Шпаргалка по "Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

1.вопрос Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика РР.docx

— 110.30 Кб (Скачать файл)

Недостатки: речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором слов, они мало обращаются к монологической речи.

Составление рассказа по частям – этот прием облегчает составление рассказа, т.к. уменьшается объем заданий. Занятие более интересное, многообразное, рассказы полнее, глубже, большее количество детей можно спросить.

Вопросы – здесь играют второстепенную роль (нельзя прерывать рассказ ребенка). Их задают после того, как рассказ составлен или до него. Лучше пользоваться подсказкой, предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка.

Оценка – смысл в том, чтобы дети подражали такому качеству рассказа, которое похвалил педагог и избегал того, что он осудил.

Обучение детей  рассказыванию по картине Структура  занятий:

1.Вводная часть – 3-5 мин. (загадка, предложение и др.).

2. Показ картины, вспоминаем  ее, рассказывая, задаем вопросы  с целью напомнить содержание  картины (4-5 вопросов).

3. Указания педагога, например, слушайте, ты это говорил, скажи  новое.

4. Составление рассказа  детьми (образец рассказа или  план дать детям или вместе  составить, повторение плана детьми).

5. Оценка детских рассказов  педагогом или детьми вопросами:  понятен ли рассказ? О чем  узнали? Что поняли?

 Составление коллективного рассказывания:

Первый ребенок придумывает, что было раньше;

Второй ребенок описывает  события, которые изображены на картине;

Третий ребенок – последующие  действия, поступки героев и чем  закончились их приключения. Учат детей  следить за речью друг друга.

Одну и ту же картину  можно рассматривать по нескольку  раз, но разные задачи, усложняя вопросами. Когда у детей есть навык, им можно  предложить две и более картин (знакомых и незнакомых, по выбору самих  детей из предложенных).

Детей учат замечать в картине  детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы + художественное слово (стихотворение, отрывок из прозы, загадка, скороговорка). Развитие связной речи + обогащение и активизация словаря + формирование грамматического строя речи, грамматические и лексические упражнения. Рассказать о содержании картины ребенок  может лишь в том случае, если он ее понял.

Структура занятия:

1. Вводная.

2. Показ игрушки (вспоминаем  старое, придумываем новое).

3. Вопросы к детям.

4. Образец рассказа педагога  или план. Если план – повторение  плана детьми.

5. Указания детям.

6. Составление рассказов  детьми.

7. Сюрпризные моменты,  другая игрушка (или другая  часть) или педагог, или родитель.

8. Оценка самим педагогом:  удалось с детьми, не удалось  у детей, в чем трудность,  в чем успешность?

9. Анализ (дальнейшее планирование  по исправлению трудностей и  перехода к успешности по обучению  рассказыванию по игрушке).

Обучение детей пересказу  народных сказок, коротких рассказов

 

Пересказ – творческое воспроизведение литературного образца.

Качество пересказа оценивается  с точки зрения близости к источнику. Во время пересказа мы останавливаем  ребенка, снова обращаем его к  образцу, если он добавляет слишком  много своего или опускает важные детали.

Дети приобщаются к  подлинно художественной речи, запоминают образные слова, словосочетания. Учатся владеть живым языком. Высокая  художественность произведения, предлагаемая для пересказывания, ценность формы композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не выпуская главного, не увлекаясь деталями, т.е. формирует правильную речь.

Развиваются все психические  процессы;

Учат доброте, нравственности;

Умственное воспитание;

Эстетическое воспитание.

Структура занятия:

1. Вводная часть.

2. Например, чтение рассказа  Л. Н. Толстого «Косточка» педагогом  без установки на пересказ.

3. Вопросы к детям (по  содержанию текста и развивая  речь ребенка).

4. Физминутка (упражнения на линии или на коврике).

5. Повторное чтение произведения  педагогом (1-2 раза) с установкой  на пересказ. 1 раз – из уст  педагога без наглядного материала, 2 раз – с наглядным материалом.

6. Пересказы детей.

7. Оценка детских пересказов: в чем трудность? В чем успешность?

8. Сюрпризный момент.

9. Анализ 

Знакомое:

Педагог после первого  раза чтения дает сразу установку  на пересказ. На одном и том же занятии можно пересказывать  два текста (новый и старый).

1 – новый

2 – старый (на закрепление).

По теме, содержанию противоположного характера, один автор.

