Антропология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 05:15, реферат

Краткое описание

Антропология это — отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связанна с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками — археологией, этнографией, историей.

Содержание

Антропология как наука 3
Отрасли антропологии 9
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Антропология.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Открытый  международный университет развития человека  «УКРАИНА» Министерство науки и образования Украины 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: « Антропология »

на тему:

«Антропология как наука». 
 
 
 
 
 

                          Студент: Адамский О.В. 

                             Группа: 5210 (ФР)

                      Преподаватель: Мирошкина Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Николаев 2011 г.

     Содержание 

  1. Антропология  как наука       3
  2. Отрасли антропологии        9
  3. Список литературы        15
  4.  
  5. Антропология как наука
 

     Антропология  это — отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связанна с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками — археологией, этнографией, историей.

     Рассматривая  последовательное развитие отдельных  отраслей естествознания, Энгельс писал: “В конце прошлого века закладываются основы геологии, в новейшее время — так называемой (неудачно) антропологии, опосредствующей переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории”. Эта характеристика антропологии является приложением к конкретной науке общего взгляда Энгельса на классификацию наук. Он указывал, что каждая наука анализирует отдельную форму движения материи или ряд форм движения, связанных между собой и переходящих друг в друга. Поэтому классификация наук есть классификация или иерархия форм движения. “Подобно тому, как одна форма движений развивается из другой, так и отражения этих форм, различные науки, должны с необходимостью вытекать одна из другой”. Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Но так как человек представляет собой существо качественно своеобразное, жизнь которого может протекать только в условиях общества и коллективно осуществляемого производства, то ясно, что антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии. Антропологии не может изучать человека с тех же позиций, с каких энтомология исследует насекомых, орнитология — птиц и т. п.Антропологию человека изучают более 200 наук. Антропология имеет междисциплинарный характер. Отметим науки, которые имеют самое непосредственное отношение к антропологии:

  • Биология – система наук о живой природе. Изучает строение и функционирования живой системы. Биология – естественнонаучная наука для изучения человека в окружающем мире.
  • Психология – изучает психику поведения человека и животных. Соц. психология – изучает межличностные отношения в малых группах человека. Социология – рассматривает социальные явления, рассмотренные сквозь призму взаимодействия людей. С точки зрения антропологии интересует отношения человека в обществе.
  • Этнография (пер. с греч. племя, народ) или этнология (народовед.) – наука изучает бытность и культ особенностей народов мира.
  • Этнос– происхождение народов. Этнография – расселение народов. Философия – изучаете наиболее общие законы общества и познания.
  • Культурология – изучение функции культуры, факторы развития, взаимодействия культуры, развитие символических систем.
  • Антропология – культура как показатель развития человека.

     Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественноисторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание. Основатель антропологической науки в России А. П. Богданов в речи на торжественном собрании Московского университета в январе 1876 г. указал, что естествознание без антропологии остается незавершенным и только "с антропологией естествознание не является каким-то особенным островом, отделенным бездною от других наук чисто человеческих, если можно так выразиться, т. е. касающихся самых высоких, самых увлекательных для ума сторон его природы, его истории и его существования".

     Антропология  включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.

     Раздел  морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью  физического типа, б) с его возрастными  изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

     Раздел  антропогенеза сосредоточивает  свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом. Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.

     Само  собой разумеется, эти краткие характеристики не следует понимать так, что морфология изучает человека вне времени и пространства, расоведение — вне эпохи, а раздел антропогенеза — вне территории. Конечно, и для проблемы антропогенеза важно знание места происхождения человека; точно так же для расоведения необходимо исследование истории возникновения рас и их родословной и, наконец, для морфологии существенна связь открываемых ею закономерностей изменчивости с фактами, дошедшими из далекого прошлого человечества, с одной стороны, и из различных областей распространения людей в настоящем — с другой. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза — это изучение процесса становления человека и прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков; в разделе морфологии главная проблема — исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “механизмов” формообразования; и, наконец, в разделе расоведения основной целью является отыскание тех причин, которые объясняют распространение рас человека на поверхности Земли.

     Раздел  морфологии состоит из: 1) мерологии (от греческого “мерос” — часть), изучающей вариации отдельных органов  человека и отдельных тканей, а  также их взаимную связь, и 2) соматологии (от греческого “сома” — тело), которая  изучает строение человеческого тела в целом, т. е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т. д. Важным подразделом соматологии является та отрасль антропологии, которая ставит своей задачей установление стандартов или норм размеров человеческого тела, т. е. наиболее часто встречающихся комбинаций размеров, и разрабатывает методы расчета, позволяющие установить, как часто встречаются те или иные уклонения от этих комбинаций. Антропология тем самым дает возможность организовать на вполне научной основе массовое производство предметов индивидуального пользования (обувь, одежда, головные уборы, перчатки, мебель и т. д.), что особенно важно в условиях плановой организации народного хозяйства. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, а также вариаций телосложения и их связи с физиологическими особенностями организма.

