Система охлаждения двигателя трактора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:52, дипломная работа

Краткое описание

Трактор и автомобиль — это сложные самоходные машины, которые состоят из отдельных механизмов и сборочных единиц.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 540.78 Кб (Скачать файл)

Система регулирования  теплового состояния дизеля. На выходе охлаждающей жидкости из рубашек  охлаждения в коллекторах установлены  термостаты, предназначенные для  автоматического регулирования  теплового состояния дизеля. При  температуре охлаждающей жидкости в системе ниже 343К (70° С) термостаты направляют весь поток жидкости по перепускной трубе к насосу, минуя радиатор. При температуре выше 358К (85° С) вся охлаждающая жидкость проходит через радиатор. В интервале температур 343...358К (70...85° С) поток охлаждающей жидкости делится на два потока, один из которых проходит через водяной радиатор, а другой — через перепускную трубу. В системах охлаждения тракторов К-700А и К-700 имеется матерчатая шторка, используемая при пуске и прогреве холодного дизеля, а также при работе в условиях низких температур • или с малой нагрузкой для поддержания нормального теплового состояния дизеля.

Техническое обслуживание. От работы системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность, надежность, срок службы и другие показатели дизеля. Для обеспечения нормальной ее работы проводят планово-предупредительное  техническое обслуживание в следующем  объеме.

При ЕТО проверяют  уровень жидкости в системе, контролируют исправность сальниковых уплотнений крыльчатки водяного насоса и гидромуфты, проверяют на слух работу гидромуфты.

При ТО-1 проверяют  натяжение ремней привода водяного насоса на ЯМЗ-238НБ и гидромуфты привода  вентилятора на ЯМЗ-240Б, а также  показания указателя температуры  охлаждающей жидкости на прогретом  дизеле.

При ТО-2 смазывают  подшипники водяного насоса дизеля ЯМЗ-238НБ. При втором ТО-2 (через 480 мото-ч) смазывают  подшипники натяжного устройства привода  вентилятора.

При СТО проверяют  исправность термостатов и при  необходимости очищают систему  от накипи и других осадков.

Уровень охлаждающей  жидкости проверяют и доводят  до уровня 60 мм от верхней плоскости  заливной горловины расширительного  бака. При работе не допускают понижения  уровня ниже 100 мм. Если уровень жидкости понизился вследствие подтеканий ее, то после устранения неисправности  систему дозаправляют антифризом Тосол А-40. При отсутствии подтекания уровень жидкости повышают добавлением дистиллированной воды. При СТО проверяют плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 1,078...1,085 г/см3 при 20 °С. При необходимости повышения плотности добавляют антифриз Тосол А. Охлаждающую жидкость заменяют один раз в два года. Если в качестве охлаждающей жидкости используют воду, то во избежание загрязнения системы накипью и другими осадками ее следует заполнять мягкой водой, регулярно промывать чистой водой с помощью промывочного пистолета и возможно реже заменять воду. При первой возможности воду в системе необходимо заменить на Тосол А-40. Состояние сальниковых уплотнений проверяют с целью повышения срока службы ремней привода. При неисправности сальника водяного насоса охлаждающая жидкость подтекает через дренажное отверстие на корпусе насоса. При износе резиновых манжет гидромуфты вытекающее масло попадает на ручьи шкива, что ведет к преждевременному выходу из строя ремней привода.Состояние гидромуфты привода вентилятора проверяют на слух. При нормальной работе гидромуфты не должны прослушиваться посторонние шумы и стуки. На остановленном дизеле вентилятор должен свободно и бесшумно вращаться. При этом не должно быть больших радиальных и осевых свободных перемещений вала вентилятора.

