Алкоголизм в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 15:50, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время как в России, так и в Республики Мордовия проблемы девиантного поведения имеют весьма актуальное значение, что обусловлено динамичными преобразованиями, происходящими в России. Кризисная обстановка в нашем обществе, динамизм социальных процессов, нарушающие привычные формы социального контроля, способствуют росту негативных явлений, в том числе и отклонений от норм общественной жизни.
Преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и многие другие формы девиантного поведения затрагивают все сферы общественной жизнедеятельности, в той или иной степени негативно воздействуя на них. Все это показывает, насколько важное значение, особенно в настоящее время, приобретают мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию девиантного поведения, их эффективность, а также степень активности работы социальных служб, организаций или иных структур, прямо или косвенно занимающихся этой проблемой. В связи с этим тема дипломной работы видится актуальной.

Содержание

Введение 5

1 Научно-теоретические основы социальной работы с лицами

девиантного поведения 8

1.1 Научно-теоретические подходы к проблеме лиц девиантного

поведения 8

1.2 Исторический опыт социальной работы с лицами девиантного

поведения 17

2 Основные технологии социальной работы с лицами девиантного

поведения 24

2.1 Формы и методы социальной работы с лицами девиантного

поведения 24

2.2 Перспективные направления социальной работы с лицами с

девиантного поведения 38

Заключение 42

Список использованных источников 45

Приложение А (обязательное) Программа исследования 49

Приложение Б (обязательное ) Анкета 51 Приложение В (справочное) Распределение ответов на вопрос «Насколько близка Вам проблема девиантного поведения» 53

Приложение Г (справочное) Распределение ответов на вопрос «Каков основной вид девиации в г. Саранске» 54

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Ефремовой.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

         В XX в. неоднократно предпринимались попытки объяснить девиантное поведение биологическими факторами. У. Шелдон (1949) обосновывал связь между типами физического строения человека и формами поведения. У. Пирс в 60-х гг. XX в. в результате генетических исследований сделал вывод, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию [25, 313].

        Психологический    подход,    так    же    как    биологические    теории, рассмотренные  выше,  часто  связан с  анализом  криминального поведения. Мыслители прошлого, которые стремились к психологическому объяснению девиации,   подчеркивали   важность   анализа   таких   общих   состояний,   как «умственные   дефекты»,   «дегенеративность»,   «слабоумие»   и   «психопатия» [13, 97].

        Криминологи старались найти научные методы определения связи между такими состояниями и криминальным поведением. Психоаналитики предлагали теории, которые устанавливали связь между девиантными поступками и многими психологическими проблемами. Например, З. Фрейд ввел понятие о потенциальных «преступниках с чувством вины» – речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми. Ими владеют побуждения к разрушению, и, по-видимому, они считают, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы преодолеть их [6, 153].

        В целом биологические и психологические теории девиантного поведения мало популярны в научном мире. Большинство специалистов разделяют социологический подход.

        Английский социолог Т. Аплентон выделяет три основных подхода к девиантности в социологии: позитивистский, интеракционистский и структурный. Интеракционистский подход представлен концепциями драматизации Ф. Танненбаума (1938), социальной идентичности стиматизации Э. Гофмана (1959), вторичной девиации Э. Лемерта (1951) и девиантной карьеры Г. Беккера (1963) [1, 49].  Анализ причин девиантного поведения в рамках этого подхода – направлен на изучение процессов, явлений и факторов, определяющих или влияющих на приписывание статуса девиантности поведения и статуса   девианта   индивида.                                                                                                                                                                                                                                                                           В рамках структурного подхода выделяют два основных направления, представители первой концепции (Т. Селлин (1938), О. Турк (1969)) исходили из того, что многие индивиды входят в различные этнические, культурные, социальные, политические группы с несовпадающими ценностями и нормами, что и является основой конфликтов и связанных с ними девиаций [17, 164].

        Второе направление представлено марксистскими теориями конфликта. Уделяя главное  внимание  в  своих  исследованиях  преступности,  пьянству, проституции, самоубийству в капиталистическом обществе, К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, «что социальное зло провоцируется под воздействием фундаментальных условий буржуазного общества; а отдельное правонарушение пролетария выражает примитивный протест против этих условий» [8, 100].

       Детерминация социальных явлений в современной науке может быть рассмотрена на нескольких уровнях (на уровне индивидуального поведения: поведения молодых групп и т. д.), а также в различных видах общественных отношений (экономических, политических и др.). Однако в рамках разных подходов выделяются причины, которые традиционно рассматриваются как девиантогенные.

