Шпаргалка по "Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

1.вопрос Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика РР.docx

— 110.30 Кб (Скачать файл)

Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются  медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

При движениях органов  речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно.

 Есть свои особенности  и у речевого дыхания детей:  оно поверхностное, с шумными  частыми вдохами, без пауз. Эти  особенности присущи в основном  младшим дошкольникам, в старшем  же дошкольном возрасте они  встречаются значительно реже.

 Недостатки звуковой  культуры речи неблагоприятно  отражаются на личности ребенка:  он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает  любознательность, может возникнуть  умственное отставание, а впоследствии  и неуспеваемость в школе.

Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно  слышимый и произносимый звук —  основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

 

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой  культуры. Она охватывает все стороны  звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у  детей звуковой культуры речи в детском  саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования  интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его  компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

В зависимости от физиологических  и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

абота по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой  также используются педагогом для  воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный  аппарат детей, уточнить и закрепить  в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты —  поупражнять отдельных детей  в отчетливом произношении слов, в  правильном употреблении интонационных  средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и  групповые подвижные, хоровые, речевые  дидактические игры, например, с  целью закрепления правильного  произношения звуков, тренировки детей  в длительном выдохе воздуха через  рот. Работа вне занятий может  быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается  в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Проведение дидактических  игр (хороводных, подвижных (с произнесением  слов), сюжетно-ролевых, словесных), а  также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных  слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.

 

5. .особенности усвоения  дошкольниками  Грамматического  строя.

 

Грамматика – это наука  о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка  или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и  понятной для окружающих.

Грамматический строй  – продукт длительного исторического  развития. Грамматика определяет тип  языка как наиболее устойчивая его  часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.

Грамматика – результат  абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.

Грамматическая абстракция, по характеристике А. А. Реформатского, качественно отличается от лексической: «Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отношения лексем, т.е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретики» (Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М., 1967. 154)

Связь грамматики с действительностью, по его мнению, осуществляется через  лексику, так как грамматика лишена всякой конкретности.

Каждое грамматическое явление  всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено.

Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое  значение слова дает представления  о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.

Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и  куклы окончание а говорит о единственном числе и женском роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.

Освоение ребенком грамматического  строя языка имеет большое  значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная  речь может быть понятна собеседнику  и может служить для него средством  общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что  речь ребенка начинает выполнять  наряду с функцией общения функцию  сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении  мысли, т.е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически  правильной речью оказывает влияние  на мышление ребенка. Он начинает мыслить  более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и  терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

В дошкольном возрасте у  ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость  с самых ранних лет формировать  привычку правильной разговорной речи.

Основой для усвоения грамматического  строя является познание отношений  и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с  точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Связи между предметами и  явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже  к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева, морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 г. 4 мес.). Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного – един, и множ. число, именит., винит, и родит, падежи, глагольные категории (повелит, наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время).

Усвоение ребенком грамматического  строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые  характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят  от характера их значений. У детей  вызывает затруднение усвоение тех  форм, конкретное значение которых  не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению. А. Н. Гвоздев писал: «В первую очередь  усваиваются категории с отчетливо  выраженным конкретным значением, которое  легко может быть схвачено ребенком».

Раньше всего ребенок  усваивает число существительных (1 г. 10 мес.), а также разницу между  уменьшительными и неуменьшительными существительными: столик – стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.

А. Н. Гвоздев отмечал, что  три основные части русского языка  представляют различные трудности: в отношении существительных  наиболее трудно усвоение окончаний, в  отношении глаголов – овладение  основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная  степень).

А. Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается  определенная последовательность: сначала  усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы  в области словообразования и  словоизменения (падежные окончания  имен существительных, формы изменения  глаголов по лицам, временам).

Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко  подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом  виде. Единичные, стоящие особняком  слова усваиваются уже в школьном возрасте.

А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического  строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются  в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры  предложения, связанный с формированием  грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Информация о работе Шпаргалка по "Развитию речи"