Предмет агарной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:17, лекция

Краткое описание

Предмет, цели и основные задачи аграрной политики
Цели и задачи аграрной реформы в России
Результаты аграрной реформы

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Бурятская государственная  сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова

экономический факультет

 

Кафедра информационно-консультационных технологий в АПК

 

 

 

Конспект лекций на тему: «Предмет аграрной политики»

 для студентов экономического  факультета очного обучения

 

 

 

 

 

 

 

преподаватели:

доцент Туманова М.Б.

Каргапольцева А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2004 г.

 

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова»

экономический факультет

 

Кафедра информационно-консультационных технологий в АПК

 

 

 

Конспект лекций на тему: «Предмет аграрной политики»

 для студентов экономического  факультета заочного обучения 

 

 

 

 

 

 

 

преподаватели:

проф. Туманова М.Б.

Каргапольцева А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2005 г.

 

 

 

Предмет агарной политики

  1. Предмет, цели  и основные задачи аграрной политики
  2. Цели и задачи аграрной реформы в России
  3. Результаты аграрной реформы

 

  1. Предмет, цели  и основные задачи аграрной политики

Агарная политика это  составная часть экономической  реформы в целом: перестройка системы планирования, финансирования, ценообразования, земельных отношений, приватизации.

Целью агарной политики является формирование эффективного и  устойчивого агропромышленного  производства, которое соответствовало  бы мировому уровню, обеспечивающего  продовольственную безопасность страны, насыщение рынка доступным для всех групп населения продовольствием, а промышленности сырьем, выравнивание доходов и других социальных параметров в сельском хозяйстве с соответствующими показателями в среднем по стране.

Первоочередными задачами Агарной  политики являются:

1. Ускоренное восстановление агропромышленного  производства и на этой основе  снижение уровня продовольственной  зависимости страны от импорта  при постепенном повышении потребления  продовольствия на душу населения

2. Создание организационно-экономических  условий для рентабельной работы  товаропроизводителей

3. Улучшение социальных условий  жизни на селе.

4. Потребность населения в продовольствии  при низком уровне государственной  поддержки, сохранении высокого уровня импорта продовольственных товаров, ориентации на низкозатратные,   некапитало и неэнергоемкие технологии.

  1. Стабилизации, ускоренного восстановления и развития АПК за счет собственных ресурсов, исторического опыта, создания индикативного государственного управления АПК на уровне национальных интересов и рыночных рычагов регулирования, а так же на уровне групповых и личностных интересов.

Анализируя сложившиеся  положения в агропромышленном комплексе, мировые тенденции, можно выделить  следующие приоритеты развития на предстоящей десятилетний период: это экономические, инвестиционные, инновационные, институциональные, отраслевые, социальные. Среди наиболее принципиальных выделяется вопрос научно-технического прогресса в АПК. Он будет определять будущее отрасли. В этом отношении в ближайшем десятилетии необходимо решить следующие задачи:

- всемерно содействовать развитию  научных исследований по приоритетным  направлениям с тем, чтобы создать  задел для последующего ускоренного  перехода к новым технологиям, типам технических средств, прогрессивным формам социально-экономических отношений.

- существенно усилить работу  по внедрению достижений научно-технического  прогресса в агропромышленном  комплексе.

Особое внимание следует уделить  наиболее важной стратегической проблеме – производству зерна. Ее решение является определяющим не только для АПК, но и для всего народного хозяйства России.

Для этого в предстоящие годы следует воссоздать систему семеноводства,  осуществить техническое перевооружении отрасли, обеспечить внесение минеральных удобрений, применять гарантированные цены, сформировать рыночную систему закупок и интервенций с последующим продвижением зерна к потребителю

Одним из принципиальных является вопрос формирования экономического механизма  рыночных отношений.

  1. Цели и задачи аграрной реформы в России

Аграрная реформа неразрывно связана с правовой земельной  реформой.

В первые десятилетия существования  независимого российского государства  происходило и формирование системы  российского права, проведения преобразований в сельском хозяйстве.

Конечная цель аграрной реформы  – создание эффективного и высокорентабельного  сельскохозяйственного производства. Способного обеспечить потребности  населения в качественных продуктах  питания, а промышленности – в  соответствующем сырье.

