Антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:01, доклад

Краткое описание

Секулярная антропология. В ее состав входят знания, добываемые такими науками, как биология, анатомия, генетика, психофизиология, этнография, археология, социальная география, лингвистика, а также философскими, историческими, социологическими, культурологическими и др. дисциплинами. Так, естественнонаучная антропология исследует эволюционные и генетические аспекты его существования, морфологию, физиологию, половые и возрастные особенности человеческого организма, влияния на него естественной среды и т. п.

Вложенные файлы: 1 файл

АНТРОПОЛОГИЯ....docx

— 24.72 Кб (Скачать файл)

Слово антропология обозначает комплексную  научную дисциплину, изучающую человека во всех проявлениях его природы  и во аспектах его существования в природе, обществе и культуре. Вся система антропологических знаний подразделяется на две крупные области - секулярную и христианскую.

Секулярная антропология. В ее состав входят знания, добываемые такими науками, как биология, анатомия, генетика, психофизиология, этнография, археология, социальная география, лингвистика, а также философскими, историческими, социологическими, культурологическими и др. дисциплинами. Так, естественнонаучная антропология исследует эволюционные и генетические аспекты его существования, морфологию, физиологию, половые и возрастные особенности человеческого организма, влияния на него естественной среды и т. п. Центральная идея этого направления формулируется следующим образом: человек соотносится с остальным органическим миром на началах частичного сходства (физиологического) и качественного отличия (психического и духовного).

Важное место в системе антропологических  знаний занимает философская антропология, ищущая ответы на вопросы, связанные  с постижением человека как целостности  и проникновением в сущностные глубины  его природы. Отдельные философско-антропологические  идеи зародились в античности и связаны  с именами греческих философов - Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура  и др. Значительный вклад в развитие секулярной философской антропологии внесли светские мыслители Возрождения, нового и новейшего времени.

Социальная антропология, в отличие  от философской, имеет более локальный  предмет и исследует динамику взаимодействий человека с окружающей его социальной реальностью. Ее интересует все, что связано с ролью человека в образовании и функционировании социальной реальности, в том числе те конструктивные и деструктивные формы человеческой активности, которые позволяют людям созидать и разрушать социальную реальность.

К концу XIX в. сложилась такое направление, как культурная антропология. Она  исследует проблемы влияния различных  культурных форм, в том числе обычаев, ритуалов, традиций, на человеческое поведение. Ее интересуют религиозные, этнические, социально-экономические, половозрастные и др. различия между индивидами, принадлежащими к разным культурным сообществам.

Христианская антропология. Каждая крупная религиозная система, буддистская, конфуцианская, исламская и т. д., имеет свои представления о человеке и его природе. В современном  мире христианской антропологией называют христианское учение о человеке. Основания  этого учения содержатся в Священном  Писании, свидетельствующем о том, что Бог, сотворив человека по Своему образу и подобию, изначально вознес его над всеми другими живыми существами. Человек не просто выше других существ, но и неизмеримо сложнее  их. В силу этой чрезвычайной сложности  он сам для себя загадка и тайна. Однако, Бог, заложивший в него стремление к разгадыванию загадок и тайн, дал ему в руки путеводитель по лабиринтам неведомого - Священное  Писание. Это самое ценное руководство  по разгадыванию антропологических  загадок, с которым не может сравниться ни один философский или научный  трактат по антропологии, психологии или этике. Его ценность заключается  в том, что в нем человек  представлен не таким, каким он сам  видит себя, а таким, каким его  видит Бог.

Развитие христианскими богословами  библейского учения о человеке привело  к появлению христианской антропологии. В разъяснении положений учения о человеке как творении Божием принимали  непосредственное участие Тертуллиан, Григорий Нисский, Августин, Ансельм Кентерберийский, Бернард Клервосский, Бонавентура, Экхарт, Фома Аквинский, Паскаль и др.

В центре внимания христианской антропологии находится тот путь, которым человек  движется к осознанию своего богоподобия, те ступени, по которым он должен восходить, а также те препятствия его собственной греховной природы, которые ему мешают и которые приходится преодолевать на этом пути. 

