Алкоголизм в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 15:50, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время как в России, так и в Республики Мордовия проблемы девиантного поведения имеют весьма актуальное значение, что обусловлено динамичными преобразованиями, происходящими в России. Кризисная обстановка в нашем обществе, динамизм социальных процессов, нарушающие привычные формы социального контроля, способствуют росту негативных явлений, в том числе и отклонений от норм общественной жизни.
Преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и многие другие формы девиантного поведения затрагивают все сферы общественной жизнедеятельности, в той или иной степени негативно воздействуя на них. Все это показывает, насколько важное значение, особенно в настоящее время, приобретают мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию девиантного поведения, их эффективность, а также степень активности работы социальных служб, организаций или иных структур, прямо или косвенно занимающихся этой проблемой. В связи с этим тема дипломной работы видится актуальной.

Содержание

Введение 5

1 Научно-теоретические основы социальной работы с лицами

девиантного поведения 8

1.1 Научно-теоретические подходы к проблеме лиц девиантного

поведения 8

1.2 Исторический опыт социальной работы с лицами девиантного

поведения 17

2 Основные технологии социальной работы с лицами девиантного

поведения 24

2.1 Формы и методы социальной работы с лицами девиантного

поведения 24

2.2 Перспективные направления социальной работы с лицами с

девиантного поведения 38

Заключение 42

Список использованных источников 45

Приложение А (обязательное) Программа исследования 49

Приложение Б (обязательное ) Анкета 51 Приложение В (справочное) Распределение ответов на вопрос «Насколько близка Вам проблема девиантного поведения» 53

Приложение Г (справочное) Распределение ответов на вопрос «Каков основной вид девиации в г. Саранске» 54

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Ефремовой.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

          Одним словом, профилактическая деятельность учреждений социального обслуживания населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.
Среди общегосударственных задач предупрежде­ния и профилактики девиантного поведения особое место занимает проблема ранней профилактики девиации, предупреждение асоциального поведения на ранних стадиях развития, на докриминогенном уровне, пока социальные отклонения не переросли в преступную деятельность.

          Системный анализ генезиса девиантного поведения, выявляющий различные неблагоприятные психобиологические, психолого-педагогические, социально-психологические, психологические и социальные факторы, обусловливающие отклонения в поведении, свидетельствует о необходимости комплексного подхода к профилактике, включающего комплекс социально-медико-педагогических мер по оз­доровлению условий воспитания и коррекции отклоня­ющегося поведения [28, 136].   Так, когда речь идет о психобиологических предпо­сылках асоциального поведения, среди которых выде­ляются такие неблагоприятные особенности психики и организма, затрудняющие социальную адаптацию, как нервно-психические заболевания и патологии, от­ставание в умственном развитии, вызванное рядом врожденных и наследственных факторов, а также че­репно-мозговыми травмами и заболеваниями, перене­сенными в раннем детстве, необходимы своевремен­ная диагностика и медицинская помощь, реализация адекватной программы социальной реабилитации и социальной адаптации детей с различными нервно-психическими заболеваниями и отклонениями.

Заболевания, патологии и отклонения в развитии детей в значительной степени обусловлены неблагопри­ятными демографическими, санитарно-гигиеническими, социально-психологическими факторами, характеризу­ющими условия семейного воспитания в так называемых «семьях группы риска».  Дети из таких семей значительно чаще подвержены заболеваниям, а также различным отклонениям в физическом и социальном развитии [16, 103].

         Система социально-профилактических мер должна быть рас­считана прежде всего на так называемые неблагопо­лучные семьи, где семейное неблагополучие наглядно проявляет себя либо в жестокости и аморальном поведении родителей, либо в материально-жилищной нео­беспеченности, либо в отсутствии одного из родителей, их болезни, инвалидности и т. д. Безусловно, такие семьи нуждаются в особом внимании и помощи соци­альных служб в первую очередь [2, 31].

         Ранняя профилактика девиантного поведения предполагает своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных социальных и социально-психологических факторов и воздействий, оказываемых на индивида со стороны его ближайшего окружения. При этом прямые десоциализирующие влияния представлены непосредственно об­разцами асоциального, противоправного поведения, антиобщественными взглядами и ориентациями, которые демонстрируют аморальные, злоупотребляющие алкого­лем, ведущие нездоровый, паразитический образ жизни семьи, криминогенные группы, другие аморальные и преступные лица. Для нейтрализации пря­мых десоциализирующих влияний необходимы соци­альный контроль и административно-правовые меры, осуществляемые правоохранительными органами и спе­циальными органами ранней профилактики  [9, 21].

