Шпаргалка по "Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

1.вопрос Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика РР.docx

— 110.30 Кб (Скачать файл)

Методика развития речи (специальная) – это раздел спец. педагогики, позволяющий раскрыть теоретические и методические аспекты изучения и развития речи у детей с нарушенной речевой деятельностью

1.вопрос Цель и задачи развития речи детей

 Основная цель работы  по развитию речи и обучению  родному языку детей – формирование  устной речи и навыков речевого  общения с окружающими на основе  овладения литературным языком  своего народа. Долгое время при  характеристике цели речевого  развития особенно подчеркивалось  такое требование к речи ребенка,  как ее правильность. Ставилась  задача «научить детей чисто  и правильно говорить на родном  языке, т.е. свободно пользоваться  правильным русским языком в  общении друг с другом и  взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту».  Правильная речь рассматривалась  как: а) правильное произношение  звуков и слов; б) правильное  по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять  слова согласно грамматике русского  языка . Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком.

 Признаками хорошей  речи являются лексическое богатство,  точность, выразительность. Такой  подход в определенной мере  можно использовать и по отношению  к дошкольному возрасту, более  того, он обнаруживается при анализе  современных программ детского  сада, методической литературы по  проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

 Следовательно, в современной  методике цель речевого развития  детей дошкольного возраста –  формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей  и возможностей.

 Общая задача развития  речи состоит из ряда частных,  специальных задач. Основанием  для их выделения является  анализ форм речевого общения,  структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

 Остановимся кратко  на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими  понятиями и психологическими  особенностями овладения языком.

 

1.      Развитие  словаря.

 

 Овладение словарным  запасом составляет основу речевого  развития детей, поскольку слово  является важнейшей единицей  языка. В словаре отражается  содержание речи. Слова обозначают  предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия  с ними. Дети усваивают слова,  необходимые для их жизнедеятельности  и общения с окружающими.

 Главное в развитии  детского словаря – освоение  значений слов и их уместное  употребление в соответствии  с контекстом высказывания, с  ситуацией, в которой происходит  общение.

 Словарная работа в  детском саду проводится на  основе ознакомления с окружающей  жизнью. Ее задачи и содержание  определяются с учетом познавательных  возможностей детей и предполагают  освоение значений слов на  уровне элементарных понятий.  Кроме того, важно, чтобы дети  освоили сочетаемость слова, его  ассоциативные связи (семантическое  поле) с другими словами, особенности  употребления в речи. В современной  методике большое значение придается  развитию умений выбирать наиболее  подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова  в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими  средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа  теснейшим образом связана с  развитием диалогической и монологической  речи.

2.      Воспитание  звуковой культуры речи – многоаспектная  задача, в которую входят более  частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

 Она предполагает: развитие  речевого слуха, на основе которого  происходит восприятие и различение  фонологических средств языка;  обучение правильному звукопроизношению;  воспитание орфоэпической правильности  речи; овладение средствами звуковой  выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила  голоса, интонация); выработку четкой  дикции. Большое внимание уделяется  культуре речевого поведения.  Воспитатель учит детей пользоваться  средствами звуковой выразительности  с учетом задач и условий  общения.

 Дошкольное детство  – наиболее благоприятный период  для воспитания звуковой культуры  речи. Овладение четким и правильным  произношением должно быть завершено  в детском саду (к пяти годам).

3.      Формирование  грамматического строя речи предполагает  формирование морфологической стороны  речи (изменение слов по родам,  числам, падежам), способов словообразования  и синтаксиса (освоение разных  типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно  речевое общение.

 Освоение грамматического  строя представляет большую сложность  для детей, поскольку грамматические  категории характеризуются абстрактностью  и отвлеченностью. К тому же  грамматический строй русского  языка отличается наличием большого  числа непродуктивных форм и  исключений из грамматических  норм и правил.

 Дети усваивают грамматический  строй практически, путем подражания  речи взрослых и языковых обобщений.  В дошкольном учреждении создаются  условия для освоения трудных  грамматических форм, выработки  грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических  ошибок. Обращается внимание на  освоение всех частей речи, освоение  разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций.  Важно добиться, чтобы дети свободно  пользовались грамматическими навыками  и умениями в речевом общении,  в связной речи.

