Ораторское искусство и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 14:47, реферат

Краткое описание

Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями. Например, Перикл, который в течение 15 лет правил Афинами. С его именем связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. По данным исследователей, высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла. Про Перик-ла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей».

Вложенные файлы: 1 файл

Ораторское искусство и политика.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

Ораторское искусство  и политика

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных  сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое  применение оно всегда находило в  политической деятельности.

Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней  Греции были крупными политическими  деятелями. Например, Перикл, который  в течение 15 лет правил Афинами. С  его именем связаны законодательные  мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. По данным исследователей, высочайший внутренний расцвет Греции совпадает  с эпохой Перикла. Про Перик-ла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей».

Крупным политическим деятелем был и самый замечательный  оратор Древней Греции Демосфен. Древнегреческий  историк Плутарх писал о нем:

Демосфен сперва обратился к искусству речи, чтоб поправить собственные дела, а впоследствии, достигши мастерства и силы, стал первым уже в состязаниях на государственном поприще и превзошел всех своих сограждан, поднимавшихся на ораторское возвышение

Демосфен был защитником афинской рабовладельческой демократии. В течение 30 лет с гневом и изумительным упорством произносил он речи против македонского царя Филиппа, главного врага  Афин, призывая граждан прекратить между собой все раздоры и  объединиться против Македонии. Речи Демосфена  производили огромное впечатление  на слушателей. Рассказывают, что когда  Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал  бы за войну против себя.

Демосфен, упорнейшим трудом подготовивший себя к общественной деятельности (из его биографии известно, что он страдал многими физическими недостатками) и посвятивший все свое ораторское мастерство служению родине, сумел верно определить социальную природу ораторской речи. В знаменитой речи «О венке», в которой он выступил против представителя промакедонской партии Эсхина, Демосфен подчеркнул связь ораторского искусства с политикой:

Не слова, Эсхин, и не звук голоса составляют славу оратору, но направление его политики.

Крупной политической силой  ораторское искусство было и в  Древнем Риме.

Умение убеждать аудиторию  высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Не случайно, когда в середине II века до н.э. в Риме появились греческие  риторы и открыли там первые риторские  школы, в них устремилась молодежь. Но греческие риторские школы  были доступны не каждому: уроки риторов  обходились недешево, и учиться в  них можно было, в совершенстве зная греческий язык. Практически  посещать греческие школы могли  только дети аристократов, которые  должны были потом встать во главе государства. Поэтому правительство не чинило препятствий греческим риторам и благосклонно относилось к их школам. Но когда в I веке до н.э. открылась школа с преподаванием риторики на латинском языке, сенат заволновался. Нельзя было допустить,

чтобы оружие, владеть которым  до сих пор учились их сыновья, взяли в руки представители других классов. И в 92 году издается эдикт  «О запрещении латинских риторских  школ». Там было записано:

Нам сообщено, что есть люди, которые ввели новый вид преподавания и к которым в школу собирается молодежь; они дали себе имя латинских  риторов; юноши сидят у них  целыми днями. Предки наши установили, чему учить своих детей и в  какие школы желательно им ходить. Эти новшества, установленные вопреки  обычаям и нравам предков, нам  не угодны и кажутся неправильными [44].

Ораторская карьера в  Древнем Риме была и почетной, и  доходной. Один из римских историков  писал:

Чье искусство по славе  своей сравнится с ораторским? <..> чьи имена родители втолковывают своим детям, кого простая невежественная толпа знает по имени, на кого указывает  пальцем? — на ораторов, конечно [44].

Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и древнегреческие, были известными политическими деятелями. Так, одним из первых римских ораторов являлся государственный деятель  Рима III—II вв. до н.э. Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Сенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.

Выдающимися ораторами более  позднего периода были известные  государственные деятели и сторонники проведения аграрной реформы - Тиберий  и Кай Гракхи. Видное место среди римских ораторов занимал и Марк Антоний, римский политический деятель и полководец.

Но самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон.

Есть два искусства, —  писал Цицерон, — которые могут  вознести человека на самую высшую ступень почета: одно — это искусство  хорошего полководца, другое - искусство  хорошего оратора.

Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство — это функция политики.

Как свидетельствует история, и в последующие периоды крупными ораторами становились видные политические деятели.

Следует иметь в виду, что  ораторское искусство всегда обслуживало  и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных  личностей. Оно одинаково может  служить как правде, так и лжи, быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.

Кому и как служит ораторское искусство — вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. И  в зависимости от решения этого  вопроса определялось отношение  к ораторскому искусству, к науке  об ораторском искусстве и к самому оратору.

Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» приводит любопытные факты из ораторской практики Цицерона:

...честолюбие нередко заставляло  Цицерона, упивавшегося силою собственного  слова, нарушать все приличия. Рассказывают, что как-то раз он защищал Мунатия, а тот, благополучно избежав наказания, привлек к суду Сабина, одного из друзей своего защитника, и Цицерон, вне себя от гнева, воскликнул: «Ты, видимо, воображаешь, Мунатий, будто выиграл в тот раз собственными силами? Ну-ка, вспомни, как я в суде навел тень на ясный день!» Он хвалил Марка Красса, и эта речь имела большой успех, а несколько дней спустя, снова выступая перед народом, порицал Красса, и когда тот заметил ему: «Не с этого ли самого места ты восхвалял меня чуть ли не вчера?» - Цицерон возразил: «Я просто-напросто, упражнялся в искусстве говорить о низких предметах».

