Антропология медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 23:53, доклад

Краткое описание

В странах Латинской Америки медицинская антропология яв-

ляется частью развития местной интеллектуальной и культурной

жизни и инструментом для осмысления пестрого этнического мно-

гообразия. В Бразилии развитие медицинской антропологии стало

своеобразным отражением бурных экономических и социальных

процессов последних десятилетий.

В начале 1990-х гг. страна вышла из многолетнего экономиче-

ского кризиса, и бразильская экономика заняла восьмое место в ми-

ре. Резко возросло число граждан страны, вышедших на рынок в

качестве потребителей. Однако Бразилия по-прежнему остается

страной контрастов, где вопиющая бедность уживается с богатством

и роскошью.

По сложившейся давно традиции государственные расходы на

общественное здравоохранение остаются крайне низкими (2,76% от

национального ВВП в 1996 г.) Между тем, количество потребителей

услуг частных клиник растет. В 1994 г. из общего числа госпитали-

зированных больных 40% составляли пациенты частных клиник.

При этом значительное число бразильцев получило возмож-

ность приобретать разнообразную продукцию фармацевтических

кампаний. К началу XXI в.

Вложенные файлы: 1 файл

бразилия.docx

— 22.05 Кб (Скачать файл)

Бразилия

В странах  Латинской Америки медицинская  антропология яв-

ляется частью развития местной интеллектуальной и культурной

жизни и инструментом для осмысления пестрого этнического мно-

гообразия. В Бразилии развитие медицинской антропологии стало

своеобразным  отражением бурных экономических и социальных

процессов последних десятилетий.

В начале 1990-х гг. страна вышла из многолетнего экономиче-

ского кризиса, и бразильская экономика заняла восьмое место в ми-

ре. Резко  возросло число граждан страны, вышедших на рынок в

качестве потребителей. Однако Бразилия по-прежнему остается

страной контрастов, где вопиющая бедность уживается с богатством

и роскошью.

По сложившейся  давно традиции государственные  расходы на

общественное  здравоохранение остаются крайне низкими (2,76% от

национального ВВП в 1996 г.) Между тем, количество потребителей

услуг частных клиник растет. В 1994 г. из общего числа госпитали-

зированных больных 40% составляли пациенты частных клиник.

При этом значительное число бразильцев получило возмож-

ность приобретать разнообразную продукцию фармацевтических

кампаний. К началу XXI в. Бразилия стала мировым лидером по

числу потребляемых лекарственных препаратов, в особенности

обезболивающих  средств, витаминов, БАДов и амфетаминов. По

официальной статистике, ежегодный объем потребляемых амфета-

минов составляет 20 млн. т. С 2000 по 2002 г. на 43% выросло по-

требление такого нейрофармпрепарата, как прозак. С учетом того,

что в  Бразилии традиционно существовала практика свободной

продажи лекарств, подавляющее большинство  лекарственных пре-

паратов приобретается без рецепта врача. К настоящему времени

только  каждая третья упаковка лекарств, продаваемых  в аптеках

Бразилии, продается с учетом рецептов. 80 миллионов  бразильцев

покупают  лекарства, не консультируясь с врачами. Число аптек в

Бразилии  – одно из самых больших в мире: 1 аптека на 2648 жите-

лей, при том, что ВОЗ рекомендует соблюдать отношение 1 аптека

на 8000.

Еще одна характерная примета бразильской  реальности по-

следних лет – высокая популярность пластических операций. По их

числу страна занимает второе место в мире, уступая только США.

Все выше сказанное говорит о такой  культурной ситуации, ко-

гда огромная часть населения страны демонстрирует повышенную

озабоченность своим здоровьем. Неудивительно  поэтому, что про-

блематика здоровья приобрела в современной Бразилии столь

большое значение. Для бразильских интеллектуалов одним из важ-

ных инструментов анализа собственной культуры сегодня выступает

именно  антропология здоровья. Этот термин здесь широко укоре-

нился и используется вместо более привычного для других стран

понятия «медицинская антропология».

