Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 18:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие Риторики. Предмет и задачи риторики
Риторика – это теория и мастерство эффективной, а следовательно целесообразной, воздействующей и гармонирующей речи. Сделать речь целесообразной, значит найти ее соотвественно в цели говорящего. Воздействовать на аудиторию, значит подвигнуть людей на какие – то активные действия, а иногда может быть даже заставить изменить свое мировоззрение и образ жихни. Гармонизировать взаимоотношения говорящего и адресата это обеспечить согласие о взаимпомонимании между ними, чтобы исключить конфликты.

Вложенные файлы: 1 файл

ritorika_ekzamen.docx

— 74.03 Кб (Скачать файл)

1. Понятие Риторики. Предмет и задачи риторики

Риторика – это теория и  мастерство эффективной, а следовательно целесообразной, воздействующей и гармонирующей речи. Сделать речь целесообразной, значит найти ее соотвественно в цели говорящего. Воздействовать на аудиторию, значит подвигнуть людей на какие – то активные действия, а иногда может быть даже заставить изменить свое мировоззрение и образ жихни. Гармонизировать взаимоотношения говорящего и адресата это обеспечить согласие о взаимпомонимании между ними, чтобы исключить конфликты.

Основные задачи риторики:

1) научить быстро восприниматьь речь.(когда это умение развито оно играет роль щита или фильтра и не позволяет обмануть человека или склонить к безнравственной деятельности с точки зрения слушающего)

2) научить изобретать и строить  свою речь в соответствии с  обстоятельствами, при этом важно  не только грамотно и логически  последовательно выстраивать свою  речь, но и уметь изобретать  ее содержание, т.е. выдвигать идею.

3) научить не только создавать монологи, но и вести продуктивный диалог.

Т.о. риторику можно назвать филологической дисциплиной, изучающей отношение мысли к слову.

В риторике принято выделять 2 области:

- общую риторику

- частную риторику

Общая риторика содержит следующие разделы:

1) риторический канон

2) публичное выступление или  оратория

3) ведение спора или основы  политического мастерства

4) ведение беседы

5) риторика повседневного общения

6)этнориторика, которая изучает национально-культурные  различия речевого говорения и речевого общения людей

Частные риторики изучают особые области, которые называют сферами повышенной речевой ответсвенности, потому что ответсвенность в них человека за свое речевое поведение, за умение или не умение владеть словом чрезвычайно велика. Это такие сферы как дипломатия, педагогика, администртивная деятельность, юриспруденция.

Не случайно английский философ Ф.Бэкон выдвинул след.постулат: «слово есть дело». Для понимания риторики это выражение можно считать отправной точкой.     

 

2. Риторика в Древней  Греции.

Риторика зародилась в Др.Греции в 5в. до н.э. В это время в Эладе существовали города-государтсва, в которых процветала рабовладельческая демократия. Верховным органом было народное собрание, которому, как политический деятель так и гражданин, мог непосредственно обратиться. В этих условиях общей необходимостью стало овладение основами ораторского мастерства. Так появились первые платные учителя риторики, которых называли софисты. Наиболее выдающимся среди них был Горгий.

Однако, самым главным недостатком деятельности софистов был тот факт, что они ставили во главу угла стремление завоевать аудиторию любой ценой.

Софисты считали, что цель оратора не нахождение истины, а убедительность, и поэтому их риторику можно назвать манипулирующей.

В качестве аргументации использовали заведомо ложные аргументы, некороктные условия. Против этого положения софистов об относительности истины выступил Сократ, для которого в основе риторики лежала не практичность, а духовно – нравственная мораль.

Абсолютная истина для Сократа, божественная, она выше человеческих суждений. Поэтому риторический идеал Сократа опред.сде.обрпзом:

1) диалогический (каждый из участников общения наделен равными правами, выступает как активный субъект; цель такого общения не манипулирование адресатом, а пробуждение в нем мысли)

2) гармонизирующий (главная  цель: не борьба, не победа любой  ценой, а объединение участников  общения для достижения общей  цели для нахождения истины)

3) смысловой (цель: поиск  и обнаружение смысла истины)

Приемник Сократа – Платон, отразит все идее  своего учителя в диалогах, в которых на первый план выходит совесть человека, которая контролирует мысли, желания и поступки. Однако, недостатком теории Платона служит тот факт, что для него не доказательства являлись  основой красноречия, а эмоциональное воздействие на слушателя или собеседника. Такое стремленеи к эмоциональному внушению иногда приводила к свободной интерпретации факта как такового.

