Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 18:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие Риторики. Предмет и задачи риторики
Риторика – это теория и мастерство эффективной, а следовательно целесообразной, воздействующей и гармонирующей речи. Сделать речь целесообразной, значит найти ее соотвественно в цели говорящего. Воздействовать на аудиторию, значит подвигнуть людей на какие – то активные действия, а иногда может быть даже заставить изменить свое мировоззрение и образ жихни. Гармонизировать взаимоотношения говорящего и адресата это обеспечить согласие о взаимпомонимании между ними, чтобы исключить конфликты.

Вложенные файлы: 1 файл

ritorika_ekzamen.docx

— 74.03 Кб (Скачать файл)

 

41исскуство задавать вопросы 

 

Различают несколько типов вопросов, которые обычно используются в деловом общении: на переговорах, совещаниях, на деловых встречах.Закрытый вопрос — это вопрос, на который можно дать однозначный ответ («да»,«нет», назвать точную дату, имя или число и т.п.) Например: «Вы живете в Москве?» — «Нет». «Вы водите машину?» — «Да». «Какой вуз окончили и когда?» — «МГУ, в 1992 году».

Закрытые вопросы должны быть точно сформулированы, предполагать краткие ответы. Обычно они либо начинаются с местоимения «Вы», либо содержат его в вопросительной конструкции. Например, «Вы утверждаете, что...», «Не будете ли Вы возражать, если...», «Вы не будете отрицать, что...».

В любой деловой беседе они неизбежны, однако их преобладание приводит к созданию напряженной атмосферы, поскольку резко сужает «пространство для маневра» для партнера, у которого может сложиться впечатление, что его допрашивают.

Обычно они задаются с целью не столько получить информацию, сколько получить от партнера согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности: «Мы не могли бы встретиться завтра?» — «Конечно»; «Груз прибудет в четверг?» — «Нет, в субботу».

Открытый вопрос — это вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом», «каковы ваши предложения», «каким будет ваше решение по поводу» и т. п., а это предполагает развернутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника, они дают ему возможность маневрирования и более обширного высказывания.

Наводящие вопросы — вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ.

Основные вопросы — открытые или закрытые вопросы, которые планируются заранее.

Второстепенные, или последующие, вопросы — запланированные или спонтанные, которые задаются для уточнения ответов на основные вопросы.

 

42недопустимые уловки в споре

 

Недопустимые уловки в споре/В первой книге "Риторики" Аристотель указывает, что убеждение достигается, во-первых, характером и поведением оратора, во-вторых,

его эмоциональным воздействием на слушателей, умением вызвать у них соответствующие обстановке чувства и настроения и, в-третьих, содержанием логических доказательств

Примеры - б.ч. гипотетические.

1. Срывание коммуникации. Перебивание оппонента, демонстрация  нежелания слушать его, грубость, оскорбления, издёвки. "Тебе не нравятся сочинения Васи Пупкина? О чем говорить с ничего не понимающим, ограниченным дураком!"

2. "Довод к городовому" - представление убеждений противника  опасными для государства или общества. "Все светлые\темные\зеленые в крапинку такие, что убьют и не поморщатся". Следует отличать от называния опасными действительно опасных суждений: скажем, открытой пропаганды фашизма.

3. "Палочные доводы". Попытки нагнать на оппонента  страху, вынуждая его согласиться.4. "Просвечивание насквозь". Попытка "читать мысли собеседника": "Я знаю, что ты думаешь", или безответственные намеки: "только  дурак/слепец не может видеть правоту Мелькора/Эру".

5. "Подмазывание" аргумента - довод сопровождается лестью  в адрес оппонента. "Как такой  искренне верующий человек, как  Вы, не может видеть, что все  ниеннисты - сатанисты!"

13. Внушение при помощи  не аргументов, а манеры говорить  или представительной внешности. 14. Софизм. Намеренная ошибка в  доказательстве. "Если два сапога - пара, то дважды два сапога - это  две пары, а не четыре. Значит, дважды два не четыре".

 

 

43социально-политическое красноречие

 

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение в стране, события в мире, основная их цель - дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера и т. п., оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывный, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления. Некоторому виду политических речей свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, функционально окрашенная лексика, политическая лексика, политические, экономические термины. В других политических речах используются самые разнообразные изобразительные и эмоциональные средства для достижения нужного оратору эффекта. Скажем, в митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.

 

 

44 Академическое красноречие

 

- род речи, помогающий  формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической  культурой. К этому роду относятся  вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко  научному стилю речи, но в то  же время в нем нередко используются  выразительные, изобразительные средства. Вот что пишет академик М.В. Нечкина об известном ученом XIX в. В.О. Ключевском: "А.Ф. Кони говорит о "чудесном русском языке" Ключевского, "тайной которого он владел в совершенстве". Словарь Ключевского очень богат. В нем множество слов художественной речи, характерных народных оборотов, немало пословиц, поговорок, умело применяются живые характерные выражения старинных документов.

 

45Судебное красноречие 

 

- это род речи, призванный  оказывать целенаправленное и  эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений  судей и присутствующих в зале  суда граждан. Обычно выделяют 

  прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс - это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса - вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная речи. Судебные речи талантливых русских юристов дореволюционного периода С.А. Андреевского, А.Ф. Кони, В.Д. Спа-совича, К.К. Арсеньева, А.И. Урусова, Н.И. Холева, Н.П. Карабчев-ского, Ф.Н. Плевако с полным правом называют образцами судебного красноречия.

 

 

46 Социально-бытовое красноречие

 

/Одним из видов социально-бытового  красноречия было придворное. Для  него характерно пристрастие  к высокому слогу, пышным, искусственным  метафорам и сравнениям. Таковым является "Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755-го года" М.В. Ломоносовым. Это светская речь, выдержанная в торжественном стиле. Сначала Ломоносов восхваляет Елизавету, вступившую на престол после смерти Петра I: "Священнейшее помазание и венчание на Всероссийское Государство всемилостивейшей Самодержицы нашей празднуя, слушатели, подобное видим к ней и к общему отечеству Божие снисхождение..." А затем оратор говорит о Петре I, отмечая его заслуги, обрисовывая облик императора. И заключение таково: "А ты, великая душа, сияющая в вечности и героев блистанием помрачающая, красуйся! Дщерь твоя царствует, внук наследник, правнук по желанию нашему родился; мы тобою возвышены, укреплены, просвящены, обогащены, прославлены. Прими в знак благодарности недостойное сие приношение. Твои заслуги больше, нежели все силы наши!" В таком же стиле М.В. Ломоносов произнес "Слово похвальное Государыне Императрице Елизавете Петровне" 26 ноября 1749 г.Для речей такого рода, как представляется, характерны не жесткий план изложения и освещение разных сторон личности, причем только положительных сторон. Это панегирик.

      

                                            

          


Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"