Национальные особенности речевого этикета разных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:50, реферат

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие роли речевого этикета для специалиста по документационному обеспечению управления и архивоведения.
Объект исследования: речевой этикет специалиста документационного обеспечения управления и архивоведения.
Предметом исследования является речевой этикет специалиста документационного обеспечения управления и архивоведения.
Задачи исследования:
1)раскрыть содержание понятия "речевой этикет"
2)обозначить взаимосвязь и различие этикета и этики

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….2
1. Общее представление о речевом этикете
1.1 Речевой этикет…………………………………………..4-5
1.2 Функции речевого этикета……………………………...……….....5-7
1.3 Формулы речевого этикета……………………………………….7-10
2. Этикет и этика
2.1 Этикет……………………………………………………………..11-13
2.2 Этика……………………………………………………………....13-14
2.3 Этикетные и этические нормы…………………………………..14-15
3. Административный речевой этикет
3.1 Административная речь и официально-деловой стиль………..16-17
3.2 Речевой этикет в документах……………………………............17-19
4. Национальные особенности речевого этикета разных народов
4.1 Особенности приветствий в речевом этикете разных народов..20-23
4.2 Фразы и слова в речевом этикете разных народов……………..23-24
4.3Национально-культурный подход понимания общения у разных народов…………………………………………………………..……25-26
Заключение…………………………………………………………...26-27
Литература………………………………………………………….........28

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

Разрешите (позвольте) вас  приветствовать.

Добро пожаловать!

Мое почтение

Среди военнослужащих принято  приветствовать словами:

Здравия желаю!

По этому приветствию  узнают военных в отставке.

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает  необходимость представиться:

Позвольте (разрешите) представиться

Моя фамилия Сергеев

Меня зовут Валерий  Павлович

Официальные и неофициальные  встречи знакомых и незнакомых людей  начинаются с приветствия.

Официальные формулы приветствия:

Здравствуйте!

Добрый день!

Неофициальные формулы приветствия:

Привет!

Здравствуй!

Начальным формулам общения  противостоят формулы, используемые в  конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду  на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания.

В ходе общения при наличии  повода люди делают приглашения и  высказывают поздравления.

Приглашение:

Позвольте (разрешите) пригласить вас…

Приходите на праздник (юбилей, встречу)

Будем рады видеть вас

Поздравление:

Разрешите поздравить вас  с…

Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…

Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего  заискивания:

Сделайте одолжение…

Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…

Будьте любезны…

Не могу ли попросить вас…

Очень вас прошу…

Советы и предложения  не стоит высказывать в категоричной форме. Желательно формулировать совет  в виде деликатной рекомендации, сообщения  о некоторых важных для собеседника  обстоятельствах:

Разрешите порекомендовать  вам…

Позвольте обратить ваше внимание на…

Я бы предложил вам…

Формулировка отказа в  выполнении просьбы может быть следующей:

(Я) не могу (не в силах,  не в состоянии) помочь (разрешить,  оказать содействие)

В настоящее время это (сделать) невозможно

Поймите, сейчас не время  обращаться с такой просьбой

Простите, но мы (я) не можем  выполнить вашу просьбу. Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

 

 

 

2.ЭТИКЕТ И ЭТИКА

2.1 ЭТИКЕТ

Этикет тесно связан с  этикой. Правила этикета, выраженные в конкретных формах поведения, указывают  на единство двух его сторон: морально-этической  и эстетической.

Первая сторона является выражением нравственной нормы: предупредительной  заботы, уважения, защиты. Вторая сторона  свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения.

Этикет основан на нравственной норме, на добрых чувствах, отражении  душевного богатства личности. Он предполагает определенные манеры поведения  и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых  действиях, формул вежливости.

Вежливость в речевой  деятельности является одним из основополагающих элементов. Принципу вежливости и его  использованию посвящено немало работ.

Р. Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил:

    • не навязывай своего мнения
    • предоставляй собеседнику возможность выбора
    • будь доброжелательным.

По мнению Н.И. Формановской, цель принципа вежливости - поддерживать социальное равновесие и такие социально-речевые  отношения, которые позволяют результативно  общаться.

