Анализ речи современной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:36, реферат

Краткое описание

Речь- исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речь как вид деятельности человека и как её продукт осуществляется при помощи использования средств языка – слов, словосочетаний, предложений и пр. Употребляясь в речи, язык даёт ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………4-8
Заключение...............................................................9
Литература............................................................10
Приложение....................

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 'анализ речи современной молодёжи'.docx

— 31.18 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
 
 

Кафедра

связи с общественностью  и

лингвистики 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине «Русский язык и развитие речи»

На  тему «Анализ речи современной молодёжи» 
 
 

Выполнила: Семененко Ю. В.,

Студентка группы Эко(б)-112 

Проверила: Коренева А. В.,

Профессор кафедры  “Социальная 

работа и  теология”, кандидат

педагогических  наук, доцент 
 

Мурманск

2011 

Содержание 
 

    Введение………………………………………………………………3

    Основная  часть…………………………………………………4-8

    Заключение...............................................................9

    Литература............................................................10

    Приложение.............................................................11 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

Речь- исторически  сложившаяся форма общения людей  посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речь как вид деятельности человека и как её продукт осуществляется при помощи использования средств языка – слов, словосочетаний, предложений и пр. Употребляясь в речи, язык даёт ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

В наше сложное, нестабильное время большие изменения происходят во всех сферах жизни, в том числе  и в устной речи. Очевидные причины  происходящего связаны с социально - экономической жизнью общества. Студенческий возраст является самым ответственным как с точки зрения социальной адаптации личности, так и с точки зрения достижения социально-психологической зрелости. Именно в эти годы в значительной степени завершается формирование нравственных, культурных и человеческих качеств личности, ее ценностных ориентиров и установок, что заставляет обратить внимание на их речь. Становление специалистов в основном происходит в учебном и вне- учебном процессе, но при определенном воздействии внешней социальной среды. Личностные качества и мировоззренческие ориентации студентов формируются не только при изучении цикла социально-гуманитарных дисциплин, во взаимодействии с преподавателями учебного заведения, но и под воздействием читаемой студентами литературы, телевидения, семьи, друзей и т.д. Эффективность и качество обучения студентов, становление человека как профессионала и гражданина в значительной степени зависит от его речевой культуры.

Процессы, происходящие в обществе, приводят к значительному  возрастанию роли устной речи. Молодежь - это будущее нашей страны, а  ее речь - будущее русского языка.

Цель работы – Проанализировать речь с точки зрения соблюдения в ней норм литературного языка и качеств хорошей речи, изучить лексикон молодёжи (студентов)в аспекте речевой культуры.

Основная  часть

  • Богатство молодёжной речи

Богатство речи- набор языковых средств (лексических, грамматических, стилистических), которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный человек. Богатство речи определяется способностью человека выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами.

  Богатство (разнообразие) речи определяется тем, сколько языковых единиц (слов, фразеологизмов) находится в словарном запасе говорящего, создается использованием максимального арсенала средств воздействия, свидетельствует о свободном владении говорящим возможностями родного языка.

Богатство речи, во-первых, определяется количеством слов в  словарном запасе говорящего. Эллочка  Щукина обходилась тремя десятками  междометий, а в словаре Пушкина  более 21 тысячи слов. Не всем дано быть Пушкиным, но всем нужно стремиться быть подальше от Эллочки. В словарном  запасе Ленина было более 37 тыс. слов, минимальным  считается 4 тыс. слов, у интеллигентного  человека должно быть 7–10 тыс. слов.

К сожалению в  настоящее время молодёжная речь стала беднее чем раньше, так как словарный запас пополняется главным образом за счет чтения книг. А сейчас молодёжь читает все меньше и меньше. Хотя есть и такие кто обладает богатой речью, но таких не много. 

  • Чистота молодёжной речи

В разговорной речи молодежь часто употребляет разные слова, на мой взгляд, засоряющие русский  язык. Эти слова молодые люди используют, общаясь друг с другом. Характер лексики разговорного происхождения  – от шутливо-ироничного до грубо-вульгарного  – зависит от социальной группы: носит она открытый или замкнутый характер, органически входит в общество или противопоставляет себя ему.

Чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов и слов, чуждых литературному языку по нравственно-этическим критериям. В молодёжной речи преобладает такая группа слов как жаргонизмы.

Жаргонизмы- слова искусственного языка, понятного лишь определенному кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами. Возникают в замкнутых группах (учащиеся, студенты, армия).

В молодежной среде  жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей  и учителей.

От  молодых людей  можно услышать такие  слова:

а) Слова, называющие людей:

Кореш, братан – друг, приятель. 
Чувак – парень. 
Кент – модный парень.

