Алкоголизм в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 15:50, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время как в России, так и в Республики Мордовия проблемы девиантного поведения имеют весьма актуальное значение, что обусловлено динамичными преобразованиями, происходящими в России. Кризисная обстановка в нашем обществе, динамизм социальных процессов, нарушающие привычные формы социального контроля, способствуют росту негативных явлений, в том числе и отклонений от норм общественной жизни.
Преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и многие другие формы девиантного поведения затрагивают все сферы общественной жизнедеятельности, в той или иной степени негативно воздействуя на них. Все это показывает, насколько важное значение, особенно в настоящее время, приобретают мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию девиантного поведения, их эффективность, а также степень активности работы социальных служб, организаций или иных структур, прямо или косвенно занимающихся этой проблемой. В связи с этим тема дипломной работы видится актуальной.

Содержание

Введение 5

1 Научно-теоретические основы социальной работы с лицами

девиантного поведения 8

1.1 Научно-теоретические подходы к проблеме лиц девиантного

поведения 8

1.2 Исторический опыт социальной работы с лицами девиантного

поведения 17

2 Основные технологии социальной работы с лицами девиантного

поведения 24

2.1 Формы и методы социальной работы с лицами девиантного

поведения 24

2.2 Перспективные направления социальной работы с лицами с

девиантного поведения 38

Заключение 42

Список использованных источников 45

Приложение А (обязательное) Программа исследования 49

Приложение Б (обязательное ) Анкета 51 Приложение В (справочное) Распределение ответов на вопрос «Насколько близка Вам проблема девиантного поведения» 53

Приложение Г (справочное) Распределение ответов на вопрос «Каков основной вид девиации в г. Саранске» 54

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Ефремовой.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

          Профилактическая практика по предупреждению девиантного поведения в нашей стране носит многоуровневый характер, включающий следующие задачи:

        1 Решение социально-экономических, идеологи­ческих, культурных задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, по формированию социальной зрелости и гражданской активности населения.

         2  Воспитательные воздействия, осуществляемые по месту работы, учебы, направленные на оздоровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека.

         3   Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение аморальных явлений, противоправных действий и поведения отдельных лиц [14, 64].

          Рассмотрим осуществления профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних. Под профилактикой в широком смысле слова понимается «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка» [39, 45 ] или « система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний» [39,  31].  Профилактику можно по разделить  на  первичную,  вторичную  и  третичную.
         Первичная профилактика : изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания; изучение и коррекция нарушения материнско –детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
        Вторичная профилактика:  1) раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;  2) исследование генографии семьи ; 3) коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;  4)  наличие четких семейных ролей.
        Третичная профилактика:  проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

         Состояние такой сложной социальной системы, какой является человеческое общество, обуславливается многими процессами, происходящими в нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих  процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс «взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой», может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий всего общества. Такое отклонение в поведении человека побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом.                    

          В социальной работе  под «профилактикой»  подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении  поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов [19, 292].                              

          Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений
девиантного поведения несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их предупреждение, т. е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детермирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации. Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть.

         Однако в настоящее время как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы. В концептуальном плане среди них можно выделить прежде всего информационный подход [1, 88].

         Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, худ., литературу и др. современные средства. Их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры.

         К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике девиантного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество. «Ярким примером может служить широко пропагандируемый нашими средствами массовой информации тезис «разрешено все, что не запрещено законом».  Его буквальное толкование, если не будут своевременно приняты соответствующие меры, фактически может привести к искоренению в сознании людей, особенно молодежи, веками выработанных в нашем народе морально-нравственных устоев, межличностных и внутрисемейных отношений, освященных церковью, традициями, совестливостью, сострадательностью и бескорыстием» [1, 88-89].           

         Как можно  видеть  информационный подход к профилактике отклоняющегося поведения предполагает серьезное переосмысление, прежде всего, на государственном уровне, роли и задач всех информационных средств, которыми располагает общество. Отсутствие целевой информации о последствиях, которые наступают, например, в случае немедицинского употребления наркотических веществ, затрудняет борьбу с распространением у нас наркомании. Следовательно, нужно обратиться к опыту других стран. «Так, в США антинаркотическая пропаганда, наряду с другими мерами оказала существенное влияние на снижение наркомании среди населения, хотя она и остается все еще высокой. Если в середине семидесятых годов уровень наркотизации там был 40 млн  человек, то в 1995 году он снизился до 13 млн» [1, 89].                     

       Не менее важное значение приобретает в нашем обществе необходимость борьбы с алкоголизмом, а также информирования населения о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма, особенно той его категории, которая по своим возрастным данным потенциально является наиболее репродуктивной частью общества. Недооценка данного направления информационно-профилактической работы привела к тому, что ныне постоянно увеличивается количество детей, родившихся с психическими отклонениями. В подавляющем большинстве причиной этого является пьянство родителей. Специалистами уже давно отмечено, что дети, зачатые в пьяном виде, отличаются от детей, зачатие которых происходило без токсического действия алкоголя. «По свидетельству крупного специалиста в области детской психиатрии М.И.Буянова, как бы ни была высока роль отца в появлении детей, страдающих «алкогольным синдромом», все же главная ответственность ложится на будующую мать. Установлено, что у матерей, которые в период беременности употребляли алкоголь, практически не бывает полноценного потомства, а процент детей с отклонениями в психическом развитии увеличивается во много раз» [1, 90].