     Наиболее  важными вспомогательными дисциплинами для раздела морфологии являются нормальная анатомия, эмбриология и  гистология человека. Существенно отметить различия между нормальной анатомией и морфологией. Нормальная анатомия изучает человека как некоторый обобщенный тип и дает суммарную характеристику “среднего” человека. Морфология же сосредоточивает свое внимание на вариациях типа и стремится постигнуть причины, закономерности и значение этих уклонений от среднего типа.

     В разделе антропогенеза рассматриваются  вопросы о месте человека в  системе животного мира, отношении  его как зоологического вида к  другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.

     Раздел  антропогенеза включает: 1) приматоведение, т. е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян, 2) эволюционную анатомию человека, 3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека. Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: из наук естественно-исторических — геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических — археология палеолита; из наук философских — психология.

     Расоведение, или этническая антропология, изучает  классификацию расовых типов, распространение их по территории Земли, историю формирования рас, причины расообразования и закономерности изменений расовых типов. В числе смежных дисциплин, с которыми особенно тесно соприкасается расоведение, следует назвать из круга биологических наук — генетику и биометрию, а из наук социально-исторических — археологию позднего палеолита и последующих эпох, этнографию, языкознание и историю. Термины “расоведение” и “этническая антропология” нередко употребляются как равнозначные. Строго говоря, этническая антропология — только часть расоведения, изучающая антропологический состав народов мира и проблему этногенеза. Антропология в целом, а в особенности разделы, посвященные проблеме происхождения человека и его рас, с самого зарождения знания о природе человека были ареной жестокой идеологической борьбы между материалистической наукой, с одной стороны, и идеалистическим и метафизическим мировоззрением — с другой.

     В основе антропологической методики лежит антропометрия, или измерение размеров человеческого тела. Необходимость количественной характеристики вытекает из того, что все размеры обнаруживают непрерывную изменчивость, причем, как правило, пределы колебаний размеров одной какой-либо группы людей заходят за пределы колебаний другой. Это явление, называемое “трансгрессивной изменчивостью”, очевидно, приводит к необходимости числовых определений. По тому объекту, который служит предметом измерения, различают соматометрию (собственно антропометрию), или измерение живого человека, остеометрию — измерение костей скелета, краниометрию — измерение черепа.

     В широком смысле слова антропометрия  включает в себя и антропоскопию. т. е. методику “описательной” или  “качественной” характеристики формы  частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков. В антропологии подробно разработаны определенные приемы измерений, которые необходимо соблюдать с полной точностью, без чего результаты исследований ненадежны сами по себе и несравнимы с измерениями других исследователей. Чтобы добиться наиболее точных определений “описательных” или “качественных” признаков, в антропологии получили широкое применение всевозможные шкалы, например, шкальные наборы цвета кожи, глаз, волос, эталоны в виде муляжей губ, носа, глазной области, ушной раковины и т. д. Основная цель разработки и использования шкал и эталонов заключается в сохранении единого (“мирового”) масштаба оценки баллами тех признаков, которые не поддаются непосредственному измерению. Основы современных антропологических методов были заложены работами известного французского антрополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824—1880), который в 60— 70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигментации и т. д.

     Значительное  усовершенствование и расширение эта  методика получила в трудах Рудольфа Мартина (1864—1925). Его трехтомное руководство  “Учебник антропологии в систематическом изложении” дает подробное изложение приемов антропометрического и антропоскопического исследования и сводку цифровых данных по вариациям отдельных соматологических, остеологических и краниологических признаков. Антропологическая методика Мартина с теми или иными модификациями получила самое широкое признание и применение, равно как и различный усовершенствованный им основной антропометрический инструментарий. Для определения роста и пропорций тела применяется металлический штанговый составной антропометр Мартина; для измерения головы и лица, а равно и при краниометрических исследованиях употребляются скользящий и толстотный циркули также системы Мартина.

     При измерении углов на черепе пользуются приставным гониометром Моллисона, укрепленным на ножке скользящего циркуля. Существует значительный набор специальных инструментов: штативы для укрепления черепов, мандибулометр для измерения нижней челюсти, координатные циркули для измерения глубинных размеров, доски для измерения длинных костей и т. д.

Информация о работе Антропология как наука