Анализ законодательства в сфере трудоустройства молодых специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Говоря о вопросе трудоустройства, важно отметить, что нет универсальной технологии, являющейся эффективной в 100% случаев. Среди активно используемых технологий поиска работы – обращения в рекрутинговые агентства, поиск по объявлениям в газетах, с помощью Интернет-ресурсов, непосредственное обращение к работодателю. Каждая стратегия имеет право на жизнь, возможно так же применение нескольких технологий. В связи с широким внедрением Интернет-технологий в повседневную жизнь населения, необходимо исследовать этот вид СМИ как потенциальное поле столкновения интересов соискателей и работодателей.

Содержание

Введение
1.Анализ законодательства в сфере трудоустройства молодых специалистов
2. Трудоустройство молодых специалистов: исторический аспект
3. Социологический дискурс проблем трудоустройства молодежи в интернете
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Петрова соц экология.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Молодым специалистам не приходилось скучать, так как надо было работать на территории дачного участка, принимать участие в школьной жизни своих детей и общественно-политической жизни предприятия.

Особенностями труда и занятости советской молодежи являлись законодательное закрепление обязанности учиться и трудиться; законодательное закрепление обязательного срока отработки молодыми специалистами на предприятии; установление юридической ответственности, в том числе уголовной, за невыполнение обязанности трудиться, учиться, отработать после обучения на производстве; создание системы органов, занимающихся выявлением потребности в работниках и планированием распределения молодых специалистов на производства, применяющих меры наказания к нарушителям; воспитание молодых граждан в духе уважения к производительному труду; тесная связь обучения с производством на всех ступенях образовательной деятельности; установление обязанности родителей воспитывать детей в духе добросовестного отношения к труду. Именно такая политика советского государства способствовала обеспечению занятости молодых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социологический дискурс проблем трудоустройства молодежи в интернете

Основная функция социализации, считал Э. Дюркгейм, сводится к приобщению индивидов к идее «коллективного сознания». Социализированной признается личность, научившаяся подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Опираясь на теорию морали, выступающую системой объективных правил поведения, ученый связывал действенность социальных норм с определенными механизмами интериоризации. Причем видел смысл воспитания не только в формировании самой способности растущего организма подчиняться власти общества, но и в широкой причастности общественной системы к выработке эталонов для подражания: воспитание, по его мнению, это не больше, чем образ и подобие общества. Оно подражает ему, воспроизводит его, но не создает его. Воспитание бывает здоровым, когда сами народы в здоровом состоянии. Если моральная среда испорчена, то и сами воспитатели, живущие в этой среде, не могут не быть пропитаны той же порчей.

Объяснение отклоняющегося поведения по Р. Мертону - «некоторые социальные структуры оказывают на некоторых лиц в обществе определенное давление, побуждающее их вести себя скорее вразрез с предписаниями, нежели в соответствии с ними»13. Таким образом, в рамках определенных социальных сетей, где невозможно наверняка проверить достоверность той или иной информации, при отсутствии прямого контроля, происходит искусственное формирование собственного престижа и статуса путем размещения провокационных сообщений и фото или агрессивного поведения по отношению к окружающим пользователям. Если руководствоваться понятиями Р. Мертона, Интернет выполняет ряд явных и латентных функций, как любая другая социальная структура. Среди явных можно выделить информационную, развлекательную, коммуникативную функции. Главная латентная функция Интернет – пространства – это контроль населения.

Изучая Интернет – коммуникации важно учитывать феномен «двойной возможности» (общая теория систем Никласа Лумана). В процессе отравления сообщения необходимо осознавать возможные различия в восприятии передаваемой информации. Так, одно и то же сообщение в рамках Интернет - сообщества может быть по-разному истолковано мужчинами и женщинами; лицами различных национальностей, видов деятельности,  а так же занимающими различные позиции в обществе. С точки зрения теории систем Никласа Лумана, Интернет представляет собой окружающую среду по отношению к традиционным медиа. Интернет демонстрирует разнообразие интересов и даже реальностей аудитории, которую невозможно свести к общему знаменателю14.

