Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 18:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие Риторики. Предмет и задачи риторики
Риторика – это теория и мастерство эффективной, а следовательно целесообразной, воздействующей и гармонирующей речи. Сделать речь целесообразной, значит найти ее соотвественно в цели говорящего. Воздействовать на аудиторию, значит подвигнуть людей на какие – то активные действия, а иногда может быть даже заставить изменить свое мировоззрение и образ жихни. Гармонизировать взаимоотношения говорящего и адресата это обеспечить согласие о взаимпомонимании между ними, чтобы исключить конфликты.

Вложенные файлы: 1 файл

ritorika_ekzamen.docx

— 74.03 Кб (Скачать файл)

Доброжелательность – оратор не должен представлять аудиторию как безликое «чудовище» и бояться ее, возвыщаться оратор тоже не должен. Он обязан быть спокоен и уважительно относится к слушателям.

Предусмотрительность – проявляется в том, что оратор должен быть готов к различным вариантам окончания выступления.

 

9. Способы установления контакта с аудиторией

Для успешного речевого общения в первую очередь необходимо сотрудничество говорящего и адресата, поэтому существуют 3 принципа, которые обеспечивают контакт оратора с аудиторией:

- не навязывайся!-отказ от давления и манипуляции

- будь дружелюбен!-главное улыбаться

- выслушай собеседника!-необходимо следить за реакцией аудитории, чтобы определить в зависимости от реакции кол-ва и характер сообщаемой информации, при этом не следует отождествлять собственный запас знаний с тем объемом знаний, которое имеется у слушателей. Важное средство речи – это ее коммуникативность или чувство аудитории. Она проявляется в том, что у слушателей должно возникнуть чувство живого ощущения с говорящим. Коммуникативность складывается при помощи 3 средств:

1) разговорность речи оратора; для современного оратора важно, чтобы его речь звучала не как отрепетированная, а чтобы она была естсественной и непернужденной, т.к. это свидетельствует об искренности и дружелюбности. Для этого следует отказаться от устойчивых книжных оборотв и речевых штампов (клише) свойственных официально – деловому стилю, а также от сложных и осложненных синтаксических конструкций.

2)зрительный контакт –  предполагает контроль оратором  внимания слушателей.

3) голосовой контакт –  предполагает, что оратор произносит  речь громче обычного; обязан  соблюдать паузы, следить за интонацией  голоса и своей артикуляцией

 

10. Средства привлечения  и удержания внимания слушающего

В начале любой речи необходимо сделать паузу в 10сек,чтобы освоиться в аудитории. Можно начать с обращегния к конкретному событию,  времени или месту. Можно обратится к известной личности, процетировать известного.

Можно начать с риторического вопроса. Начало может быть даже неожиданным, с использованием парадокса, приведение исторического события или эпизода, обращение к отдельным слушателям. Но самое главное в процессе выступления поддерживать интерес слушателей. Для этого необходимо учитывать личные интересы, которые волнуют их каждодневно. Американский психолог П. Сопер предлагает следующую классификацию интересов: основные, общие, групповые, злободневные, конкретные.

Основные интересы: вопрос жизни и смерти; здоровье, материальное благополучие, соц.пристиж

Общие: любовь к Родине; справедливость; честь; дом

Групповые: педагогика; налоги; экология; преступность

Злободневные: положение в стране и мире; эпидемии

Конкретные: семья; дом; авто; еда; спорт

Существуют также практические приемы убеждения:

1)правило Гомера – очередность аргументов влияет на их убедительность

2) правило Сократа –  для получения положительного  ответа на важный вопрос нельзя  с него начинать; его следует  поставить после 2-х которких общих вопросов, на который будет дан положительный ответ.

3) правило Паскаля –  важно и необходимо дать возможность  собеседнику сохранить свое лицо, это значит что нельзя загонять его в угол и заставлять оправдываться.

4) правило имиджа –  убедительность зависит от его  образа и статуса

5) правило эмпатии – необходимость искать то, что будет объединять вас с вашим собеседником; это способность к постижению эмоционального состояния человека в форме сопереживания.

 

11. Приёмы борьбы с волнением

Физическая нагрузка.

Если Вы найдете возможность – сделайте перед выходом на сцену несколько простых физических упражнений. Подойдут приседания, отжимания, подпрыгивания. Поднимитесь на три-четыре этажа по лестнице, поднимите стул за ножку – запас адреналина пойдет в дело, а заодно снимется излишнее напряжение.

