Природа политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

В практической жизни человека ни какие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению………….5

1.1.Содержание политики…………………………………………………...10

2. Природа политики……………………………………………………………13

2.1. общественный смысл и функции политики……………………………19

3. Политика и другие сферы общественной жизни…………………………...21

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературных источников…………………………………………...…26

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 55.62 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность политики, многообразие подходов к ее  определению………….5

    1.1.Содержание политики…………………………………………………...10

2. Природа политики……………………………………………………………13

    2.1. общественный  смысл и функции политики……………………………19

3. Политика и  другие сферы общественной жизни…………………………...21

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературных источников…………………………………………...…26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение

      В практической жизни человека ни какие  исторически устойчивые формы и  способы его существования не возникают в результате произвольного  желания отдельных лиц или  групп. Все они являются своеобразными  ответами на вызовы времени, изменение  обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло  и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения  людских интересов и решения  назревших проблем.      Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы, и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей.        Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений.        Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти - нового механизма обеспечения групповых интересов - выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы.   Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп.  Актуальность темы работы проявляется в том, что на данном этапе государственного развития России вновь появилась потребность в усилении роли государства во всех сферах общественной жизни общества, что не может не поднимать значения политики, так как этот процесс происходит со стремлением демократизации общественной жизни.

 

        1. Сущность политики, многообразие подходов к ее определению      

     Политика  как явление социальной жизни  не является присущим человеческому  обществу изначально. Первобытное  общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем  не было политических учреждений и  организаций, не было политики. Неполитическими  в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем  противоречивых интересов обусловили возникновение государства и  вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана  государству. С момента образования  государства люди пытались описать  политику, как правило, через ту или  иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

     Термин "политика" относится к сущностно  оспариваемым понятиям, вызывающим дискуссии и споры по сей день. Как особая сфера человеческой деятельности, цель которой - ориентировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных средств их достижения, политика возникла более 2,5 тысячелетий назад. Однако с тех пор изменялись как содержание целей, так и способы их достижения. Не оставалось неизменным и содержание термина "политика". В его интерпретациях всякий раз на первый план выходили, в зависимости от обстоятельств, те или иные свойства данного общественного явления.   В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н. э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).1          Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций".      По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Максу Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".    Современное понимание политики многозначно. Так, например, в третьем издании (1961) международного словаря американского лексикографа Н. Уэбстера (1758 - 1843) политика определяется следующим образом:

  1. раздел этики, связанный более с государственным и общественным организмом в целом, чем с отдельной личностью, разновидностью (подраздел) нравственной философии, имеющей дело с этическими отношениями и обязанностями правительств (властных структур) или иных социальных организаций; общественная и социальная этика;
  2. политические действия, практика;
  3. политические отношения или деловое соревнование между соперничающими группами интересов, а также индивидуумами за власть и лидерство;

-действия в целях расширения контроля и с некоторыми иными целями внеправительственной (неправящей группы);

  • политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия;
  1. политическое руководство (проведение политики) в частных делах;
  1. политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности (женская или иная политика);
  2. общая совокупность взаимодействующих и обычно конфликтующих отношений между людьми, живущими в обществе; отношения между лидерами и нелидерами в любом социальном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);
  3. политическая наука.

        Подобная многозначность термина "политика" всякий раз  требует уточнения значения, в  котором он употребляется: в научном  или обыденном. В массовом сознании политика обычно отождествляется с  управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с характеристикой активного человеческого начала: способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия ".            Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характеризуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчерпывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские группы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагматическое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выявления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института.      Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. "Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Конституции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не требовалось бы никакого правительства". Однако "до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям, и он свободен, пользоваться им", а в обществе существует "неравное распределение богатства", "различия во мнениях неизбежны". Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.2    Помимо названных подходов к раскрытию содержания политики весьма распространенным был метод, основанный на придании ей тех или иных смыслов существования в общественной жизни в целом. В связи с этим политика понималась и понимается - как форма реализации каких-либо этических целей, например, умножения блага или управления в соответствии со справедливостью (Платон) или осуществления рационального мышления (Гегель); как средство господства одних над другими или поддержания целостности общества и установления социального баланса (Дебре); форма распределения ценностей (Ласуэл) либо осуществления общей воли (Руссо) и т. д.              Вывод: Безусловно, все эти интерпретации политики раскрывают ее сущностные черты и свойства, существующие в действительности. И поэтому все они, углубляя человеческое представление об этом явлении, обладают правом на существование.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              1.1. Содержание мира  политики