Натяжение ремней. Их необходимо предохранять от масла  и топлива. Так как наибольшая вытяжка ремней происходит в течение  первых 60 мото-ч, то их натяжение в  этот период следует проверять часто. Натяжение ремней проверяют нажатием на середину самой длинной ветви  усилием 30 Н на дизеле ЯМЗ-238НБ и 40 Н  — на дизеле ЯМЗ-240Б, замеряя при  этом наибольший прогиб ремня. При проверке натяжения ремня привода компрессора (на дизеле ЯМЗ-238НБ) усилие прикладывают к короткой ветви. Ниже приведены  значения прогиба ремней различных приводов.  Радиатор служит для охлаждения воды, поступающей в него из водяной рубашки двигателя. Он состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины и деталей крепления. Баки и сердцевина радиатора многих двигателей для лучшей проводимости теплоты изготовлены из латуни.В сердцевине радиатора имеется ряд тонких пластин, сквозь которые проходит множество плоских вертикальных трубок, припаянных к ним. Вода, проходящая через сердцевину радиатора, разветвляется на большое число струек. При таком строении сердцевины вода охлаждается интенсивнее благодаря увеличению площади соприкосновения воды со стенками трубок.

Верхний и нижний баки патрубками соединены с рубашкой охлаждения двигателя. В нижнем баке предусмотрен краник для слива воды из радиатора. Для спуска воды из водяной рубашки  двигателя в нижней части блока  цилиндров также имеется краник.

В систему охлаждения воду заливают через горловину верхнего бака, закрываемую крышкой.

В системе жидкостного  охлаждения предусмотрено двойное  регулирование теплового режима двигателя: шторкой (или жалюзи) и  термостатом.

Шторка радиатора представляет собой полотно, один конец которого закреплен на барабане, а второй присоединен к нижней части радиатора. Шторку поднимают и опускают из кабины с помощью троса.

В системе охлаждения некоторых  двигателей вместо шторки имеется жалюзи створчатого типа. Жалюзи состоят  из набора створок (пластин), шарнирно закрепленных в планке, которая тягой  и системой рычагов связана с  рукояткой управления жалюзи, размещенной  в кабине. Створки могут располагаться  вертикально или горизонтально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные неисправности  и техническое обслуживание системы  охлаждения.

 

 

Неисправность

Причины

Способы устранения

Двигатель с жидкостным охлаждением перегревается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель с воздушным  охлаждением перегревается (температура  моторного масла выше 120 0 С)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель с жидкостным охлаждением переохлаждается (в зимний период)

 

 

 

 

Закрыта шторка или жалюзи радиатора

Мало жидкости в системе  охлаждения

Слабо натянут ремень вентилятора

Замаслен ремень вентилятора

Наличие накипи или грязи  в системе охлаждения

Перегрузка двигателя

Не полностью открыт клапан термостата

 

 

 

Закрыты жалюзи

Слабо натянут или оборван  ремень вентилятора

Замаслен ремень вентилятора

Засорена защитная сетка  вентилятора или в летнее время  не снят дроссельный диск

Засорение межреберного пространства цилиндров и их головок

Масляный радиатор в летнее время выключен

Засорение оребрения масляного  радиатора или лопаток вентилятора

Перегрузка двигателя

Отсутствует утеплительный  чехол

Открыта шторка радиатора

Открыть шторку или жалюзи радиатора

Долить охлажденную жидкость в радиатор до нормального уровня

Отрегулировать натяжение  ремня вентилятора

Снять ремень, вытереть его  насухо и потереть тальком

Очистить и промыть  содовым раствором систему охлаждения

Уменьшить нагрузку двигателя, включив пониженную передачу

Заменить термостат

Открыть жалюзи

Заменить или отрегулировать ремень вентилятора

Снять ремень, вытереть его  насухо и протереть тальком

Очистить защитную сетку  или снять дроссельный диск

Очистить межреберное  пространство цилиндров и их головок

Включить масляный радиатор

Очистить масляный радиатор и вентилятор

Уменьшить нагрузку на двигатель, включив низшую передачу

Надеть утеплительный  чехол

Закрыть шторку радиатора

 

 

 

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнять следующие правила.