 

10.методика  обучения творческому рассказываниюСловесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ  
Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.  
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.  
Словесное творчество О.С.Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)).  
Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.  
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:  
1.                      обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;  
2.                      обогащение и активизация словаря;  
3.                      умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;  
4.                      правильное понимание детьми задания придумать.  
Н.А. Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа /1,345/:  
На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.  
Второй этап – собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.  
На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.  
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.  
Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.  
Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.  
Условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.  
Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.  
Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.  
Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).  
Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. и другим /3,126/ :  
1.                 придумывание предложения и завершение рассказа ( воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;  
2.                 придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;  
3.                 придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.  
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.  
По рекомендации Коротковой Э.П. дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать концовку рассказа.  
Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.  
1.2 Приемы обучения творческому рассказыванию  
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.  
В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.  
В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.  
Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.  
Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.  
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.  
В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ. Далее - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности.  
Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - педагог советует, придумать рассказ об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке. Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.  
Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.  
Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.  
Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:  
1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.  
2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.  
3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.  
4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.  
Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок. Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию/1,130/ .  
Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя, предложенная Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. /4,24/:  
1 этап «Определение состава картины»  
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.  
Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.  
При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.  
Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.  
2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»  
Предлагаются следующие творческие задания:  
пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. ПР: игры с картиной «Кошка с котятами».  
«Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. ПР: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы -кошки и любят вместе играть».  
«Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой «не дружат». ПР: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть». Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.  
3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»  
Прием «вхождения в картину»: воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания.  
4 этап «Составление загадок и метафор по картине»  
Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности.  
1. Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине.  
2. Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. 3. Выбирается объект. 4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей.  
Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: «Про кого или про что на картине я говорю?»  
5 этап «Преобразование объектов во времени»  
Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени («Машина времени»).  
Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).  
6 этап «Описание местонахождения объектов на картине»  
Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: «Да-Нет», «Ожившая картина».  
Игра «Да-Нет» организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка -описать объект по месту на картине, а затем на сцене.  
Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.  
7 этап «Составление рассказов от лица разных объектов»  
Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:  
«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».  
«Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».  
«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».  
Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.  
Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.  
8 этап «Смысловая характеристика картины»  
Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.  
Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?  
Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.  
9 этап «Составление рассказов-фантазий»  
Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости волшебник...». Приглашаются волшебники:  
1.     Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).  
2.     Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).  
3.     Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).  
4.     Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).  
5.     Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).  
6.      Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).  
10 этап «Составление сказок нравственно-этического характера»  
Предложить детям сочинить сказку по картине.  
Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.  
Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).  
Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.  
Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике.Обсуждение мнения каждого героя. Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.  
Придумывание названия сказки.  
11 этап «Составление рифмованных текстов по картине»  
Работа должна строиться в определенной последовательности.  
Сначала с детьми проводится игра «Складушки-ладушки», в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины.  
Затем педагог побуждает детей составлять двухстрочные рифмующиеся фразы.  
На последнем этапе идет создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.  
На занятиях по развитию речи проводить с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.  
Целесообразно возвращаться к сочиненным детьми рифмованным текстам с целью их модификации.  
Алгоритм мыслительных действий при составлении рифмованных текстов  
1.     Выбор объекта, определение его свойств, действий и места разворачивания событий.  
2.     Подбор рифмующихся между собой слов.  
3.     Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.  
В заключении работы выразительное чтение текста.  
Анализ картины как целостной системы  
Проблема обучения одаренных дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.  
Модель работы с картиной как целостной системой  
Выделение объектов, изображенных на картине.  
Установление взаимосвязей между объектами.  
Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств).  
Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры).  
Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после).  
Описание местонахождения объектов на картине.  
Представление себя на картине в качестве одного из объектов.  
Поиски многозначности смысла сюжета картины.  
Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.  
Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине.  
Составление рифмованных текстов по содержанию картины.  
Основные операции анализа объекта картины  
Выбор основной (возможной) функции объекта. Перечисление составляющих объект элементов, частей. Обозначение сети взаимосвязей данного объекта с другими объектами, изображенными на картине.  
Представление возможных изменений данного объекта во времени. Выявление признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками.  
Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, целесообразно проводить описанные ниже игры и творческие задания.  
11. Структура занятий и приёмы обучения пересказу