         Эта проблема стала предметом изучения и исследования педиатров, психологов, психотерапевтов, педагогов. Помимо сострадания к судьбе таких детей общество несет и большие материальные затраты по содержанию многих из них в специализированных учреждениях. Поэтому так обостренно встает необходимость профилактической работы с будущими родителями. В этой связи большую работу могут и должны проводить школы с учениками старших классов, производственно-технические училища и другие  учебные заведения, женские консультации, поликлиники, участковые врачи, другие специалисты, различные специализированные объединения и непосредственно специалисты по социальной работе. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы целевые выпуски телесюжетов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий.

Однако вряд ли можно абсолютировать значение информированности на образ действий человека и его поведение в той или иной реальной жизненной ситуации, потому что знание или незнение социальных норм конкретной личностью не является единственным условием обязательного следования требуемым правилам или уклонения от них. Социальные нормы всего лишь один из множества факторов, определяющих поведение человека. Поэтому не всегда степень информированности о социальных нормах адекватно преломляется в его поведении, что обусловливается как видом самих норм, так и конкретными обстоятельствами. Например, большинство людей, не будучи знакомы с нормами уголовного права, не допускают уголовно наказуемых правонарушений, ведут достойный образ жизни. И в то же время криминаль- ная практика показывает,что многие осужденные, совершившие преднамеренное преступление, не только хорошо ознакомлены с соответствующими статьями уголовного кодекса, но и в совершенстве владеют тонкостями уголовного и уголовно-процессуального законодательства. «Этот кажущийся парадокс обусловливается тем, что между социальными нормами существует определенная внутренняя связь, вследствие чего одни из  них дополняют или, как пишет В.Н. Кудрявцев, “перекрывают” друг друга» [1, 91].

        В частности, моральные и другие нормативные системы «подкрепляют» не   только уголовное, но и гражданское, семейное, трудовое и ряд других отраслей права. С моральными нормами человек соприкасается и, как правило, усваивает их значительно раньше, чем ему приходится знакомиться с нормами права.  Вот почему, в зависимости от личных наследственных качеств, а также и сформировавшихся в процессе воспитания, моральный фактор может оказывать доминирующее влияние на поведение молодого человека, на восприятие им окружающей действительности. Это обстоятельство не только не отрицает важности информационного подхода в профилактике девиантного поведения, но еще более усиливает его значение, если к пониманию его сущности подходить расширительно, распространяя на весь процесс воспитания личности. Однако, как уже было отмечено, в реальной жизни порой складываются социальные условия и обстоятельства, когда человек ,тем более подросток, не в силах противостоять им. Тогда в его сознании видоизменяется отношение к социальным нормам как обязательным требованиям, притупляются или полностью утрачиваются ограничительные реакции, регулирующие поведение личности в границах дозволенного или общепринятых правил. Социальная среда и условия могут оказаться основным фактором, формирующим образ действий человека, характер его поведения. Такая точка зрения на природу девиантного поведения определяет сущность и содержание профилактических мероприятий. В основном они сосредоточиваются на устранении или смягчении первопричин,  конкретных социальных раздражителей, отрицательно воздействующих на сознание, а следовательно, и поведение человека.

         Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Возьмем  к, примеру такие социальные проблемы, как трудовая занятость населения, вынужденная миграция и беженствообнищание значительной части населения страны, специфические вопросы социального обеспечения и другие, которые разрешимы лишь на государственном уровне.  Принимаемые в настоящее время Правительством Российской Федерации меры пока еще, к сожалению, не дают ожидаемых результатов, что усиливает социальную напряженность и порождает серьезный рост различного рода нарушений  социальных норм.

         Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие  подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не  биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием молодого человека, что подтверждается  специальными исследованиями. «Так, по мнению Ю.М. Антоняна и В.В.Гульдана, изучавших взаимосвязь патопсихологии и криминальных отклонений в поведении человека, нравственное и психическое здоровье населения относится к наиболее важным субъективным факторам, влияющим на совершение преступления и прошедших судебно- психиатрическую экспертизу колеблется от 30 до 68,8 %, что значительно выше, чем в общей популяции. Замечено также, что среди лиц с аномалиями психики значительная доля тех, кто совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения. Это соотношение изменяется в зависимости от характера преступных действий. Например, максимального значения оно достигает у психопатических личностей при совершении особо тяжких убийств и минимального в случаях мошенничества. Кроме того, нарушения психики человека могут вызвать и такие социальные отклонения как уход в себя (аутизация) или из общества, от людей («биологический» - самоубийство, «социальный» – систематическое бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии» [1, 94].

          Такое сложное переплетение биологических элементов с другими факторами, оказывающими влияние на поведение несовершеннолетнего обуславливает необходимость сочетания в борьбе с социальными отклонениями как медицинского воздействия, так и социально-профилактических мероприятий вплоть до применения санкций, не исключающий и принудительное лечение в пределах действующего законодательства. Например,  выявление больных, страдающих наркоманией, с целью своевременного лечения, если они сами отказываются пройти курс лечения. При этом следует отметить, что в настоящее время среди отечественных психиатров сложилось единодушное мнение о том, что психически неполноценные люди ( психопаты, олигофрены и др.) могут, конечно, совершать противоправные действия, но  ни о какой биологической обусловленности тенденции этих лиц к криминальному поведению не может быть и речи, тем более недопустимо искать корни преступности в психической неполноценности таких больных. Хотя не отрицается и тот факт, что психическая неполноценность может оказывать при стечении обстоятельств существенное влияние на совершение этими лицами преступлений или проявление других социальных отклонений. Поэтому одна из задач борьбы с отклоняющимся поведением как раз и состоит в том, чтобы посредством специальных профилактических мероприятий исключить возможность возникновения всякого рода нежелательных ситуаций.

Информация о работе Алкоголизм в подростковой среде