Шпаргалка по "Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

1.вопрос Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика РР.docx

— 110.30 Кб (Скачать файл)

 Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

 Настоящий принцип  является одним из главных,  поскольку определяет стратегию  всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает  развитие речи у детей как  средства общения и в процессе  общения (коммуникации), и в разных  видах деятельности. Специально  организованные занятия также  должны проводиться с учетом  этого принципа. Это значит, что  и основные направления работы  с детьми, и подбор языкового  материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.

  Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Дети начинают все более свободно пользоваться формами языка применительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии с его законами, хотя и не осознают их (См. Жуйков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. – М., 1968. – С.284.)

 Здесь проявляется  способность запоминать, как традиционно  используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но  и использовать их в постоянно  меняющихся ситуациях речевого  общения. Данную способность следует  развивать. Например, по мнению  Д. Б. Эльконина, должна поддерживаться стихийно возникающая ориентировка в звуковой форме языка. В противном случае она, «выполнив в минимальной степени свою функцию, необходимую для овладения грамматическим строем, свертывается и перестает развиваться». Ребенок постепенно теряет свою особую языковую «одаренность». Нужно всемерно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое восприятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

 Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

 Простого механического  повторения и накопления отдельных  языковых форм недостаточно для  их усвоения. Исследователи детской  речи считают, что следует организовать  процесс познания ребенком самой  языковой действительности. В центре  обучения должно быть формирование  осознания явлений языка (Ф.  А. Сохин). А. А. Леонтьев выделяет  три способа осознания, которые  часто смешиваются: произвольность  речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

 Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

  Принцип обогащения мотивации  речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.

 Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный фон; субъект-субъектное общение; индивидуально направленные приемы: широкое использование наглядного материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др.

 Следование этому принципу  обязывает создавать условия  для широкой речевой практики  всех детей на занятиях, в разных  видах деятельности.

 

2вопрос. Методика развития связной речи детей:понятие,виды,функции.

В овладении речью, считает  Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.

По определению С.Л.Рубинштейна, связной называется такая речь, которая  может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. Связность, считал С.Л.Рубинштейн, это  «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с  точки зрения ее понятности для слушателя  или читателя» [23, с.468].

Леонтьев А. А. [15] определяет термин «высказывание» как коммуникативные  единицы (от отдельного предложения  до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся  определенной грамматической или композиционной структурой. К характеристикам любого вида развернутых высказываний он относит: связность, последовательность и логико-смысловая  организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной  задачей.

Закономерности развития связной речи детей с момента  ее возникновения раскрываются в  исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.

Основным условием коммуникативности речи является связность [Там же.].

Выделяют следующие критерии связности устного сообщения:

смысловые связи между  частями рассказа;

логические и грамматические связи между предложениями;

связи между частями (членами) предложения;

законченность выражения  мысли говорящего.

Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности  сообщения.

Логико-смысловая организация  высказывания включает предметно-смысловую  и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации  высказывания; отражение же хода изложения  самой мысли проявляется в  его логической организации [23].

Таким образом, суммируя вышеизложенное, термин «связная речь» – это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи  и представляющих собой единое смысловое  и структурное целое. Связная  речь употребляется в нескольких значениях:

процесс, деятельность говорящего или пишущего;

продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

название раздела работы по развитию речи.

Как синоним используется термин «высказывание». Под связной  речью понимают смысловое развернутое  высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение  и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной  речи является ее понятность для собеседника, т.е. коммуникативность.

   .   Формы, виды  и свойства связной речи  

Из анализа литературных источников следует, что понятие  «связная речь» относится как  к диалогической, так и к монологической формам речи. В лингвистической и  психологической литературе диалогическая  и монологическая речь рассматриваются  в плане их противопоставления. Они  отличаются по своей коммуникативной  направленности, лингвистической и  психологической природе.

 С. Л. Рубинштейн [22], В. П. Глухов [5] считают, что  диалогическая речь (диалог) – первичная  по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном  общении двух или нескольких  собеседников, и состоит в основном  обмене репликами [5, c.4]. Это является  главной особенностью диалога.  Важно, что в диалоге собеседники  всегда знают о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. 

 Отличительными чертами  диалогической речи являются:

- эмоциональный контакт  говорящих, их воздействие друг  на друга мимикой, жестами,  интонацией и тембром голоса;

- ситуативность;

- разговорная лексика  и фразеология;

- краткость, недоговоренность, обрывистость;

-простые и сложные  бессоюзные предложения. Важно  отметить, что для диалога типично  использование шаблонов и клише,  речевых стереотипов, устойчивых  формул общения, привычных, часто  употребляемых и как бы прикрепленных  к определенным бытовым положениям  и темам разговора.

 По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица.  Коммуникативная цель монолога – это сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей [5, с.4]. Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации.    Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.

С. Л. Рубинштейн [22], А. А. Леонтьев [15] к основным свойствам монологической речи относят:

- литературную лексику;

- развернутость высказывания, законченность, логическую завершенность;

- связность монолога обеспечивается  одним говорящим. 

- непрерывный характер  высказывания, произвольность, развернутость,  логическую последовательность  изложения, обусловленность содержания  ориентацией на слушателя, ограниченное  употребление невербальных средств  передачи информации.

А. А. Леонтьев [15] также отмечает, что, являясь особым видом речевой  деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения  грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в монологической речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекста и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций.

О. А. Нечаева [17] выделяет ряд  разновидностей устной монологической речи (функционально-смысловые типы). В дошкольном возрасте основными  видами являются описание, повествование  и элементарные рассуждения. Их существенными  характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая  организация.

Информация о работе Шпаргалка по "Развитию речи"