Если Вы ожидаете своего выступления среди зрителей или просто находитесь на виду и не можете активно позаниматься, можно дать мышцам нагрузку, не меняя положения тела.

Такие упражнения называются изометрическими.

Делая вдох, сильно напрягаем мышцы ног, рук, спины, живота (лучше использовать крупные мышечные группы) на 4-5 секунд – и с выдохом расслабляемся, избавляясь и от адреналина, и от излишней зажатости.  

 

Следующая группа физиологических приемов –

Дыхательные  упражнения.

Обратите внимание, как дышит человек взволнованный или испуганный – поверхностно, часто, неравномерно, с задержками-затаиваниями. Конечно же, эмоциональное состояние человека влияет на характер дыхания. Но что интересно – это влияние «работает» и в обратную сторону!

Вы взволнованы или напуганы, нужно подышать спокойно, медленно и равномерно, сконцентрировав внимание на процессе. Есть множество дыхательных техник и упражнений, Вы можете опробовать любые из них и взять на вооружение наиболее подходящие.

Для подготовки дыхания к дальнейшему говорению хорошо подойдет «брюшное дыхание» – когда на вдохе живот выпячивается, а на выдохе втягивается с активным подключением диафрагмы. Такой тип дыхания, кстати, наиболее хорош и для ораторов, и для певцов. 

Еще одно хорошее упражнение – «Дыхание по квадрату» – когда четыре такта дыхательного цикла Вы делаете на одинаковое число счетов:

«раз-два-три – вдох, раз-два-три – пауза, раз–два-три – выдох, раз- два-три – пауза».  

Попробуйте также «Двойной вдох»:

вдох «наполовину» – пауза – полный вдох – пауза – выдох наполовину – пауза – полный выдох. 

Можно сказать, что любое упражнение, приводящее в порядок дыхание, и переводящее фокус внимания на него, помогает справиться с волнением.

Третью группу приемов уже не отнесешь к чисто физиологическим, она плотно состыкована с областью психологического воздействия. Это, если смотреть с точки зрения физиологии, создание условного рефлекса, определенного ритуала для выхода на сцену. Назовем ее

«Заводящая фраза».

Подберите себе хороший заводящий ритуал, найдите настраивающие жесты и фразы (лучше несколько) – те, что будут приводить Вас в боевое расположение духа – и вперед!

Я смогу!Я лучшая!Вперед. к победе!От винта! 

 

Чтобы добавить себе уверенности, начните «якорить» свою заводящую формулу на задании попроще – чтобы фраза связывалась с ощущением достигнутого успеха

Совсем необязательно произносить слова вслух – они отлично сработают и при мысленном проговаривании

Полезно проговаривать их по несколько раз с нарастающей энергией – эффект накапливается и усиливается.

 

12. Способы речевого воздействия  на личность человека

Существует 3 способа воздействия на личность:

1) убеждение – это изменение  точки зрения собеседника путем  подбора аргументации при этом  аргументы могут быть логическими  и психологическими

2)внушение – форма  речевого воздействия без аргументов  и доказательств. Условия для  внушения создаются внушающим.  Оно может осуществляться за  счет давления престижа говорящего, во вторую очередь за счет  эмоционального состояния внушаемого. В последнюю очередь, за счет  соответствия мнения внушающего  ожиданиям слушателей. Степень внушаемости  зависит от ряда причин, но, в  первую очередь, от эмоционального  состояния человека, от критической  ситуации, от вляния толпы, различают 2 формы проявления внушаемости:

- подражание (сознательная  имитация)

- бессознательная имитация  или заражение – это когда  человека охватывает паника, когда  он оказывается под влиянием  эмоционального состояния др.людей.

3) принуждение – это  способ заставить человека поступать  вопреки своему желанию под  угрозой не благоприятных для  него последствий. Механизм принуждения  может быть как речевым так и нет.

В публичной речи из перечисленных форм используются: убеждение и в некоторых случаях внушение.

 

 

13. Риторический пафос

Риторический пафос – это соединение общего пафоса выступления с ораторской позиции.

Принято выделять 4 вида пафоса:

1) героический пафос –  для такой речи характерен  высокий стиль, приподнятая интонация, использование призывов и обращений. Поскольку такой пафос направлен  на быстрое принятие слушающими определенного решения, тот соответсвенно он должен быть лишен внутренней рефлексии.

