Лекции по "Экономике и организации сельского хозяйства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:30, курс лекций

Краткое описание

Экономика сельскохозяйственного производства как отрасль человеческих знаний изучает уровень развития производительных сил и особенности проявления производственных отношений в АПК. Так, К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю пишут: «Экономика исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Однако производственные отношения имеют лишь качественную характеристику: или они соответствуют уровню развития производительных сил, или не соответствуют им.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по экономике и организации сельскохозяйственного производства (РБ).doc

— 765.00 Кб (Скачать файл)

В целом территория Республики Беларусь характеризуется большой  распаханностью, в то же время высокая  интенсивность использования земель сочетается со сложными природными условиями и культурно-технической неустроенностью земель. Из 9076 тыс. га сельскохозяйственных земель Республики Беларусь 8156 интенсивно используется, и в то же время 55 подвержены эрозии, 103 заболочены, около 90 заросли кустарником и мелколесьем, 550 засорены камнями, 1328,5 тыс. га загрязнены радио-нуклидами цезия- 137 (с плотностью загрязнения более 1 Кu/км2).

Общая площадь земель составляет 20759,6 тыс.га.

3.Кодекс Республики  Беларусь о земле. Мониторинг  земель.

 

Принятый 11.12.1990 г. и действующий с 01.01.1991 г. Кодекс о земле с изменениями и дополнениями пересмотрен и одобрен Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 25.11.1998 г. и введен в действие в 1999 г. Данный документ регулирует земельные отношения и направлен на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования. Он состоит из 16 разделов, 17 глав и 141 статьи.

Мониторинг  земель — это система наблюдений за использованием почв и состоянием земельного фонда, в том числе расположенных в зонах радиоактивного и других видов загрязнений, для своевременного выявления изменения почв, определения их состояния, а также для выработки мер по предупреждению и устранению последствий негативных воздействий.

Разнообразие антропогенного воздействия на земельные угодья республики определяет построение системы мониторинга земель, которая включает следующие разделы:

1.Мониторинг земельного фонда.

2.Агропочвенный мониторинг.

3.Мониторинг техногенного  загрязнения земель.

Главная задача мониторинга земель состоит в получении объективной и полной информации об изменении их состояния в региональном и локальном масштабах как единственной основы для принятия решений по защите земельных угодий от нежелательных воздействий.

Основной территориальной  единицей мониторинга является тип (класс) земель. В рамках территориальной  единицы и всей системы мониторинга  земель осуществляются обобщение первичной информации, оценка их состояния, разрабатываются нормативы и рекомендации по их использованию и охране. Мониторинг земель ведется по единой для страны методике и является основной частью мониторинга природных ресурсов Республики Беларусь.

Работы по мониторингу земель осуществляют Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии и Министерство Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

 

4.Система показателей  землеобеспеченности и эффективности  использования земель. Земельный кадастр.

Под экономической эффективностью использования земли следует  понимать уровень ведения на ней  хозяйства. Она характеризуется  выходом продукции с единицы  площади и ее себестоимостью.

Экономическая эффективность  использования земли в сельском хозяйстве определяется системой показателей. Показатели эффективности использования земель в сельском хозяйстве можно разделить на две группы; натуральные и стоимостные.

К натуральным  относятся:

- урожайность отдельных  сельскохозяйственных культур,

-выход кормовых единиц  и переваримого протеина с  1 га сельскохозяйственных угодий, пашни, сенокосов и пастбищ; 

-производство животноводческой  продукции на единицу земельной  площади (крупного рогатого скота  и овцеводства — на единицу  сельскохозяйственных угодий, свиноводства — на единицу пашни, продукции птицеводства — на единицу посевной площади зерновых);

- плотность скота на  единицу сельхозугодий, пашни,  посева зерновых.

К стоимостным  показателям использования земли относятся:

-выход валовой продукции,

-величина валового, чистого  дохода и прибыли в расчете  на единицу земельных угодий (сельхозугодий,  пашни, посевов отдельной культуры).

Обобщающим показателем использования земли является и уровень рентабельности, достигнутый в земледелии, который отражает уровень окупаемости текущих затрат и функционирующих на земле основных производственных фондов и оборотных средств.

Дополнительные  показатели: удельный вес сельхозугодий в общей земельной площади (показатель освоенности земель в сельскохозяйственном отношении), пашни — в составе сельхозугодий (показатель распаханности), посевов —в площади пашни.

Важная роль в эффективном  использовании природных ресурсов отводится кадастру. Кадастр — это система показателей, характеризующих земельные, водные, лесные, промышленные и другие ресурсы. Различают следующие кадастры: земельный, водный, лесной, промысловый и т.д.

Под земельным кадастром следует понимать совокупность достоверных и обоснованных сведений о земле как средств производства в сельском хозяйстве, о природных свойствах земель, их хозяйственном и правовом положении.

Государственный земельный  кадастр включает четыре раздела.

Первый раздел содержит перечень землепользователей, документы, удостоверяющие юридические права на пользование землей, акты и порядок ведения земельных книг.

Второй раздел включает данные о количестве и качестве земель. Количественный учет ведется по видам угодий и землепользователям. На основании этих данных ежегодно составляется баланс земель по состоянию на 1 ноября.

В третьем разделе содержится информация о бонитировке- качественной оценке почв по их естественному плодородию. При такой оценке учитываются содержание питательных веществ, водный и тепловой режим, физические, химические, механические, биологические и другие свойства. Бонитировка является по сути агроэкономической характеристикой почв. Ее основное назначение — определение нормальной урожайности, которую обеспечивают почвы разного качества при условии применения на них одинаковой агротехники.

Бонитировка почв проводится по 100-балльной системе.