Главные недостатки молодого специалиста - это отсутствие практического опыта, часто непонимание целей профессионального развития, завышенные ожидания от работы. С другой стороны, работодатели хотят видеть понимание кандидатами своих целей, умение работать в команде и владение необходимыми знаниям и навыками.  При столкновении этих противоположных по сути требований и ожиданий происходят конфликты между молодыми специалистами и работодателями. С точки зрения теории конфликта Дарендорфа, в данной ситуации существует две конфликтных группы – работодатель и соискатель. При столкновении интересов конфликтующих сторон возможно несколько вариантов для развития событий. Среди них конфликты, результатом которых становится непонимание между сторонами и, как следствие, соискатель не трудоустраивается на данную определенную вакансию. А так же возможен вариант, в рамках которого достигается компромисс, либо одна из сторон уступает, следствием которого становится трудоустройство и дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Бирмингемская школа славилась тем, что занималась действительно настоящей жизнью молодых людей. В результате же оказалось, что жизненные истории, которые исследовались учеными, могли быть отнесены лишь к одной (мужской) «половине» молодежи, следовательно, только на анализе субкультурных форм этой «половины» и были построены все их теории15. Говоря о современном феномене медиа - глобализации, необходимо отметить практически полное отстранение членов Интернет - сообщества от существующих в реальном обществе стереотипов, связанных с гендерной окрашенностью. В Интернет – сообществе понятие «субкультура», традиционно являющееся мужским термином, стирает свою половую принадлежность. Пользователь становится активно коммуницирующим существом, не имеющим пола до тех пор, пока он самостоятельно не определит для себя эту социальную характеристику.

Виртуальная коммуникация в эпоху информационного общества имеет некоторые особенности: увеличение возможностей социализации личности; развитие производства знания; развитие сетевой экономики; превращение информации в один из основных ресурсов общества; изменение основных характеристик коммуникационной среды-времени и пространства. При рассмотрении Интернет – среды с точки зрения структурного функционализма важно отметить наличие четко просматриваемой структуры Интернет – пространства, и закрепленных за каждым его элементом определенных функций. Так, например, различного сорта обучающие сайты выполняют функцию социализации индивида. Изучая Интернет с позиций структурного функционализма Т. Парсонса, нельзя не обсудить вопроса норм и ценностей социальных систем. Если мы говорим о том, что Интернет – это единая социальная система, то, соответственно, в этой системе существуют определенные приписанные субъектами взаимодействия нормы и ценности. Интернет приобретает черты гибкой социальной системы, обеспечивающей  широкие ролевые возможности, позволяющие различным индивидам проявить себя, не угрожая ценностям системы.

Если говорить о существовании Интернета как особого социального пространства, можно применить понятие «публичной сферы» Юргена Хабермаса. В рамках Интернет – пространства появляются публичные арены, способные функционировать лишь благодаря развитию видео и аудио сопровождения процесса коммуникации, пока что опиравшегося на текстовую коммуникацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Быть молодым специалистом на сегодняшний день трудно как никогда, ведь молодой специалист в первую очередь, это человек, с определенным багажом теоретических знаний, только что получивший диплом. К сожалению, не больше 30% выпускников на сегодняшний день имеют опыт работы по специальности к моменту получения диплома, остальные же 70% сталкиваются с проблемой трудоустройства и занятости.

Молодёжь - исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстрообучаемой рабочей силой.

Полная и эффективная занятость молодёжи - условие повышения конкурентоспособности страны.Молодые люди будущее России, и от стартовых условий их деятельности зависит её последующее развитие.

Молодые юноши и девушки уже сегодня во многом определяют политические, экономические социальные процессы в обществе. В то же время, молодёжь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда.

От первого шага зависит дальнейший трудовой путь. Здесь важно не оступиться и не избрать ту профессию, которая со временем будет тяготить. Необходимо найти себе дело - надежную опору на всю сознательную жизнь. Нынешней молодежи приходится начинать свою трудовую биографию в обстановке жесткой конкурентной борьбы. Работодатель вполне обоснованно отдает предпочтение взрослым - людям опытным, ответственным и дисциплинированным, хорошо ориентирующимся в смежных профессиях. Поэтому, большинству на первых порах молодому специалисту предлагают не очень высокую зарплату, что не устраивает выпускников учебных заведений.

Содействие в трудоустройстве молодежи всегда являлось приоритетным направлением деятельности службы занятости. Они проводят ряд мер по обеспечению стабильности на городском рынке труда, в том числе по содействию занятости студентов и выпускников учебных заведений. В целом ситуация на рынке труда характеризуется как стабильная.  
По данным Департамента семейной и молодежной политики только в городе Москва помощь в реальном трудоустройстве понадобится 9000 выпускникам.  
Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника вуза по полученной в вузе специальности либо рассматривать как систему мероприятий, проводимых государственными органами, общественными организациями, которые оказывают содействие населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Говоря о проблеме трудоустройства и занятости молодых специалистов, мы в первую очередь затрагиваем тему подготовки юношей и девушек к трудовой деятельность. Ориентирование молодежи на получение профессии начинается ещё в школе. Затем. Сменив социальный статус школьника на статус, студент молодежь начинает искать способы адаптации к своей бедующей работе. Многие начинают уже на 3-4 курах активно подыскивать себе постоянное место работы, другие же нацелены как можно больше пройти курсов, тренингов и даже получить второе высшее образование.