        Косвенные десоциализирующие влияния обуслов­лены различными факторами социально-психологичес­кого, психолого-педагогического и психологического характера, которые приводят к отчуждению девиантов от ос­новных социальных институтов.

         Одним из центральных звеньев в системе органов социальной профилактики девиантного поведения выступает школа. С одной стороны, она  призвана осуществлять педагогизацию  социально-профилактической деятельности семьи, других социальных институтов, с другой стороны, в школе должны  быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции девиации, осуществляемой непосредственно в процессе школьного учебно-воспитательного процесса, по созданию воспитывающей среды в  школе, по месту жительства; по оздоровлению условий семейного воспитания детей и подростков [27, 138].

         В настоящее время одной из основных задач социально-профилактической работы с  девиантами является создание на ме­стах служб социотерапевтической помощи населению, которые смогут квалифицированно осуществлять  психологическое консультирование, психотерапевтическую помощь функционально несостоятельным семьям, оказывающим косвенное десоциализирующее влияние и не справляющимся с задачами воспитания в силу  психолого-педагогических и социально-психологических причин.

         Социальная работа с людьми девиантного поведения сводится к решению следующих задач:

         1 Выявление неблагоприятных условий семейно­го, общественного воспитания и оздоровление их.

         2 Пресечение и устранение действия антиобще­ственного, криминализирующего влияния на индивида.

         3 Осуществление коррекционных мероприятий с людьми девиантного поведения [27, 140].

         Все мероприятия, на­правленные на коррекцию девиантного поведения, правонарушений и пре­ступлений дол­жны проходить во взаимной заинтересован­ности и согласованной работе различных ве­домств, организаций, центров, специалис­тов и родителей. При этом социально-коррекционная работа должна координиро­ваться так, чтобы определенная группа спе­циалистов включалась в нее на определен­ной стадии реализации этих мероприятий. Состав специалистов, привлекаемых к ра­боте с девиантами, и вопрос, кто будет курировать его, опреде­ляется в зависимости от специфики имею­щихся проблем. Каждый специалист, вхо­дящий в состав междисциплинарной коман­ды, составляет план своей деятельности, выполняет необходимую деятельность по социальной коррекции и при необходимос­ти получает информацию о проведенной работе других специалистов.

Все мероприятия по социальной коррек­ции должны воздействовать на основные ус­ловия формирования девиантного поведения и проводится дифференцирован­но в отношении детей и подростков, взрос­лых, здоровых людей или лиц с неустойчивым психическим поведением.

         Хотя все основные свойства личности формируются в дошколь­ном возрасте, практика показывает, что на­рушения, отклонения в поведении все-таки подаются коррекции с помощью изменения условий воспитания, препятствующих форми­рования или появлению новых моделей по­ведения [9, 31].

         Интересным коррекционным мето­дом в составе социально-коррекционной ра­боты является «шоковая» терапия с посеще­нием девиантов воспитатель­но-трудовых колоний и, тем самым, предло­жением их возможного будущего. При даль­нейшем воспитании индивидуальной культу­ры детей без нравоучений помочь им разоб­раться в позициях добра и зла, ответственно­сти за противоправные действия, в чем дол­жны принять участие представители духовен­ства, правоохранительных органов. При этом основную цель деятельности представители социально-коррекционной работы видят в разъяснении принципов и норм жизни, при отсутствии каких-либо нравоучений, убежде­ний.

         Но чтобы действия специалистов не про­шли бесследно, в состав индивидуальной групповой социальной коррекции включа­ется семейная психотерапия и коррекция. Тем самым вся социально-коррекционная работа, проводимая специалистами, сводиться к реализации четырех эталонов:

        1 Мотивационного (создание заинтере­сованности в этих мероприятиях).

        2 Ориентировочного (создание альтер­натив и выборов).

        3 Установочного (формирование прием­лемых для девианта мотивов «изменений»).

         4 Деятельностного (разработка индиви­дуальных коррекционных планов, программ по организации будущего поведения в рам­ках определенной деятельности) [8, 27].

          Таким образам, к настоящему времени  в России сложились определенные формы и методы социальной работы с лицами девиантного поведения, которые  опираются на отечественный и зарубежный опыт работы они представлены социально-профилактическими и социально-коррекционными мероприятиями. Однако, эффективность современных профилактических мероприятий крайне низка. Масштабы распространения девиантного поведения в стране дик­туют необходимость принятия соответствующих мер. Пре­жде всего речь идет о таких, которые бы способствовали ограничению или даже ликвидации причин, факторов, способствующих девиантному поведению индивида.