Аристотель с своей знаменитой книге «Риторика»  определил ее как учение, способствующее нахождению возможных способов убеждения, относительно каждого данного предмета. Поэтому риторику Аристотеля можно назвать доказательной. Однако, для риторики Аристотель считает, важны далеко не все способы доказательства. То что очевидно не слишком важно и интересно для риторики. Ее задача не сколько убеждать, сколько находить возможные способы убеждения. Т.е. убеждая делать очевидной скрытую истину.

 

3. Преемственный  характер риторики  Древнего Рима.

Культура Др.Греции, в том числе и достижения в области риторики была творчески воспринята Др.Римом. Рассвет римского красноречия приходится на 1 в.н.э.

В этот период возрастает роль народного собрания и роль судов, которые происходят открыто, подобно всем политическим и социальным обсуждениям.

Вершиной ораторского искусства по праву можно считать деяельность Цицерона. В его понимании основу ораторского искусства составляет глубокое знание предмета. Оратор должен найти что сказать, найденное расположить по порядку, придать ему словестную форму, утвердить ее в памяти только и только потом произнести. Т.о. Цицерон определял последовательность этапов деятельности оратора на пути от мысли к слову.

Важный пункт в развитии риторики античности 12 томный труд Квинтилиана «риторические наставления».  Квинтилиан понимает риторику как искусство красноречия. Главная задача создание прекрасного выражения для своих мыслей, деля из своей речи искусство. У Квинтилиана риторические идеи имеют педогогическую направленность. Эта направленность отражена в его сочинении «образование оратора». По его глубокому убеждению, тот кто хочет стать хорошим оратором, должен стать хорошим человеком.

Если сравнивать риторический идеал Цицерона и Квинтилиана, то следует отметить такие различия.

1) Для  Ц. оратор – это прежде  всего гражданин своей страны, который провозглашает основы  государства полагаясь на законы, поэтому все что он говорит, не должно идти в разрез  с основами гос.политики.

2) Для К. оратор – это прежде всего стилист, который оттачивает свое словестное мастерство, поражает слушателей красотой речи, поэтому адресат Ц. – это народ на форуме. Адресат К. – это узкий круг просвященный ценностей сова.

 

4. Речевой идеал христианства

Античная риторика является главным источником и основой современной риторики. Но не единственным источником. Другой составляющей современной риторики явл. гомилетика. Она зародилась в недрах христианства и отражает ряд христианских заповедей, важнейшая из которых «Возлюби ближнего своего как самого себя». Если эту и другие заповеди христианства применить к  речи, то это будет означать установку на гармонию интересов говорящего и слушающего. Если публичные речи, так называемая оратория, опирается на гос. власть, то гомилетика опирается на высшую духовную власть. Соц. государство, соц. проблемы, гос. устройство, судебные решения не интересуют гомилетику. Ее предмет – глубоко развитая нравственная личность. Поэтому говорящий не добивается подчинения аудитории, а стремится достичь гармонию интересов.

Христианский речевой идеал оказывает огромное воздействие на развитие мировой риторики, особенно на развитие риторики в России. В одной из сфер российской современной духовной и педагогической жизни сохранение христианского речевого идеала имеет вполне целенаправленный характер. И этой сферой является прежде всего праповеднеческая деятельность православного священства.

Речевые образцы православной церкви полностью отражают систему ценностей отечественной культуры, которая полностью воплощается в традиционном риторическом идеале. Этому речевому идеалу свойственны такие качества речи как миролюбие, смирение, уравновешенность. Выражаются эти качества в полном отказе от клеветы, заведомо ложных аргументов, от общения на повышенных тонах, осуждения. Жанрами таких речей является исповедь и проповедь и сама молитва.

 

5. Риторика и информационная война

Похвала Елене: «Слово есть великий властелин…Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует как хочет».

Слово, речь – это главное оружие информационных войн. В большинстве ситуаций человек говорит не столько с целью информировать, сколько с целью убедить, разуверить в чем либо, склонить на свою сторону. Задача оратора – умело побудить аудиторию, задуматься об обсуждаемом предмете, чтобы активно выработать свою собственную позицию в отношении этого вопроса. Поэтому именно сейчас современному человеку в эпоху объединения человечества необходимо слово как инструмент мысли, познания и средство объединения.

Во многих европейских странах: Японии и США риторика не случайно активно развивалась и развивается по сей день, являясь ведущей гуманитарной дисциплиной. Риторика в США не просто наука, которой принадлежит ведущее центральное место в системе ведущего теоретического знания. Это еще и предмет государственной идеологии в стране. Риторика в США входит с начальной школы и заканчивается в ВУЗах. В Японии с свое время возникла своя риторическая теория, получившая название теория языкового существования. Она изучает формы речевого общения между людьми и правила речевого поведения человека.