 Непосредственной  задачей 1 этапа российской аграрной  реформы, начатого с 1990-1991 г.  Было создание равных возможностей  для предпринимательства на селе  в самых разных формах –  индивидуальных и коллективных. С этой целью предполагалось  осуществить реформу в двух направлениях6

1 произвести раздел  имущества и реорганизацию колхозов  и совхозов, раздел земли на  земельные доли с тем, чтобы  дать им возможность создать  КФХ или кооперативы.

2 Преобразовать колхозы  и совхозы в новые современные  формирования

Основные направления развития агарной реформы были изложены в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996-2000 годы. В ней предусматривалось создать экономические, нормативные правовые, организационные условия для восстановления производственного потенциала товаропроизводителями АПК.

  1. Результаты аграрной реформы

В результате агарной  реформы на селе была сформирована многоукладная экономика, ликвидирована  государственная монополия не землю.

К 2000 году в частную собственность было передано около 152 млн.га земли, или 83,7 % селхоз угодий., собтвенниками стали 11,8 млн.владельцев земельных долей – членов 27 тыс. сельхоз предприятий, 279 тыс. КФХ, 44 млн. семей занимающихся садоводством, более 21 тыс. функционируют ГУП и МУП, имеющие 29,4 млн.га.

Однако из-за ускоренного  реформирования колхозов и совхозов в ряде случаев изменения коснулись  лишь их названия, а производственные отношения остались прежними. Ценовая  политика, инфляция, трудности со сбытом продукции, вызванные снижением покупательной способности населения, привели к разрушению ресурсного потенциала сельского хозяйства, к резкому спаду производства. И снижению его экономической эффективности.

За годы реформ поголовье  скота и птицы сократилось  в 20 раз. Снизились урожайность сельхоз культур и продуктивность животных. В результате производство валовой продукции в РФ сократилось на 45%.

В условиях сокращения отечественного сельскохозяйственного производства резко возрос импорт продуктов питания.

Сокращается сельское население России и численность занятых в сельскохозяйственном производстве. Реальные доходы крестьян уменьшились на половину.

Причинами аграрного  кризиса являются:

- отсутствие теоретически  обоснованной и детально разработанной  программы проведения реформы в АПК

- проведение реформы  сверху

-резкое сокращение  государственного финансирования

- рост неплатежей

- игнорирование сложности  социально-экономических преобразований  на селе.

Для стабилизации состояния  сельского хозяйства и АПК  в целом: необходимо сосредоточить усилия на создании условий и среды, в которых могут эффективно работать и коллектиные предприятия  и индивидуальный сектор. Для достижения поставленных целей государство обязано заложить правовую основу для работы аграрного рынка, выступать в качестве регулятора и наблюдателя ( проводить мониторинг) и контроль, а также разработать стандарты хозяйственной деятельности. При этом государство должно работать в следующих направлениях: восстановление управляемости АПК, активная финансово-кредитная политика, устранение ценового диспаритета,  развитие систем лизинга.

Для решения этой проблемы необходимо принять федеральную  программу, направленную на упорядочение ценовых отношений между сельским хозяйством и другими отраслями  экономики страны. При этом ценовые отношения будут строится на приоритетном действии спроса и предложения и формироваться как рыночные. Однако для того, чтобы они  не вызывали существенную деформацию ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия, государство должно взять на себя обязанности по осуществлению следующих корректирующих мер:

- государственной регулирование  цен на продукцию естественных  монополий

- применение закупочных  цен и товарных интервенций

- разработка и использование  ценовых цен ( нормативных индикаторов) как основы регулирования соотношения цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию других отраслей.

- применение гарантированных  цен и залоговых ставок

- дотации и компенсации  на сельскохозяйственную продукцию

-защита отечественных  товаропроизводителей на внутреннем рынке

Для  этого  необходимо: прежде всего реструктурировать  долги сельскохозяйственных товаропроизводителей перед федеральным бюджетом и  государственными фондами; решить вопрос о просроченной задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей поставщиком продукции; кредитовать сельхоз. товаропроизводителей из специального фонда кредитования на льготных условиях и сформулировать федеральный фонд долгосрочного кредитования в АПК

Перечисленные меры относятся  как федеральному так и к региональному уровням.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предмет агарной политики