Известно, что любые действия людей, в конечном счете, осуществляются ради удовлетворения естественных потребностей. В причинном комплексе девиантного поведения наиболее значимо является противоречие между относительно равномерно растущими потребностями людей и существенно неравными возможностями их удовлетворения. Иначе говоря – источником девиантного поведения – как социального явления служит социальное неравенство [5, 68].

       На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной является социальная неустроенность – как результат несоответствия объективных свойств индивида (его задатки, способности) требованиям занимаемой позиции в системе общих отношений. Социальная неустроенность вероятна, когда индивид занимает социальную позицию «ниже» (поэт-дворник) или «выше» (посредственность в директорском кресле) своих возможностей, или же оказывается вне официальной структуры общества (бродяга, бомж). Социальная неустроенность может не осознаваться человеком, а, будучи осознана, проявляется психологически, как неудовлетворенность. Социальной неустроенностью объясняется повышенная девиантность маргинальных групп [27, 129].

        Девиантное поведение как социальное явление изучается прежде всего социологией. Родоначальником социологии девиантного поведения считают Э. Дюркгейма (1858-1917). Главное в общественной жизни для Дюркгейма – социальная солидарность, а всяческие отношения от нее – следствие социальной дезорганизации. Его анализ самоубийств до сих пор остается классическим социологическим исследованием этой проблемы. Дюркгейм считал необходимым именно социологическое понимание форм социальных отношений. Поскольку «самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин управляющих людьми; количество социальных самоубийств можно объяснить только социологически» [12, 39].

        Э. Дюркгейм не сомневался в социальной природе преступности: «Нет никакого другого феномена, который обладал бы столь бесспорно всеми признаками нормального явления, ибо преступность тесно связана с условиями жизни любого коллектива. Преступность – нормальное явление, потому что общество без преступности совершенно невозможно» [12, 41].  Ненормальным он считал отклонение (превышение) от нормального уровня преступности. Нужно внимательно оценивать, а не отрицать и не ликвидировать преступность. Принципиально важно в работах Дюркгейма рассмотрение преступности, самоубийств и т.п. как проявления социальной дезорганизации.

После Дюркгейма проблема девиантного поведения разрабатывалась социологией по трем основным направлениям. Во-первых, М. Вебер (1864-1920), В. Парето (1848-1923) считали, что механизмом изменения общества как системы служит конфликт между социальными измерениями и консервативной деятельностью.

           П. Сорокин (1889-1968), исследуя проблему социальной стратификации и социальной мобильности, основную ее причину видит в постоянном «дефекте» любого общества, которые заключаются в том, что оно всегда остается в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями [18, 89].

      Основой теории П. Парсонса явилось стремление социальной системы к самосохранению. Устойчивость форм социального взаимодействия поддерживается средствами социального контроля. Последствия социального взаимодействия могут быть – способствующие сохранению общества, и дисфункциональные, нарушающие функционирование системы. Именно у Парсонса впервые встречается социологический термин «отклонения», рассматриваемый как патология, складывается собственно социология девиантного поведения как самостоятельная социологическая теория и связана она с именами Т. Парсонса [18, 90].

        Второе направление в изучении проблем девиантного поведения – социологическое исследование его различных форм и сторон, осуществляемое социологами и юристами. Особое значение имеет теория конфликта Л. Козера. Он усматривал в отклонениях, конфликтах непременное условие развития. Р. Дарендорф рассматривает социальную иерархию и неравенство как неизбежный спутник (источник) развития конфликта. «Конфликт – это неотвратимый процесс, и преодоление (разрешение) одних конфликтов с неизбежностью порождает новые» [8, 104].   Бесконфликтное будущее с искорененными преступностью, пьянством, наркотизмом и проституцией невозможно. Нужны мирные пути разрешения неизбежно и постоянно возникающих конфликтов.

По Мертону девиация происходит в результате разрыва между культурными ценностями и социально одобряемыми средствами их достижения. Р. Мертоном предложена типология девиантного поведения. Согласно Мертону, девиация происходит в результате разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Это определение лежит в основе его типологии девиантных поступков:

        1. Конформизм – единственный тип недевиантного поведения. Он поддерживает и цели деятельности и средства их достижения.

         2. Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (например, рэкет, шантаж).

        3.   Ритуализм  предполагает  отрицание  целей  данной  культуры,  но согласие использовать социально одобряемые средства.

        4.   Ретритизм  (бегство от действительности) наблюдается  в случае, когда  человек  одновременно  отвергает  и  цели,   и   социально  одобряемые средства их достижения (например, бродяги, наркоманы).