Т.о. массовое развитие речи и соверешнствование навыков речевого общения – это важнейшая задача и важнейшее средство соверешнствования и развития общетсва.

 

6. Церковная риторика в Древней Руси

Красноречение в Др. Руси начиналось на площадях крупных городов. На так называемых «сходах», где решались разнообразные политические вопросы.

Самая знаменитая из речей, отраженная в летописи «Обращение к варягам». В Киевской Руси расцветало дидактическое (поучительное) красноречие. Произведение настоятельного красноречия называлось беседа, поучение или слово. Нам известно поучение В. Маномаха начало 19в. Различные жития святых (Сергия Радонежского). Первыи мзвестным памятником русского красноречия является «Слово о законе и благодате Митрополита Иллариона». По своей уникальности и исключительности оно сравнимо лишь со «Словом о полку Игореве».

В первой богословской части слова показывается превосходство благодати нового рассвета (веры христовой) перед законом Моисеевым, установленным лишь для иудейского народа. Во второй части Илларион описывает распространение христианства на русской земле, восхваляя при этом заслуги святого князя Владимира, совершившего Крещение Руси.

В третей заключительной части Илларион обращается с молитвой к Богу от лица всей русской земли. Несмотря на то, что в Др. Руси активно развивались дедактические жанры и жанр жития святых, учебников по риторике еще не существовало. Риторические понятия были обозначены множеством терминов дублирующих руг друга: благоязычие, злоатоустие, доброречие, христославие, красноречие.

Само понятие риторика появилось к началу 13в. как и учебное руководство.

Первый русский учебник известный под названием «Риторика Макарева» представляла перевод риторики Филиппа Мелантонна  в 1620г.

 

7. Первые учебники по  риторике в России. Труды им. Ломоносова  по риторике

Петровский период конец 17в. и первая половина 18в. на прямую связан с великими преобразованиями Петра1.

В это время появляются – «Риторика Усачева», риторические сочинения Феофана Пропоповича, сподвижника и соратника Петра 1. Эти риторические сочинения были написаны на латыне и представляли собой запись лекционного курса прочитанным Протаповичем в 1706 – 1707 в Киево – Манлянской академии.

Ломоносовский период вторая половина 18в. и начало 19в. считается, что именно Лом.положил начало научной русской риторики в своем учении «Краткое руководство к красноречию» 1748г.

Риторика Л. Состоит из 3 частей:

1) «О изобретении»

2) «О украшении» 
3) «О расположении»

Основные теоретические положения риторики в своей книге Л. сопровождает цитатами и примерами из сочинений знаменитых писателей и ораторов Др.Греции, Др.Риам, Средневековья и Нового Времени, Возрождения.

Л. дает следующее определение риторики: «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об иной мнению».

Л. предлагает всякую речь строить по след.плану:

1)вступление

2)пояснение

3)утверждение

4)заключение

Много внимания Л.уделяет логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. По мнению Л. оратор должен влиять как на разум человека так и на его чувства.

 

8. Образ говорящего как система свойств личности

Отношение оратора и аудитории предусматривают создание образа оратора. Он более реален, чем подлинная личность. Прежде всего аудитории интересно, чем этот оратор отличается от других, что нового и важного он может сказать, поэтому оратор должен быть индивидуальностью. Именно инидивидуальность оратора – это тот важнейший фактор, который побудлает слушателей запомнить его идеи, довериться ему. Для того, чтобы быть хорошим оратором, нужно быть хорошим человеком. Образ говорящего складывается в 3 аспектах проявления личности в слове:

- этика (этос)

- логос (логика мыслей)

- пафос (эмоции оратора)

 Этика предполагает  знание уместности высказывания. Этические оценки оратора формируются  на основе представления об ораторских нравов (честность, скромность, доброжелательность, предусматрительность).

Честность – это способность принять на себя ответсвенность за высказываные идеи и предлодения, т.е. оратор должен всегда говорить от своего лица. Честность покрепляется компетентностью оратора – это наличие систематического оьразования, широкий кругозор, владение техникой речи.

Условием честности явл.добросовестность, которая проявляется в стремлении разрешить наиболее значимые для общетсва проблемы, а не в стремлении к самоутверждению и манипулированию. Честный оратор всегда должен учитывать все существенные аргумены, даже если огни противоречат его собственным.

Скромность – это умение оратора занять правильную позицию между равенством и превосходством в отношении слушателей. Превосходство ведет за собой отчуждение аудитории, а равенство неизбежное пренебрежение. Тем не менее оратора невольно возвышает над аудиторией право говорящего и выражающего общие интересы. Нельзя забывать, что оратор включен в аудиторию.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"