2)романтический пафос  – есть некоторое сходство  с героическим пафосом и состоит  в том, что романтический пафос  также создает условия для  слушающего, в которых необходимо  принять решение и сделать важны выбор. И поскольку для этого бывает необходимо преодоление себя или каких то сложных внешних обстоятельств, то конечно же в таком решении есть момент внутреннего роста, восхождения.

Принципиальное отличие от героического в том, что романт.пафос включает в себя самоанализ и самооценку

3) сентиментальный пафос  – это абсолютный антипод героического  пафоса. В центре находится слабый  рефлексирующий человек, который  конечно же разбирает и анализирует  мотивы своих поступков и не  получив удовлетворения глубоко  переживает.

Такой пафос препятствует принятию решения, деформирует характер, а иногда и разрушает его.

4) Натуролистический пафос – особенность этого пафоса состоит в том, что он очень детально, подробно описывает действительность, подвергая ее глубокой критике. Но при этом отказывается от решительных действий.

Конечно же каждый из этих видов пафоса может быть обращен как во благо, так и использован в корыстных целях,  поэтому на ораторе лежит ответсвенность за высказанное суждение.

Пафос – это условие психологического воздействия на человека. И каждый оратор обязан создать такие условия, чтобы психологические аргументы были такими де убедительными как и логические.

 

14. Виды психологических  аргументов

Принято выделять группы интересов на которых основываются психологические аргументы или аргументы к человеку.

Во – первых, это физическое благополучие, это желание каждого сохранить безопасность собественной жизни и жизни близких ему людей. Также к этой группе относятся свобода личности, удобство, привычки человека.

Во – вторых, материальные, экономические и социальные интересы публики тоже являются основой психологических аргументов.

В – третьих, чувство собственного достоинства человека

В – четвертых, истина и право или стремление людей к правде и справедливости.

 

15. Риторический логос и логическая аргументация

Риторический логос – это владение интеллектуальными ресурсами или аргументацией. Другими словами это совокупность словестно – оформленных ходов мысли во взаимосвязанных высказываниях приводящих к присоединению аудитории к мнению говорящего.

Присоединение называется готовность аудитории встать на позицию оратора. Средством осуществления риторического логоса являются логические аргументы:

1)индукция – это умозалючение, которыо делается от частных однородных фактов или типичных случаях к обобщению, общему выводу.

2) аналогия – это сравнение  одного явления с другим или  противопоставление. Аналогия как  логический аргумент никогда  не используется сама по себе, а только лишь в  сочетании  с другими более сильными аргументами.

3) умозаключение о причинной  зависимости – такое заключение  можно сделать идя от причины к следствию или наоборот

4)дедукция – это умозаключение  из общего положения. Дедукция как правило является умозаключением, которе строится от тезиса к доказательствам и примером называется также силлогизм – это умозаключение, в котором из этих суждений, связанных общим термином необходимо следует вывод. Например: все люди разумны; все дети тоже люди =>все дети разумны.

В силлогизме различают:

- большой термин (большая  посылка)

- малый термин (или суждение ведущее к применению общего положения)

-  заключение силлогизма

Энтимема – это умозаключение с пропущенной большой или малой посылкой или не сделанным и заключением. Иногда такой пропуск является намеренным с целью запутать собеседника или ввести его в заблуждение, поэтому полезно вскрывать опущенное положение, за которым может скрываться намеренная или ненамеренная ложь.

Также следует избегать безоговорочных убеждений, основанные на предрассудках или содержащих в себе критику слущающих по возрасту, статусу, вероисповеданию.

 

16. Логические ошибки

При построении аргументации оратор вольно или невольно допускает разного рода логические ошибки. Так наиболее распространнеными ошибками являются:

1) «подмена тезиса» - суть  ее состоит в том, что доказывая  или опровергая не этот тезис, который был выдвинут первоначально. К подмене тезиса нередко прибегают чтобы поставить оппонента в неловкое положение, но иногда эту ошибку можно допустить нечаянно

2) «неточное утверждение  терминов» - поэтому в спорных вопросов следует отказаться от образных определений в избежании двухсмысленности.

3) «постепенное обобщение» (Лесков и Бунин не заканчивали  гимназии, значит каждый может не учиться)

4) доказательство «в круге»  или порочный круг – состоит  эта ошибка в том, что аргументы  выводятся из того же самого  тезиса, который ими и доказывается. (наша бригада в этом квартале  добилась больших успехов. –как вам это удалось? – бригада все время хорошо работала. – а что это значит? – а то, что она добилась больших успехов)

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"