Развитие  антропологии в Бразилии восходит к 1930-м гг., ко-

гда Клод Леви-Строс приехал сюда изучать жизнь бразильских ин-

дейцев и написал свою знаменитую книгу «Печальные тропики». В

середине 1930-х гг. он участвовал в основании  университета в Сан-

Паулу, где после его отъезда в 1938 г. кафедру антропологии занял

его ученик Роже Бастид. Последний сделал многое для того, чтобы

важными темами для бразильской национальной антропологии

стали психиатрия и этнопсихиатрия.

С этого  времени и до конца 1980-х гг. вопросы  этнопсихиатрии

и этномедицины в целом оставались важными темами бразильских

антропологов. Как и во многих других странах, местные  специали-

сты главное внимание уделяли изучению культуры аборигенов, а

также их практик врачевания, в особенности  шаманизму. Кроме то-

го, традиционно  большое внимание уделялось изучению индейских

практик использования лекарственных растений из амазонских ле-

сов, а  сама Амазония выступала главной ареной антропологических

исследований. В 1980-е гг. на повестку дня вышли  также проблемы

здоровья  городского рабочего класса, вопросы  питания и различия

между биомедициной и туземными традициями врачевания.

Важными центрами антропологических исследований тради-

ционно оставались Национальный музей в Рио-де-Жанейро и Феде-

ральный университет в Рио, где читались курсы по антропологии.

В 1990-е  гг. в связи с новым этапом в  жизни страны на повест-

ку дня вышли новые вопросы. Фокус внимания антропологов сме-

стился от увлечения этномедициной к изучению различных соци-

альных, экономических и культурных аспектов здоровья. Если

прежде  главными специалистами по проблемам  общественного

здоровья  выступали врачи-эпидемиологи, то теперь к ним реши-

тельно присоединились антропологи и другие исследователи обще-

ства. Изменились и методы научной работы антропологов. От тра-

диционных этнографических методов они перешли к более

изощренным эпистемологиям здоровья.

Бразильские интеллектуалы традиционно были сильно вос-

приимчивы к влиянию европейской культуры, особенно француз-

ской. В первой половине ХХ в. большая часть бразильской элиты

свободно  говорила по-французски. Это привело  к широкому усвое-

нию европейских социально-научных идей и на этой основе – к

стремлению  постичь бразильскую национальную идентичность.

Официальная трактовка бразильской идентичности как про-

дукта сочетания трех рас – белой, черной и индейской – часто не

удовлетворяла местных интеллектуалов. Для бразильских  антропо-

логов важными символами бразильской национальной идентично-

сти стали более материальные и прозаичные вещи: смешение кро-

вей, распространенность инфекционных болезней, в особенности

тропических, а также сифилиса, который нередко получал вполне

позитивное  определение: основа бразильской жизни. Из желания

постичь специфику бразильской нации  выросло и современное

стремление  антропологов заглянуть во все закоулки бразильской

жизни. Новые важные темы для них –  национальные формы телес-

ной политики, тесно связанные с местной  афро-бразильской рели-

гиозностью, представления о теле и здоровье, которые разделяют

городские жители, индейцы тропических лесов, а также различные

маргинальные  группы депрессивных районов страны, включая «со-

циально невидимых» потомков индейцев и белых.

Несомненно, важной темой для бразильских  исследователей

является  сексуальность. Обращение к ней  началось еще в первой

половине  ХХ в., когда в стране стал стремительно развиваться пси-

хоанализ. Тема сексуальности развивается в непрекращающихся

дискуссиях об избыточной бразильской чувственности и темпера-

менте, а также дикости и нехватки цивилизованности. Кроме того, с

ней связаны  более поздние по времени дискуссии  о гендере, репро-

дуктивности и СПИД.

Примечательно, что среди бразильских антропологов весьма

слабый  интерес вызвали характерные  для Северной Америки феми-

нистский и критический подходы. В этом также отражается непри-

ятие бразильскими интеллектуалами североамериканской культур-

ной гегемонии  и увлечение более старомодными идеями из Европы.

В виду активного развития медицинской  антропологии в по-

следние десятилетия в Бразилии выросло число авторов, публи-

кующих работы на эти темы. Подавляющее большинство из них пе-

чатается на португальском языке, но есть и те, кто вышел за

пределы национальной научной среды. В их числе Аннет Лейбинг

(Annette Leibing), которая последние годы активно пытается пред-

ставить достижения бразильской медицинской  антропологии для

англоязычной  аудитории.


Информация о работе Антропология медицины