4.      Развитие  связной речи включает развитие  диалогической и монологической  речи.

 а) Развитие диалогической  (разговорной) речи. Диалогическая  речь является основной формой  общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается  вопрос, нужно ли учить детей  диалогической речи, если они  овладевают ею спонтанно в  процессе общения с окружающими.  Практика и специальные исследования  показывают, что у дошкольников  необходимо развивать в первую  очередь те коммуникативно-речевые  умения, которые не формируются  без влияния взрослого. Важно  учить ребенка вести диалог, развивать  умение слушать и понимать  обращенную к нему речь, вступать  в разговор и поддерживать  его, отвечать на вопросы и  спрашивать самому, объяснять, пользоваться  разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации  общения.

 Не менее важно и  то, что в диалогической речи  развиваются умения, необходимые  для более сложной формы общения  – монолога. Монолог зарождается  в недрах диалога (Ф. А. Сохин).

 б) Развитие связной  монологической речи предполагает  формирование умений слушать  и понимать связные тексты, пересказывать,  строить самостоятельные высказывания  разных типов. Эти умения формируются  на основе элементарных знаний  о структуре текста и типах  связи внутри его.

5.      Формирование  элементарного осознания явлений  языка и речи обеспечивает  подготовку детей к обучению  грамоте.

 «В подготовительной  к школе группе речь впервые  становится для детей предметом  изучения. Воспитатель развивает  у них отношение к устной  речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому  анализу слов». Детей учат также  производить слоговой анализ  слова, анализ словесного состава  предложений. Все это способствует  формированию нового отношения  к речи. Предметом осознания детей становится речь (Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1966. – С. 27.)

 Но осознание речи  связано не только с подготовкой  к обучению грамоте. Ф. А.  Сохин отмечал, что работа, направленная  на элементарное осознание звуков  речи, слов, начинается задолго до  подготовительной к школе группы. При обучении правильному звукопроизношению,  развитии фонематического слуха  детям даются задания вслушиваться  в звучание слов, находить наиболее  часто повторяющиеся звуки в  нескольких словах, определять местоположение  звука в слове, вспомнить слова  с заданным звуком. В процессе  словарной работы дети выполняют  задания на подбор антонимов  (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по  значению), отыскивают определения  и сравнения в текстах художественных  произведений. Причем важным моментом  является употребление в формулировках  заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет сформировать у  детей первые представления о  разграничении слова и звука.  В дальнейшем при подготовке к обучению грамоте «эти представления углубляются, так как ребенок вычленяет слово и звук именно как единицы речи, имеет возможность «услышать» их отдельность в составе целого (предложения, слова) (Сохин Ф. А. Задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984. – С. 14.)

 Осознание явлений  языка и речи углубляет наблюдения  детей над языком, создает условия  для саморазвития речи, повышает  уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

 В соответствии с  традициями отечественной методики  в круг задач развития речи  включается еще одна задача  – ознакомление с художественной  литературой, не являющаяся речевой  в собственном смысле слова.  Скорее ее можно рассматривать  как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

 Вычленение задач развития  речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно  связаны между собой. Эти отношения  определяются объективно существующими  связями между различными единицами  языка. Обогащая, например, словарь,  мы одновременно заботимся о  том, чтобы ребенок правильно  и четко произносил слова, усваивал  разные их формы, употреблял  слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

 Вместе с тем центральной,  ведущей задачей является развитие  связной речи. Это объясняется  рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется  основная функция языка и речи  – коммуникативная (общения). Общение  с окружающими осуществляется  именно при помощи связной  речи. Во-вторых, в связной речи  наиболее ярко выступает взаимосвязь  умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены  все другие задачи речевого  развития: формирование словаря,  грамматического строя, фонетической  стороны. В ней проявляются  все достижения ребенка в овладении  родным языком.

 Знание педагогом содержания  задач имеет большое методическое  значение, поскольку от этого  зависит правильная организация  работы по развитию речи и  обучению родному языку.

1вопрос. Методические принципы развития речи

 Процесс формирования  речи детей должен строиться  с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом (Л. П. Федоренко). Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

  Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития  детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Информация о работе Шпаргалка по "Развитию речи"