 

 

         2.2 Перспективные направления  социальной работы с лицами

                девиантного поведения

 

         С целью выявления эффективности технологий социальной работы с лицами девиантного поведения г. Саранска и выработки путей их совершенствования нами было разработано и проведено пилотажное  исследование жителей г. Саранска программа которого представлена  в Приложении А. Для проведения исследования составлена анкета  представленная в Приложении Б.  По результатам исследования были сделаны следующе выводы.

          Проблема девиантного поведения в г. Саранске является достаточно актуальной, так как она близка 96 % опрошенных. Человек с девиантным поведением есть в близком окружении 62 % респондентов, у оставшихся 34 % есть знакомые лица  девиантного поведения (Приложение Б). Основным видом девиантного поведения в городе по мнению опрошенных  является алкоголизм –  58 %, преступность – 32 %, наркомания – 10 % ( Приложение В).  

           На вопрос: «Есть ли в Вашем городе учреждения, осуществляющие социальную работы с лицами девиантного поведения?» 58 % респондентов ответили  «нет», оставшиеся 42 % ответили «не знаю». В связи с этим, можно сделать вывод о том, что в городе нет учреждений, осуществляющих социальную работы с лицами девиантного поведения. Вся работа с данной категорией населения ведется в рамках социальной коррекции и, соответственно, учреждениями, осуществляющими ее.

           Помимо этого, 96 % опрошенных констатировали то, что в городе не проводятся мероприятия по профилактике девиантного поведения; оставшиеся 4 % дали ответ «не знаю». Исходя из этого можно сделать вывод, что если какие – то мероприятия по профилактике девиантного поведения и осуществляются, то они не находят широкого общественного резонанса.

82 % респондентов оценивают проводимую социальную работы с лицами девиантного поведения в городе не удовлетворительно, оставшиеся 18 % дали удовлетворительную оценку (Приложение Г).

          Основные предложения по совершенствованию технологий социальной работы с лицами девиантного поведения г. Саранска были следующие:

          – создать специализированные учреждения социальной работы с  лицами  девиантного поведения;

           – наладить социально-профилактическую деятельность по профилактике девиантного поведения в СМИ;

          – повысить качество социальной работы с лицами девиантного поведения.

        Гипотеза нашего исследования подтвердилась: действительно, существующие технологии социальной работы с лицами девиантного поведения по мнению жителей г. Саранска являются не  достаточно эффективными.

В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования    основными путями совершенствования технологий социальной работы с лицами девиантного поведения нам видятся:

         –  адресность профилактической и другой работы: необходи­мость работы именно с лицами и группами девиантного пове­дения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образователь­ных учреждениях и т. д.;

         – повышение    эффективности    использования    выделяемых средств (здесь критерием может служить, к примеру, умень­шение лиц с девиантным поведением, оздоровление обстанов­ки в семье, в коллективе, на улице);

          – наступательный, опережающий характер работы: не лечить «социальные» болезни, а предотвращать их, в том числе благо­даря реализации соответствующей социальной политики госу­дарства, предусматривающей (и международным законода­тельством), в частности, гарантии людям таких прав, как пра­во на жилище (нередко люди остаются без квартиры при ее обмене, приватизации или даже лишаются жизни и т. д.), обра­зование, воспитание, реальный механизм реализации этих га­рантий, предусматривающий ответственность за нарушение законодательных норм самим государством, его исполнитель­ными органами, школой, медицинскими и другими учрежде­ниями;

           –  усиление контроля за детьми, подростками, не посещающими школу, недопущение незаконного исключения детей из обра­зовательных учреждений, в частности;

           – дополнительная оплата труда специалистов, работающих с лицами и группами девиантного поведения (ее надо рассмат­ривать как «вредное» производство с точки зрения воздей­ствия девиантности на социально-психологическое самочув­ствие таких специалистов);

          – развитие социального творчества как альтернативы антиоб­щественным проявлениям;

           – организация в целом здорового досуга населения, особенно детей и молодежи, в том числе по месту жительства.

   Необходимо обратить особое внимание еще на два важных фак­тора, способных значительно снизить девиантность в стране.  Во- первых, ка­честве одного из главных направлений социального контроля, борьбы с преступностью и другими негативными формами девиантного поведения должны стать такие социально-экономиче­ские преобразования, которые бы обеспечили всем гражданам условия для самореализации, эффективную систему социальной помощи аутсайдерам, социально слабым слоям населения. Это вполне естественно, ибо в конечном счете сознание и поведение людей зависит от того, насколько удовлетворяются их насущные, наиболее важные материальные, духовные и другие потребности.

Информация о работе Алкоголизм в подростковой среде