Отдельно выделяют сильные и слабые стороны молодых специалистов при трудоустройстве и уже не посредственной работе. С одной стороны очевидны преимущества молодежи: гибкий ум, чрезмерная активность и креативность, способность быстро адаптироваться к новым условиям. С другой стороны, отсутствие опыта, не готовность брать на себя ответственность негативно влияют на мнение работодателей о молодых специалистах.

На современном этапе трудоустройство и последующая занятость является частью жизни каждого человека, так как рано или поздно каждому молодому человеку необходимо сделать выбор не только куда пойти учиться, но и куда устроиться на работу. Для многих людей такой выбор, сделанный ещё в юношеские годы, прирастает в дело всей жизни. В России же такие люди встречаются. В результате анализа научной литературы и собственного исследования на тему трудоустройство и занятость молодых специалистов в современной России были сделаны следующие выводы:

Первое. Не смотря на первоначальную схожесть понятий «трудоустройство» и «занятость», они несут под собой абсолютно разные смыслы. Если в первом случае это процесс поиска и оформления на работу, то во втором случае это уже не посредственно деятельность, которая может иметь различные формы, как занятость на работе, так и процесс образования, службы в армии и т. д.

Второе. Трудоустройство и занятость молодежи имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, основная форма занятости молодежи - это, как правило, обучение. Во-вторых, основными особенностями молодых специалистов при первом трудоустройстве является, поиск работы для получения дополнительных материальных средств.

Третье. В настоящий момент, государство активно поддерживает российскую молодежь в вопросах трудоустройства и занятость. В первую очередь это выражается в таком государственном проекте как «Карьера», закрепленном в стратегии государственной политики, и других государственных учреждениях, способствующих трудоустройству молодежи.

Четвертое. Адаптация молодых специалистов это комплексное мероприятие по подготовке юношей и девушек к трудовой деятельности. Оно начинается ещё в школе, продолжается в вузе, но основная задача по адаптации молодых специалистов.

Пятое. Одна из главных проблем для молодых специалистов - это конкуренция с уже опытными работниками. Как правило, работодатели отдают предпочтение специалистам уже со стажем. Поэтому при трудоустройстве, молодежи необходимо оперировать своими сильными сторонами: креативность мышления, быстрая адаптация к изменению событий, владение новейшими технологиями в области своей специальности.

Молодой специалист, впервые попадая на рынок труда сталкивается с огромным количеством проблем, начиная от того куда попробовать трудоустроиться и заканчивая проблемами, возникающими во время работы. Поэтому от того какая была проведена работа по адаптации молодого человека в школе, вузе и на работе, а так же от приложенных его собственных усилий будет зависеть и моральная удовлетворенность работника, и дальнейшее развитие фирмы, и даже процветание нашей страны.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон N 36-ФЗ от 20 апреля 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
  2. Постановление Правительства РФ №264 от 5 апреля 2001г. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.
  3. Быданова Е.Н. Анализ компетенций выпускников российских ВУЗов// Социологические исследования. 2008. №8. С. 141.
  4. Грицюк М. На работу смолоду. Треть молодых специалистов не могут трудоустроиться по специальности//http://www.rg.ru/2011/10/24/bezrabotitsa-site.html Обращение к ресурсу 8.09.2014
  5. Каждый десятый выпускник ищет работу//http://www.hr-portal.ru/news/kazhdyi-desyatyi-vipusknik-vuza-ischet-rabotu. Дата обращения 1.09.14г.
  6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006.
  7. Орлова В. В. Социализация молодежи: потенциал регионального социума//Электронный журнал Знание. Понимание. Умение. 2009. №3. Социология
  8. Официальный сайт министерства здравоохранения и социального развития РФ http://www.minzdravsoc.ru/videobank/71 Дата обращения 8.09.2014г.
  9. Программа привлечения и поддержки молодых специалистов//http://www.eurochem.ru/sustainability-2/employees/?lang=ru Обращение к ресурсу 3.09.2014
  10. Ритцер Дж. Современные  социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. С.360.
  11. Рыжикова З.А., Белоконная Л.А., Гуляева Г.В. Формирование информационной базы о потребности организаций в работниках по профессиональным группам// Вопросы статистики. 2009. №2. С.31.
  12. Трудоустройство молодежи в условиях экономического кризиса// http://www.epochtimes.ru/content/view/22855/3/ Обращение к ресурсу 2.09.2014г.
  13. Черных А. Мир современных медиа. – М.: Издательский дом «территория будущего», 2007. С. 19.

Информация о работе Анализ законодательства в сфере трудоустройства молодых специалистов