        5.  Бунт. В отличие от ретритизма «бунтарь» не только отрицает то и другое, но и стремится заменить старые цели и средства на новые, развивает «новую идеологию» [19, 89].

       В концепции Р. Мертона основной упор сделан на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отрицания общепринятых стандартов.

        Нас интересуют те виды и формы появления девиантного поведения, которые носят негативный характер и оказывают пагубное влияние на развитие общества. Отношение к аморальным поступкам и преступлениям нередко носит характер «скользящей морали». У многих молодых людей кражи, рэкет, спекуляция, незаконные валютные операции, проституция не считаются преступлениями.

        Аномия – одна из наиболее значимых причин всплеска количества проявлений различных форм девиантного поведения. Ее возникновение есть результат развала старой системы, отказа от большинства прежних социальных норм, принципов и установок, причем новые социальные нормы, общественные ценности и т. д. отсутствуют, они еще не сформированы. Это хорошо видно на примере России. Образовавшийся вакуум со временем будет заполнен, но до сих пор этого не происходит и, как результат, обострение проблемы, связанной с девиантным поведением [9, 16].

       Данное поведение людей, во-первых, существует потому, что новая система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной системы – идет ли речь о людях или об элементах производительных сил, духовной или материальной культуры. Во-вторых, процесс развития самой новой социальной системы обычно не равномерен, а это порождает диспропорции в соотношении некоторых из ее элементов и приводит к отставанию некоторых из них и тем или иным дефектам функционирования.          В-третьих, может наблюдаться неполная адаптация развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования. Говоря иными словами, социальное, культурное или техническое развитие может подчас не поспевать за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими потребностями. В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов случайные события. Все это в совокупности и служит конкретным источником различных негативных явлений  [36, 319].

       Круг тех  явлений, которые попадают под определение девиантного поведения, очень широк, а потому в литературе часто появлялись попытки тех или иных авторов классифицировать, создать группу видов и форм социальных отклонений по сферам жизнедеятельности людей. Надо сказать, что попытки эти были в основном неудачны, так как ни одна из предложенных классификаций не получила в дальнейшем широкого распространения. Произошло это в связи со сложностью отнесения того или иного вида отклонения к одной строго определенной сфере, а потому стоит согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что целесообразнее рассматривать отклоняющееся поведение по другим основаниям, затрагивающим два главных регулятора жизнедеятельности людей: мораль и право  [1, 52].

       Таким образом, девиантным считается такое поведение, при кото­ром наблюдается отклонение хотя бы от одной из общественных норм. Девиантное поведение представляет собой систему поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в об­ществе нормам. Изучение девиантного поведения до недавнего вре­мени происходило только в рамках подросткового пе­риода. Однако в настоящее время в рамках девиантологии, включающей в себя знания таких наук, как клиническая и возрастная психологии, семейная пси­хотерапия, патопсихология, нейропсихология, психо­логия личности, психиатрия, педагогика, социология, философия, рассматриваются все возрастные катего­рии.

 

       1.2 Исторический опыт социальной работы с лицами

              девиантного поведения 

        Начало опыта  социальной работы с лицами девиантного поведения за рубежом было положено много столетии назад. Первоначально интерес привлекало отклоняющееся от норм поведения молодежи. Одним из наиболее часто встречающихся терминов в зарубежной литературе является понятие «хулиганизм», и «хулиганство». Оно впервые было употреблено Джеффри  Пизоном в его книге «Хулиган» [15, 23 ].

       Автор не просто рассказал историю юношеских преступлений, но прежде всего, остановился на проблеме реакции общества на молодых преступников или нарушителей спокойствия. В общественном сознании основная проблема выглядела таким образом, что современная молодежь потеряла всякое уважение к власти, молодежь стала разрушительной силой. Эта книга прежде всего важна тем, что в ней дается одно из первых определений понятию «хулиганизм», которое вводится в круг научной терминологии.

В 50-е гг. в американской и британской публицистике развернулась настоящая дискуссия о молодежных правонарушениях. Дж.Пизон обращает внимание на то, что тон этих статей практически ничем не отличался от моральной паники десяти- и двадцатилетней давности. Во все времена для доказательства невероятной испорченности современной молодежи исследователю или журналисту (писателю) нужно было обратиться к какому-нибудь прошлому сюжету. В 90-е гг. (для России, например) – это золотые времена застоя, период массовой включенности молодежи в строительство коммунизма на великих стройках и полях сражений; в 50-е гг. на Западе — это 30-е гг., в 30-х гг. взоры были обращены к началу века, в начале ХХ века - к середине века XIX и т.д.

Информация о работе Алкоголизм в подростковой среде