 

 

 

 Термин "Антропология" имеет  греческое происхождение и в  дословном переводе означает "наука  о человеке" (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Таким образом, антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. В таком понимании термин несет свое наиболее широкое содержание. Сказать: "Я - антрополог" может, пожалуй, любой, кто хоть раз обращал внимание на разнообразие внешнего облика, характера или поведения окружающих людей, то разнообразие, которое сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни. Наука имеет своей целью не только описание этого разнообразия, но и определение причин, приводящих к нему. Вспомнив об антропоцентричности большинства сфер знания (даже бытового), можно заключить, что антропологией, в данном широком смысле, является почти любая современная наука - большинство из них, прежде всего остального, обращено к теме человека. 
     Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.   Антропология стала биологической наукой о строении человеческого тела (сравнительная анатомия и морфология человека), о многообразии его форм (расоведение), а также о происхождении и эволюции человека(антропогенез). Основные разделы антропологии

Антропология, в принятом в науке  понимании, содержит следующие основные разделы: морфологию человека, учение об антропогенезе и расоведение. С середины 20 в. усиленно развивается  комплекс дисциплин, объединяемых под  названием «биология человека».

Морфология человека подразделяется на соматологию и мерологию. Соматология  изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма  в целом, половой диморфизм в  строении тела, возрастные изменения  размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных  биологических и социальных условий  на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается  с медициной и имеет существенное значение для установления норм физического  развития и темпов роста, для геронтологии и т.п. Мерология изучает вариации отдельных частей организма. Сравнительно-анатомические  исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств  и различий каждого органа тела и  каждой системы органов человека по сравнению с другими позвоночными животными, главным образом млекопитающими и в наибольшей степени с приматами. В итоге этих исследований выясняются родственные связи человека с  другими существами и его место  в животном мире. Палеоантропология  изучает костные останки ископаемых людей и близких родичей человека - высших приматов. Сравнительная анатомия и палеоантропология, а также эмбриология служат выяснению проблемы происхождения человека и его эволюции, вследствие чего они входят в учение об антропогенезе, тесно связанное с философией, а также с археологией палеолита, геологией плейстоцена, физиологией высшей нервной деятельности человека и приматов, психологией и зоопсихологией и др. В этом разделе антропологией рассматриваются такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановление того пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.

Расоведение - раздел антропологии, изучающий  человеческие расы, иногда не вполне точно  называется «этнической» антропологией; последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава  отдельных этносов, т.е. племён, народов, наций, и происхождению этих общностей. Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки. В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, антропология ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования антропология вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в антропологии имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека современного вида, использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики, уточнения некоторых вопросов мед. географии. Расоведение имеет важное значение в научном обосновании борьбы против расизма. В понятие «биология человека» некоторые учёные включают почти всё содержание антропологии, обогащенное методами и фактами смежных биологических дисциплин. Правильнее подразумевать под этим термином лишь очень важный раздел антропологии, изучающий физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиологическими и химическими особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям; сюда же должны войти изучение наследственности нормальных признаков и популяционная генетика, охватывающая разнообразные вопросы (например, устойчивость типа во времени, роль метисации и изоляции в пределах однородных по расовому составу групп). Не менее важно изучение влияния на морфологию человека питания, климата, состава почвы и воды, его способностей к адаптации в разных условиях среды.

3. Методы антропологии

антропология наука эволюция раса

Антропология изучает вариации размеров и формы тела с помощью  описания и измерения. Описательная методика получила название антропоскопии, измерительная - антропометрии. В обработке антропометрического материала велика роль статистических методов. Важными методами антропологических исследований являются краниология, остеология, одонтология, антропологическая фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутренней полости черепа (эндокранов). В современной антропологии распространены методы гематологических исследований, а также методы микроанатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приёмы фракционирования массы тела, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрические методы и др. В расоведении большое значение получил т. н. географический метод, т.е. картографирование значений отдельных расовых признаков и «наложение» этих карт друг на друга. В сочетании с данными этнографии и истории географический метод составляет основу расового анализа.

Особое значение в преподавании, в музейном деле, в криминалистике имеют приёмы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения корреляции (связи) черепных особенностей с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом  масштабе осуществляются с 1927 М.М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками.

В настоящее время имеется несколько  концепций происхождения человека на Земле:

1) креационизм (теологическая концепция);

2) от внеземных существ, посещавших  Землю (паранаучная концепция);

3) естественнонаучная (натуралистическая)  концепция: происхождение человека  от высокоразвитых предков современных  обезьян – гоминид;

4) космологическая концепция (В.И.  Вернадский, П. Тейяр де Шарден): возникновение человека как необходимый  этап космогенеза и превращение его в решающий фактор космической эволюции.