Нарик – наркоман.

б) Существительные, которые трудно объединить в какую-либо группу:

Прикол – шутка. 
Угар, коры – веселье.

Стрела – драка. 
Треп – болтовня, вранье. 
Базар – разговор, болтовня. 
Фигня – ерунда.

Погоняло, кликуха  – кличка.

 

Хавчик – еда.

Облом – неожиданно плохой результат.

Чирик – десять рублей.

Влипнуть– попасться. 
Встрял – попал в неприятное положение. 
Двигай, дергай – иди отсюда. 
Кинуть – обмануть, подставить.

Оборзеть  – обнаглеть. 
Отвянь – отстань.
 

и т.д 

в) Слова, близкие  к наречию:

Прикольно, классно, класс, клево, потрясно, ништяк, улет, круто, угарно – выражение высокой степени качества, высокой оценки чего-либо.

Стрем, стремно – плохо.

По-любому – точно, обязательно.

Г) Имена прилагательные

Стремный – плохой, нехороший, некрасивый. 
Крутой, классный, клевый – высокая степень качества чего-либо.

Беспонтовый – нехороший. 
Дельный – предприимчивый.
 

Поколения молодых  сменяются через пять–семь лет, а с ними меняется и жаргон. Новый  или старый, жаргон остается с молодежью. 

  • Точность и  ясность молодёжной речи

Точность речи – это, во-первых, использование каждого слова в соответствии с его значением, а во-вторых, соблюдение фактов.

Точность и ясность  речи взаимосвязаны: точность речи придает  ей ясность, ясность вытекает из точности, но о точности высказывания должен заботиться говорящий, а ясность  оценивает слушатель.

Подавляющее большинство  молодых людей, выражаются не точно  и смысл некоторых фраз не ясен. Это происходит потому, что они  очень быстро перескакивают с  темы на тему. Язык не успевает за мыслью.

  • Выразительность

Выразительность (красота) речи – это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов. Можно сказать, что выразительная речь – это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Выразительность речи поддерживается специальными языковыми и речевыми средствами выразительности, к которым относятся тропы и риторические фигуры. Цель этих языковых средств – сделать мысль более яркой, точной, запоминающейся.

На мой взгляд современная молодёжь не слишком  задумывается над выразительностью своей речи, говорят с ошибками, на ходу выдумывают слова. Им нет дела до неё. Они жертвуют выразительностью в угоду практичности и моде, всегда нужно поддерживать молодёжный стиль  и сленг.

  • Логичность

Логичность речи - это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументирование оформлять выражаемое содержание.

Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма.

Конечно, демонстрируется  фильм, а не его название. Можно  было сказать:

Плохо, когда во всех кинотеатрах  города демонстрируется один и тот же фильм. Подобные ошибки в речи возникают и вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий, например: Приближения премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а самой премьеры).

Молодёжь чаще всего  совершает такие ошибки, как алогизм  и плеоназм.

Алогизм- ход мысли, нарушающий какие-то законы и правила логики и поэтому всегда содержащий в себе логическую ошибку.

Плеоназм- дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста – а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование. 
 
 
 
 
 

  • Уместность
 

Уместность речи – это такой подбор и организация языковых средств, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения; соответствие структуры речи функциональному стилю, теме, ситуации общения, обстановке речи, составу слушателей.  Уместность определяет степень обязательности других качеств  речи. Например,   в   ситуации   дружеского, непринужденного общения вполне естественна языковая игра, в основе которой лежит намеренное и мотивированное целями говорящего нарушение правильности. 

Я все чаще замечаю  что молодёжь не соблюдает такое  качество хорошей речи, как уместность. Не учитывают личностно-психологические  особенности собеседника или  человека находящегося рядом человека.  Не тщательно отбирают языковые средства и употребляют слова, которые  могут обидеть, оскорбить или  поставить собеседника в неловкое положение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Целью этого  реферата являлось исследование речи современной молодёжи и анализ речи с точки зрения соблюдения в ней  норм литературного языка и качеств  хорошей речи. Анализ проделанной работы результатов дозволяет сделать следующие выводы:

Молодые люди считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения посреди сверстников. Такие слова дозволяет им самоутверждаться, поддерживать отличные дела с товарищами, обмениваться информацией и узнавать новое.

Сейчас засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – ценность материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Молодёжь все почаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злобой. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, завышенной жаргонизацией речи при общении. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они желают проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а означает они обязаны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.

Причины, влияющие на речь молодёжи:

  • Значимость «своего» (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание ребенка утвердиться как посреди собственных сверстников так и в собственных очах).
  • Влияние СМИ (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач).

Информация о работе Анализ речи современной молодёжи