Четвертый раздел содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель.

Государственный земельный  кадастр ведется землеустроительными  органами за счет средств государственного бюджета. Порядок его Ведения устанавливается Правительством Республики Беларусь.

 

 

5.Экономическая  оценка земель. Плата за землю. 

Экономическая оценка земель характеризует их хозяйственную  ценность и отражает потенциальный  экономический эффект, конечный результат, который может быть получен.

Распространенная методика экономической оценки земли основывается на массовых данных о фактической  урожайности культур и затратах на их производство в динамике не менее  чем на 5 лет. Оценочные показатели рассчитываются по агропроизводственным группам почв, отдельно по орошаемым, осушенным и в целом по мелиорированным землям при выровненной структуре производства. Для исчисления валовой продукции применяют единые цены. Затраты на производство продукции берут фактические. Результаты экономической оценки земли представляются для их практического использования в относительном измерении в баллах по 100-балльной системе, которые показывают, насколько та или иная земля лучше или хуже другой.

Экономическая оценка земли  в баллах пригодна для решения  ряда вопросов, а для обоснования многих народнохозяйственных проблем нужна стоимостная оценка земли, т.е. ее экономическая оценка в денежной форме. Экономическая оценка земли имеет особенно большое значение для решения вопросов развития сельского хозяйства. Это проявляется в разных направлениях:

-при обосновании заказа  для нужд государства по различным  видам продукции по зонам, районам  и хозяйствам, определении их  специализации;

-государственном регулировании  цен на сельскохозяйственную  продукцию;

-построении налоговой политики на основе оценки земель благодаря чему можно правильно разграничить объективные и субъективные факторы, определить в какой мере получаемы доходы являются результатом лучших условий и в какой — высокого уровня хозяйствования;

-расчетах эффективности производства;

-сравнении результатов  работы отдельных хозяйств и  их подразделений.

Любые экономические  показатели сами по себе недостаточно характеризуют уровень ведения  хозяйств, если их рассматривать без  учета качества используемой земли, ее оценки.

В соответствии с Законом «О платежах за землю» целью платы за землю являются обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории. Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов и собственников земли. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка, т.е. определяется земельной рентой.

В условиях ограниченности земельного фонда существует огромное количество вариантов использования  одного и того же участка земли: для  возделывания сельскохозяйственных культур, под пашню или пастбище; для  постройки дома, торгового центра или завода. Каждое конкретное предприятие должно платить за землю, чтобы получить ее для использования в собственных целях. Поэтому для него рента выступает в качестве производственных издержек.

При аренде земли земельная  рента в форме арендной платы  поступает к землевладельцу. Но если фермер обрабатывает свою собственную землю, ему не нужно платить за аренду. Значит ли это, что земельная рента в данном случае исчезает? Разумеется, нет. В таком случае рента остается в собственности самого фермера, она неразличима в той массе дохода, который он получает от продажи своего продукта. Подобная рента носит название условно начисляемой ренты.

Вместе с тем земельная  рента является основой цены земельных  участков. Собственник, продавая землю, хотел бы получать от вырученной суммы такой же ежегодный доход, что и ранее получаемая арендная плата. Таким образом, цена земли является капитализированной рентой и определяется по формуле

V = , где

V – текущая цена земельного участка;

R – ожидаемая арендная плата с этого участка;

g – индекс дополнительного по сравнению с общим уровнем инфляции роста земельной ренты;

r – норма капитализации.

Расчет рентного дохода (Рд) и цены земли (Ц) производится по формуле   Рд = (Ц*У – З – З*К), где

Ц - фактическая цена 1 т.корм.ед. продукции, млн.руб.,

У – средняя продуктивность 1 га пашни, т.корм.ед.,

К – коэффициент нормы  рентабельности, равный 0,35.

Цена земли (Ц)определяется по формуле

Ц = Рд * S, где

S – срок капитализации рентного дохода, равный 33 годам.

 

 

6.Факторы и  пути повышения эффективности использования земель в сельском хозяйстве.

Улучшение использования  земельных ресурсов — большая  комплексная проблема. Она сводится к решению следующих 4 задач, каждой из которых соответствует система  мер, а именно:

-охрана почвы от эрозий и других разрушительных процессов;

-сокращение площадей, которые по  разным причинам падают из  хозяйственного оборота, вовлечение  в оборот ранее не используемых  участков;

-повышение плодородия земель;

-более эффективное использование  экономического плодородия почвы.

Расширению сельскохозяйственных земель способствует рекультивация — приведение в пригодное состояние площадей, которые ранее использовались для добычи ископаемых и других целей, возвращение их сельскому хозяйству.

Успешное решение всех задач по улучшению использования почв связано с освоением рациональной системы земледелия. Она представляет собой комплекс агротехнических, мелиоративных и организационно-экономических мероприятий, направленных на рациональное использование земель, сохранение, восстановление и повышение плодородия почвы. Система земледелия включает следующие основные элементы:

-введение и освоение севооборотов;

-приемы борьбы с эрозией почв  и их рациональную обработку;

-системы машин и удобрений;

-известкование почв;

-осушение и орошение;

-семеноводство

-окультуривание естественных сенокосов  и пастбищ;

-борьбу с сорняками, вредителями  и болезнями растений;

-организационно-экономические и  социальные мероприятия.

Государственной программой возрождения  и развития села на 2005—2010 гг. в целях повышения плодородия почв планируется…

 

Тема 4: Трудовые ресурсы  и производительность труда.

2 часа

1. Понятие трудовых  ресурсов. «Рабочая сила» и трудовой  потенциал. Особенности использования  трудовых ресурсов в сельском  хозяйстве.

Информация о работе Лекции по "Экономике и организации сельского хозяйства"