Естественнонаучная концепция  в XX веке получила генетическое подтверждение. Оказалось, что из всех животных по генетическому аппарату ближе всех к человеку стоят шимпанзе.

Еще К. Линней в середине XVII в. включил  человека в систему животного  царства и объединил его с  обезьянами в одном отряде приматов. Именно с этого времени проблема генезиса человека приобрела особую важность для естествознания. Для  Ламарка факт сходства, единства и  родства, а также общности происхождения  высших животных и человека не вызывает никаких сомнений. Человек рождается  как существо биологическое, не имея ни представлений, ни знаний, но, обладая  органами, способными обеспечивать их появление и функционирование, благодаря  воспитанию, опыту и окружающим его  обстоятельствам, человек становится существом социальным.

В XIX в. начинается интенсивное осмысление проблемы антропогенеза. В 1859 году Ч.Дарвин в своей книге «Происхождение видов путем естественного отбора»  вскрывает основные причины эволюции животного мира. Полученные результаты позволили ему сформулировать гипотезу о происхождении человека от высокоразвитых предков современных обезьян  в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.). Он писал: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и высшими  животными – оно только количественное, а не качественное». Таким образом, именно он заложил традицию выведения  всех особенностей человеческой жизнедеятельности  из инстинктивных форм поведения  животных.

Ф. Энгельс – представитель трудовой теории антропогенеза – считал, что труд изменяет характер действия естественного отбора, не отменяя  действия биологических законов. Труд создал из обезьяны человека: формирование прямохождения, руки, речи, развитие мозга, абстрактного мышления, возникновения социума – все это социальные формы наследственности.

Однако теория антропогенеза не считается завершенной. Не решенными  считаются следующие проблемы: 1) Какова движущая сила процесса происхождения  человека? 2) Каковы управляющие этим процессом закономерности?

Согласно гипотезе Э. Геккеля предками человека были не современные обезьяны, а дреопитеки - древесные обезьяны, которые жили 70 млн. лет назад. От них одна линия пошла к шимпанзе и гориллам, другая – к человеку. Основные этапы эволюции предков человека выглядят примерно так:

20 млн. лет назад наступившее  похолодание заставило их спуститься  с деревьев. Останки этих существ  были найдены в Индии - рамапитеки  – 14 млн. лет назад (от Индии  до Африки); сивапитек – предок  орангутанга – 10 млн. лет назад  жил в Азии. Зинджантроп - «человек  умелый» (Homo habilis) изготовлял примитивные орудия труда – 2-5 млн. лет назад жил в Восточной Африке. Объем мозга 600-700 куб. см.

В основе космологической концепции  антропогенеза В.И. Вернадского лежит  его знаменитое учение о биосфере. Более подробно это учение будет  рассмотрено далее. Здесь важно  отметить то, что биосфера – это  динамическое целое, функции которого состоят в улавливании, ассимиляции  и переносе энергии. Как целое, она  включена в более широкое окружение  – свою сферу обитания (геокосмическую); как закономерный этап эволюции материи  она выполняет космическую функцию  снижения энтропии и упорядочения хаоса; как системное образование она  состоит из нескольких подсистем, между которыми также постоянно происходит обмен веществом и энергией. Поэтому картина эволюции мира не может быть получена простым суммированием отдельных ее форм, биосфера не состоит из каких-либо частей, она целостное природное тело. Именно в этом контексте Вернадский рассматривает антропогенез как космический процесс. Для Вернадского человек – не просто мера организованности, космическая сила, но и формирующийся направляющий и организующий фактор самого процесса развития биосферы. Поэтому человек не только не является побочным продуктом эволюции природы или даже ее ошибкой, а выступает целью земного этапа эволюции материи.

Теория эволюции биосферы не может  не быть также эволюцией человека как естественного тела природы. А значит, для природного существования  человека необходимо три рода условий:

1. Космологические условия –  некоторая совокупность и их  определенная связь физических  констант, определяющих облик нашей  Вселенной, специфику протекания  процессов, характер законов в  познаваемой человеком части  универсума, особенности физических  и химических взаимодействий, и  др.

2. Экологические условия - включенность  человека в эволюционно сложившиеся  связи и отношения организмов  между собой и с факторами  неорганического происхождения.  Занимаемая человеком экологическая  ниша влияет на процессы развития  человеческой популяции, возникновение  рас и т.п.

Информация о работе Антропология