Заливать в систему  жидкостного охлаждения чистую, желательно мягкую воду. Признак мягкой воды —  способность ее хорошо мылиться. Рекомендуется  использовать воду, слитую из системы  охлаждения, так как в ней меньше содержится известковых солей.

Наиболее простые способы  смягчения жесткой воды, взятой из колодцев, рек, родников, прудов и озер: предварительное кипячение, добавление соды или антинакипинов (например, 10...12 мг тринатрийфосфата на 1 л воды). Наиболее современный метод борьбы с накипью  в системе охлаждения двигателей — это электромагнитная обработка  воды. Сущность этого метода заключается  в том, что при прохождении  воды через магнитное силовое  поле содержащиеся в ней соли не образуют накипи, а выпадают в виде осадка.

Заполнять радиатор надо до уровня горловины верхнего бака, а  во время работы не допускать, чтобы  уровень воды был ниже 8 см от верхней  плоскости заливной горловины.

Доливать воду в систему  охлаждения перегретого   двигателя   следует   постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимнее время года нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель. От резкой смены температуры в головке цилиндров и блоке    могут    образоваться    трещины.

Зимой вода может замерзнуть в системе охлаждения двигателя, что приводит к образованию трещин на его деталях, поскольку при  замерзании воды ее объем увеличивается. Вследствие этого происходит разрыв стенок блоков цилиндров, головки и  трубок радиатора. Поэтому перед  длительной стоянкой воду из системы  охлаждения необходимо слить. Желательно в зимнее время в систему охлаждения заливать антифриз, самый распространенный из которых — «Тосол А-40». Он предназначен для круглогодичного использования  в системе охлаждения в течение   двух  лет.

Следует помнить, что антифриз очень ядовит и при попадании  в желудок и кишечник вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а также курить и принимать пищу во время работы с ним.

При ежесменном техническом  обслуживании проверяют уровень  воды в радиаторе. При этом, открывая крышку заливной горловины радиатора, следует оберегать лицо и руки от ожогов горячей водой и парами, которые могут вырваться из горловины. При испарении антифриза доливают воду. Сильная утечка воды из сливного отверстия в корпусе водяного насоса свидетельствует о том, что  детали уплотнительного устройства насоса износились, их следует заменить. Если при отсутствии утечек наблюдается  большой расход воды, проверяют состояние  паровоздушного клапана.

Через каждые 60 моточасов (при  ТО-1) смазывают подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и сделать три-четыре нагнетания солидола шприцем. Проверяют  натяжение ремня вентилятора. Нормальным натяжением ремня вентилятора считают  такое, при котором от нажатия  на ремень в средней его части  с определенным усилием образуется прогиб, величина которого указана  в приложении 3.

Силу натяжения и прогиб приводных ремней следует измерять специальным приспособлением. Натяжение  ремня вентилятора регулируют перемещением генератора или специальным натяжным роликом.

Следует иметь в виду, что чрезмерное натяжение ремня  вентилятора вызывает преждевременный  износ подшипников, а слабое натяжение  ремня приводит к перегреву двигателя  и повышенному износу ремня.

Через каждые 960 моточасов (при  ТО-3) необходимо промыть систему  охлаждения    специальным    раствором.

Для удаления накипи из двигателей с чугунной головкой используют раствор  каустической соды (100 г стиральной соды и 15 г керосина на 1 л воды), а  для двигателей с головкой и блоком цилиндров из алюминиевого сплава— хромпик или хромовый ангидрид (20 г на 1 л воды). При этом, сняв термостат,   заполняют   систему   охлаждения раствором и прогревают двигатель. По истечении 10 ч снова пускают двигатель и, прогрев его на малой частоте вращения около 15 мин, останавливают. Отъединив нижний шланг, сливают раствор и промывают систему охлаждения чистой водой для удаления шлама.

В двигателях с воздушным  охлаждением нужно очистить защитную сетку вентилятора и межреберное  пространство цилиндров и их головок.

Информация о работе Система охлаждения двигателя трактора