ПЕРЕСКАЗ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно, прежде всего правильно отобрать тексты для пересказов. 
Произведения для пересказа. 
Каждое произведение должно учить чему - то полезному, развивать в детях нужные нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. 
В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. 
Произведения нужно подбирать сюжетные, с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Этому требованию отвечают народные сказки, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, рассказы Е. Пермяка, Н. Калининой и др. 
Язык произведений для пересказа должен быть образцовым, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм. 
Произведения для пересказа должны быть доступны по размеру, учитывая особенности детского внимания и памяти. 
^ В средней группе можно использовать для пересказа много раз читанные детям произведения: народную сказку «Теремок», а также впервые прочитанные: сказку В. Сутеева «»Кто сказал мяу?», 2-3 рассказа (Л.Н. Толстой «Сел дед пить чай», Я. Тайц «Послушный дождь»). 
Перечень произведений для пересказа в старшей группе можно взять из хрестоматии, производить разбор текстов, использовать образец бесед с детьми. К концу года дети должны знать близко к тексту 7-10 произведений, которые они неоднократно пересказывали в этой группе. 
^ В подготовительной группе хорошо повторить сказки, которые дети пересказывали в предыдущих группах, использовать произведения советских писателей, близкие опыту детей, которые они с интересом слушали, например: «Плохо» В. Осеевой, «Торопливый ножик» Е. Пермяк, «Грибы» В. Катаев и др. Во второй половине года в подготовительной группе использовать для пересказов маленькие описательные рассказы о природе поэтического характера. Дети с интересом пересказывают рассказы: «Медведь» Е. Чарушина, «Сосулькина вода» Н. Сладкова и др. 
^ Требования к пересказам детей. 
Требования к качеству пересказа должно быть самым серьёзным. исходя из сущности пересказа, можно наметить основные требования, которые надо предъявлять с самого начала:

осмысленность, т.е. полное понимание  текста;

полнота передачи произведения, т.е отсутствие существенных, нарушающих логику изложения, пропусков;

последовательность;

использование словаря и  оборотов авторского текста, удачная  замена отдельных слов синонимами;

правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

культура устного рассказа в широком смысле слова: правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная  выразительность речи, достаточная  громкость, отчётливость произношения.

Все эти требования взаимосвязаны. В чём же проявляется усложнение качества пересказов детей? Прежде всего, качество пересказов повышается: они  становятся длиннее, выразительнее, осмысленнее. Дети 4 - 5 лет при передаче текста по смыслу заменяют слова, особенно мало знакомые на неизвестные, а дети 6-7 лет  уже заменяют целые предложения. 
 
^ Структура занятия по пересказу 
Текст, предназначенный для пересказа, должен быть хорошо понят детьми, понимание облегчает запоминание и сохранение текста в памяти. Если произведение сложно для понимания, то чтение и разбор его лучше провести примерно за неделю до пересказа. Если же текст лёгкий или хорошо знакомый, то на одном и том же занятии проводятся чтение, анализ произведения и пересказ. Иногда до чтения детей подготавливают к восприятию нового произведения.Первый раз произведение читается без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Установка на пересказ, так или иначе, ограничивает внимание ребёнка, сосредотачивает его на учебной задаче (слушать и запоминать и т.д.). Таким образом, даже на этом же занятии планируется пересказывание, соответствующее указание следует давать лишь перед вторым чтением произведения. 
Обязательный методический приём, подготавливающий детей к пересказу, - это беседа по произведению. При проведении беседы воспитатель может наметить несколько задач: разъяснить, если необходимо, содержание произведения, выявить, как дети поняли его; уточнить последовательность событий; активизировать словарь детей; содействовать выразительности их пересказов. Детям, пересказывающими первыми, воспитатель помогает очень много. Таким образом все дети ещё раз воспринимают указания воспитателя, осмысленно усваивая произведение, видя наглядно, как складывается пересказ.Во второй половине года, когда уже накоплен репертуар для пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сказок уже по выбору самих детей. Воспитатель называет 2-3 сказки и предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. 
 
