулирующим его деятельность, и его практической работе.

Аттестация должна проходить в обстановке требовательности, не задевающей чести и достоинства работника, объективизма, доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.

Решение по результатам  аттестации принимается в отсутствие аттестуемого простым большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава (5 человек) аттестационной комиссии.

При равенстве голосов  решение считается принятым в  пользу аттестуемого. Аттестационная комиссия в целях объективной оценки профессиональных и личностных качеств работника вправе отложить принятие решения до получения дополнительной информации, но не более чем на 14 дней.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (Приложение 2), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии. Результаты аттестации сообщаются аттестуемому работнику непосредственно после голосования.

По результатам очередной  аттестации комиссией могут быть вынесены следующие решения:

соответствует заявленной квалификационной категории;

не соответствует заявленной квалификационной категории.

По результатам внеочередной аттестации комиссией могут быть вынесены следующие решения:

соответствует занимаемой должности;

соответствует занимаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной подготовки или повышения квалификации с последующей аттестацией через год;

не соответствует занимаемой должности вследствие недостаточной  квалификации.

Аттестационная комиссия вправе давать рекомендации аттестуемому, о выполнении которых он отчитывается на следующей аттестации. Рекомендации вносятся секретарем аттестационной комиссии в раздел 12 «Примечания» аттестационного листа.

Материалы аттестации передаются руководителю государственного учреждения социального обслуживания г. Москвы, в котором работает аттестованный, для принятия решения.

Работник знакомится с аттестационным листом под роспись. Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, характеристика на него и другие материалы аттестации конкретного работника хранятся в его личном деле.

Руководитель государственного учреждения социального обслуживания г. Москвы, в котором работает аттестованный, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в установленном порядке применяет к работникам соответствующие меры поощрения и в надлежащих случаях, в срок не более двух месяцев со дня аттестации, может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности перевода работника с его согласия на другую работу руководитель учреждения может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с ним трудовой договор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним  трудового договора по результатам  данной аттестации не допускаются.

При этом в двухмесячный срок не включаются период временной  нетрудоспособности работника и период нахождения его в отпуске или командировке.

Квалификационная категория  присваивается со дня принятия решения  аттестационной комиссии на основании  приказа государственного учреждения социального обслуживания г. Москвы, в котором работает аттестованный. Указанный приказ издается не позднее одного месяца со дня проведения аттестации.

Каждое заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, в  котором указываются дата, место, персональный список присутствовавших членов аттестационной комиссии, а  также список лиц, проходивших аттестацию, с указанием результатов по каждому аттестуемому, а также иные имеющие значение сведения.

Споры, возникающие в  связи с проведением аттестации, рассматриваются комиссией по трудовым спорам (при ее наличии) или в судебном порядке.

 

2.2. Аттестация  специалистов и руководителей  в ЦСО «Филевский парк»

 

В Российской Федерации преобладающей моделью нестационарных социальных служб стали Центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых. В задачи Центров входит выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг как постоянного, так и разового характера; мониторинг и анализ социально-бытового обслуживания населения и многое другое.

ЦСО «Филевский парк» включает в себя: 11 отделений социального обслуживания на дому, 1 отделение социально-медицинского обслуживания на дому, 1 отделение срочного обслуживания и дневного пребывания.

В ЦСО «Филевский парк» работает 168 человек. Из них:

135 человек - социальные работники;

6 человек - медицинские сестры.

60% коллектива трудятся  в Центре более 10 лет.

35 социальных работников (21%) - с высшим образованием.

За каждым социальным работником закреплены 8 (ставка) или 12 (полторы ставки) обслуживаемых лиц. Работники отделения социального обслуживания на дому посещают их два раза в неделю, а работники социально-медицинского отделения - трижды.

К числу основных надомных услуг, гарантированных государством и нашим Центром, относятся: помощь в приобретении товаров первой необходимости и продуктов питания, а также доставка их на дом; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; организация различных социально-бытовых услуг, как косметический ремонт жилья, оплата коммунальных услуг, содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших, а также помощь в приобретении медикаментов.21

Анкетирование 40 сотрудников ЦСО «Филевский парк» было проведено с помощью разработанной для этого исследования анкеты. В ходе проведенного исследования было показано, что наиболее приоритетное значение сотрудники ЦСО «Филевский парк» отдали таким профессионально важным качествам как:

Информация о работе Аттестация специалистов и руководителей учреждений социальной сферы