Однажды Красе объявил, что  никто из их рода не жил дольше шестидесяти  лет, но затем принялся отпираться от своих слов и спрашивал: «С какой  бы стати я это сказал?» —  «Ты знал, что римляне будут  рады такой вести, и хотел им угодить», — ответил Цицерон [37, 173].

Как видим, Цицерон порой  поступался моральными принципами в  угоду честолюбивым устремлениям. Нередко  он обижал всех подряд, походя, ради одной  лишь заба-

вы и этим, по словам Плутарха, «стяжал жестокую ненависть к  себе».

Нравственная позиция  оратора — это, пожалуй, самое  главное в ораторском искусстве. Она важна не только для политического  деятеля, но и для любого оратора, чье слово может оказать влияние  на судьбу людей, помочь принять правильное решение.

 

 

Ораторское искусство -явление историческое

Оценивая деятельность того или  иного оратора, мы всегда должны учитывать  ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был. Нельзя забывать, что каждая историческая эпоха возлагает на оратора определенные обязанности, предъявляет к нему свои требования. Интересно написал  об этом В.Г. Белинский в «Общей риторике Н. Кошанского»:

Если б Демосфен воскрес теперь и заговорил в английской нижней палате самым чистым английским языком, — английские джентльмены и Джон Буль ошикали бы его; а наши современные  ораторы плохо были бы приняты  в древней Греции и Риме. Мало того, французский оратор в Англии, а английский во Франции не имели  бы успеха, хотя бы они каждый в своем  отечестве привыкли владычествовать  над толпой силой своего слова [33, 117].

А вот что вспоминает бывший министр  финансов А. Г. Зверев в своей книге  «Записки министра» по поводу одного из своих выступлений в деревне  в первые годы советской власти:

На собрание пришло человек 150. Разместились в сельсовете, заняв все скамейки, подоконники и пол. Впереди сидели бедняки, пришедшие согласно уговору  пораньше. Утвердили повестку дня  собрания. Мой доклад, помню, продолжался  четыре часа. Между прочим, в то время  в деревне это считалось негласной  нормой. Если доклад продолжался менее  трех часов, слушатели относились к  выступавшему неодобрительно и усматривали в нем человека либо неосведомленного

 

(не знает, о чем сказать), либо  глупого (нет мыслей в голове), либо хитрого (что-то скрывает). После выступления последовали бесконечные вопросы.

Понятно, почему доклад был таким  продолжительным. Приезд лектора, докладчика из центра считался большим событием. При отсутствии газет, радио, телевидения  публичное выступление было, по существу, единственным источником информации.

Отметим еще одну особенность ораторского  искусства. Оно имеет сложный  синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.

 

§ 5. Виды ораторского искусства

Ораторское искусство  никогда не было однородным. В зависимости  от конкретной сферы применения оно  исторически подразделялось на различные  виды.

Современная научная и  методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные  и рациональные и т. д.

Наиболее полно классификация  современного красноречия представлена в книге

искусство». Автор выделяет следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное. За основу этой классификации принят социально-функциональный признак  речи.

Каждый род объединяет определенные виды речи в зависимости  от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения.

■ К социально-политическому красноречию автор относит доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическую речь, дипломатическую речь, политическое обозрение, митинговую речь, агитаторскую речь;

■ к академическому красноречию - лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;

■ к судебному красноречию — прокурорскую, или обвинительную, речь; общественно-обвинительную речь; адвокатскую, или защитительную, речь; общественно-защитительную речь; самозащитительную речь обвиняемого;

■ к социально-бытовому — юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово);

■ к богословско-церковному красноречию — проповедь, речь на соборе.

Г.З. Апресян подчеркивает:

...род в ораторском искусстве  - это более или менее установившийся  раздел красноречия, в какой-то  мере характеризующийся общностью  предмета, его устно-публичного разбора,  оценки и особенностью их ближайших  целей. Но более определяющим  здесь является способ и форма  монологической речи. Что же касается  вида, который можно было бы  определить и как жанр ораторского  искусства, то он в пределах  рода является дальнейшей дифференциацией  по еще более конкретным признакам  публичной речи [5, 83—84].

Данная классификация  в целом верно и достаточно полно отражает современное ораторское искусство, хотя, как отмечает и сам  автор, она не охватывает всех видов  красноречия. В частности, в ней  не представлены дискуссионные и  полемические речи, такая эффективная  форма ораторской речи, как реплика, ответы на пресс-конферен-

ции, слово за «круглым столом», а также виды красноречия, применяемые на радио и телевидении.

Классификация, представленная Г.З. Апресяном, дополнена, расширена  и уточнена А.Е. Михневичем. В ее основе также лежат представления о  многообразии форм современной общественной жизни, учет целей и функций публичной  речи, а также способов и форм ее произнесения.

Наряду с социально-бытовым, социально-политическим, академическим, судебным, церковно-богословским красноречием исследователь выделяет:

■ парламентское красноречие как разновидность социально-политического;

■ дипломатическое красноречие (речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта);

■ военное красноречие (речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв);

■ торговое красноречие (реклама);

■ лекционно-пропагандистское красноречие (лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций);

■диалогическое красноречие (формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов).

Информация о работе Ораторское искусство и политика