 
^ Приёмы обучения пересказу. 
Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи, и разнообразные приёмы должны облегчить овладение ею каждым ребёнком. 
Совместный пересказ - воспитателя с ребёнком в начале обучения должен использоваться достаточно широко, особенно при работе с детьми, не имеющими рассказывать, робкими. В процессе пересказа воспитатель может незаметно поправить позу ребёнка, ободрить жестом, взглядом, в конце нужно обязательно его похвалить: «Молодец. Теперь детям легче будет рассказывать. Только в следующий раз рассказывай громче». 
В средней и старшей группах следует иногда пользоваться отражённым пересказом. Он труднее для ребёнка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ воспитателя, но и повторять целые фразы. 
Воспитатель пользуется и приёмом подсказка слова и фразы. Этот приём обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длинных пауз, вызванных тем, что ребёнок забыл текст и вопросы воспитателя: «А дальше? Вспомнил?» - не помогают. 
Когда рассказывает ребенок с хорошей памятью, собранный, но медлительный, воспитатель во время пауз терпеливо ждёт продолжения; своей позой, вниманием, одобрением он концентрирует и внимание детей. Если ребёнок во время рассказа раскачивается, опускает голову, подносит руки к лицу и т.д., не нужно его прерывать дисциплинарным замечанием, можно жестом на ходу исправить его ошибку, но после пересказа сказать всем: «Когда рассказываешь, надо стоять спокойно, голову не опускать смотреть на детей, ведь они все слушают». В дневнике полезно отметить недостаток ребёнка, чтобы в следующий раз предварительно предупредить его перед пересказом. Подсказ пользуется воспитателем, когда ребёнок ищет нужное, точное или понравившееся ему слово; путём подсказа педагог исправляет грамматические или смысловые ошибки, допускаемые ребёнком в пересказе. Этот приём применяется и на последующих ступенях обучения пересказу.Вопросы - широко известный приём обучения. Употребляются они и во вводной беседе, и в процессе самого занятия. Вопросы, используемые на занятиях по пересказу, можно условно разбить на несколько категорий по их употреблению и назначению. Детям, не умеющим рассказывать, можно задать вспомогательные вопросы до начала пересказа, которые просто успокоят ребёнка, помогут ему начать рассказ. Иногда ребёнок в процессе уверенного и правильного пересказа вдруг остановится, забыв текст. Это бывает, например, при сравнительно длинном тексте. Тогда воспитатель задаёт наводящий или подсказывающий вопрос, но обязательно конкретный. Можно привлекать для помощи рассказчику остальных детей. Обращение с вопросом активизирует внимание и мышление слушателей. Иногда можно допустить и хоровой подсказ детей. После отдельных пересказов можно задать вопрос о характере героя или выразительности его речи. 
 
Между пересказами хорошо провести небольшое упражнение, дать общее указание. Можно использовать приём повторения, предложив ребёнку, например, пересказать отдельное место ещё раз. 
Как можно шире рекомендуется использовать такой приём, как поощрение. В процессе пересказа воспитатель поощряет ребёнка улыбкой, кивком головы, коротким словом. В конце пересказа он использует похвалу, прежде всего по отношению к детям, ещё слабо умеющим пересказывать. При этом, он отмечает какое - то конкретное положительное качество пересказа. 
Пересказ по частям не разбивает цельности восприятия детей, так как произведение детям уже известно. Использование пересказа по частям в процессе занятия позволяет спросить больше детей. 
Пересказ по ролям (лицам) увлекает детей. Он может занять значительное место при формировании выразительности речи. Разъяснение воспитателем характера действующего лица оказывает большое влияние на качество детской речи, на активизацию внимания детей. Пересказ в лицах применяется уже в средней группе, например рассказов Я.Тайца «Кубик на кубик», «Послушный дождь». Целесообразней использовать этот приём в конце занятия. 
Применяется на занятии такой приём, как игра - драматизация. В этом случае реплика персонажей сопровождаются движениями: дети широко используют жесты, имитируют повадки животных и т.д., но игра не требует декораций, костюмов к предварительной подготовки. Слова от автора сначала говорит воспитатель, а затем ребёнок. Указания о проведении игры, о выразительности речи даются всем детям. Для исполнения ролей в игре в первую очередь вызываются дети со слаборазвитой речью, робкие. С ролью справляется каждый ребёнок, так как короткие реплики персонажей всем под силу. Игра - драматизация занимает 5 минут. 
 
При обучении пересказыванию используются приёмы по развитию выразительности речи у детей.

12. методика  ознакомления  дошкольников с  поэтическим  произведением

На протяжении дошкольного  детства одной из задач, стоящих  перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических  и нравственных понятий. С раннего  детства закладывается любовь к  художественному слову. Поэзия расширяет  представления об окружающем, развивает  умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет  детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению  средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке  четкой дикции.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает  восприятие поэзии и процесс запоминания  стихотворений любовь детей к  звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Цель контрольной работы – изучить особенности методики заучивания стихотворений в детском  саду.

1. Подбор стихотворений  для заучивания

 

Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.

На первом месте стоит  материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

А требования эти таковы:

1) простота и четкость  ритма, 

2) краткость самого стишка  и отдельных строк, 

3) простота и ясность  знакомых детям образов, 

4) отсутствие описательного  и созерцательного моментов при  ярко выраженной действенности.

Другой источник, из которого можно черпать поэтический материал для детей, - это мировая литература, произведения великих мастеров и  художников слова.

Где, когда, как и при  каких условиях преподносить детям  новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение  его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения  содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Развитию речи"