     Политика  имеет определенную структуру. Ее компонентами являются:  1) политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами публичной власти. В содержательном   смысле они характеризуют многообразие   взаимодействия правящей элиты (управляющих) и электората (управляемых), элиты и оппозиции, лидеров и групп поддержки, социальных и национальных общностей, разнообразных групп интересов и политических институтов. Важнейшим показателем политической жизни является характер политических отношений, показывающий, что доминирует в сфере государственной власти: непримиримая борьба за господство или кооперация всех слоев населения с целью оптимального использования государственного авторитета и принуждения; гражданский мир или война, стабильность или кризисность;           2) политическое сознание, выражающее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам. С точки зрения места и роли этого элемента вся политика представляет собой не что иное, как непрерывное воплощение и институционализацию политических воззрений и идеалов, целей и программ, норм и установок в поведении людей, органов власти и самоуправления и т. д.;              3) политическая организация, характеризующая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами. Совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, партийные и общественно-политические институты, группы давления и другие звенья, представляющие политические интересы разных слоев и общества в целом, составляют организационный каркас политики.

     Наличие и взаимодействие этих структур элементов  придают политике внутреннюю целостность, позволяют ей выполнять определенные функции в обществе. Можно выделить следующие из них:

     - выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества. В этом смысле политика выступает средством предоставления людям дополнительных возможностей для удовлетворения своих потребностей и изменения социального положения;        - активизируя интересы граждан и обнажая тем самым конфликты, сопровождающие процесс реализации интересов, политика призвана сглаживать возникающие противоречия, направлять их в русло цивилизованного диалога граждан и государства;      - специфической функцией является управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения и всего общества, предполагая при этом и возможность социального принуждения;          - регулирование и руководство указанными процессами предполагают интеграцию различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, т. е. политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок;    - политика представляет собой своеобразную среду социализации личности, т. е. включая се в систему политических отношений, позволяя человеку конструировать себя как самостоятельное социальное существо:  - используя методы политического регулирования, общество может создавать и новые формы социальной организации жизни, формировать предпосылки для расширения отношений между пародами, человеком и природой, т. о. политика способна обеспечивать инновационность социального развития общества и человека.3

     Понятно, что речь идет в данном случае только о важнейших функциях политики. Политика может обладать не только явными, отчетливо выраженными (функциями, по также и функциями латентными (скрытыми). Функции политики могут носить и неразвитый характер. Например, неумение предвидеть результаты государственного вмешательства в сферу экономики может превратить политику лишь в форму постоянно запаздывающей реакции на происходящие события.      Вывод: Все это говорит о том, что по характеру осуществления (или - неосуществления) основных функций можно судить о зрелости и развитости политической жизни в конкретных обществах и государствах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       
 

                                         2. Природа политики  

     Становление политики в качестве самостоятельной  сферы деятельности человека вызвало  потребность объяснить ее природу, особенности и социальное назначение в обществе. По этим вопросам в политологии  не существует единства мнений. Однако большинство исследователей единодушны в том, что специфика политики связана именно с ее способностью обеспечивать целостность общества, согласовывать различные группы интересов, эффективно регулировать социальные взаимодействия. Но природа интеграционной функции политики объясняется по-разному  и связывается с различными факторами - все зависит от подхода к решению  вопроса. Таких подходов несколько.

       1. Директивный подход: политика как отношения по поводу власти  Сторонники директивного подхода рассматривают политику как деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. 0тождествление политики с отношениями по поводу государственной власти, ее организации, распределения, направление деятельности позволяет представлять содержание политической сферы весьма конкретно. Один из авторов данного подхода М.Вебер писал: "Политика ... означает стремление к участию  во  власти или оказания влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает ... Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которая она дает".       Властные отношения представляют собой отношения господства и подчинения, складывающиеся между управляющими и управляемыми. Способность первых навязывать свою волю вторым также интерпретировалась по-разному. На разных этапах развития общества могущество власти объяснялось ее божественным происхождением. Носителями высшей божественной воли считались цари, монархи в силу их обладания исключительными качествами, а также государство как гарант осуществления божественного промысла на земле.      Однако со временем власть перестала быть исключительной прерогативой государства, и данный подход, сводивший политику только к отношениям по поводу государственной власти не смог отразить ни ее содержания, ни сущности. Разделение властей в государстве, появление политических партий, заинтересованных групп (профсоюзов, средств массовой информации и т. д.) свидетельствовали о том, что содержание политической жизни уже не сводится к государственной власти. С тех пор в мир политики прочно входят новые участники, которые  влияют - и весьма существенно - на процесс принятия политических решений, выработку стратегии развития общества, формирование общих целей и смыслов деятельности человека. Кроме того, сведение содержания политики к отношениям только по поводу государственной власти не раскрывает социального  смысла политики: каким социальным группам служит политика, чьи интересы она выражает?

Информация о работе Природа политики