О самой вежливости Н.И. Формановская пишет следующее: "Явление вежливости - это целая многоаспектная категория, состоящая из сложившихся в обществе носителей языка представлений  об этических нормах поведения, в  том числе речевого. Считается, что  быть вежливым - это придавать партнеру ту социальную роль, на которую он претендует (или несколько выше); быть невежливым - это придавать партнеру социальную роль ниже той, на которую он претендует. Вежливость - это проявление уважения к партнеру, выраженная с помощью языковых/речевых единиц".

По И.А. Шаронову, основная роль принципа вежливости - "различными способами в зависимости от типов  взаимодействия коммуникантов поддерживать между ним социальное равновесие и хорошие отношения".

По мнению Дж. Лича, принцип вежливости является определенной стратегией общения, направленной на сотрудничество и предотвращение возможных конфликтных ситуаций. Принцип вежливости находит свое отражение в шести максимах (постулатах): максима такта (соблюдай интересы другого), максима

великодушия (уменьшай собственную  выгоду и увеличивай выгоду других), максима одобрения (меньше ругай, больше хвали), максима скромности (не хвали  себя), максима согласия (чаще соглашайся с партнером), максима симпатии (выражай симпатию к партнеру).

Особенность максим вежливости состоит в том, что их слишком  усердное их соблюдение (гипертрофированная вежливость, лесть) вызывает дискомфорт.

Г. Г. Почепцов главным моментом в понимании вежливости выделяет то, что "феномен этикетизации заключается в стремлении собеседников нанести наименьший ущерб друг другу".

Структура этикета:

    • Этикет повседневного поведения, семейный этикет. В России принято называть ребенка одним именем, в европейских странах, США - 2-5 именами.
    • Специальный (дипломатический, военный, международный) этикет
    • Праздничный этикет
    • Деловой этикет
    • Общий этикет
    • Речевой этикет

Компоненты этикета:

    • Этикет внешнего вида - принятые в обществе требования к внешнему виду членов общества
    • Невербальный (несловесный) этикет:
    • движения
    • голос
    • мимика
    • поклоны
    • рукопожатия
    • прощальные жесты
    • предметы
    • Вербальный (речевой этикет) - система принятых в обществе языковых формул, которые служат для установления контакта собеседников и поддержания общения в нужной тональности.

 

2.ЭТИКА

Слово "этика" происходит от греч. ethos - нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал "этическими" добродетелями (достоинствами) человека такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а "этику" - наукой об этих качествах. По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержания, а главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Она должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.

Этика - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.

Мораль - это нормы и  правила, предъявляемые человеку, осуществление  которых носит добровольный характер. Исполнение требований морали санкционируется  лишь формами духовного воздействия (одобрение или осуждение).

Культурным считается  тот человек, у кого знание этических  принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что  так нужно, а потому, что не может поступать иначе.

Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Они  характеризуют положительные и  отрицательные нравственные ценности.

Как отмечает Е.В. Золотухина-Аболина, "добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства".

В противоположность добру  зло - это то, что разрушает жизнь  и благополучие человека. Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от истоков бытия, к гибели.

В этом мире нас все подталкивает ко злу, а к добру ничто не побуждает, кроме свободы.

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных  условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной  свободой, когда сохраняют возможность  в выборе санкционируемых нормами  и ценностями общества целей и  средств их достижения.

Этика определяет разумность поведения по двум аксиомам:

    • аксиома законопослушания - необходимость соблюдать общественные законы. Например, по правилам русского этикета на день рождения нужно опоздать на 15 мин. Неприлично опаздывать больше и приходить раньше. В русском этикете принято благодарить за малейшие услуги.
    • аксиома ролевого поведения - исполняя ту или иную роль в обществе, необходимо оправдывать ролевые ожидания, то есть

 общаться с равным  как с равными, со старшим как со старшим, с подчиненным как с подчиненным.

Речевая этика - это правила  должного речевого поведения, основанные на нормах морали, научно-культурных традициях.

Принципы русской речевой  этики:

умение выслушать собеседника, сопереживая

краткость в беседе

доброе слово добродетельно, лесть греховна

 

2.3ЭТИКЕТНЫЕ И  ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм:

    • надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнера по общению, оценивать можно конкретные действия, соблюдая при этом необходимый такт. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентном общении.

Вежливость в общении  предполагает понимание ситуации, учет возраста, пола, служебного и общественного  положения партнера по общению.

    • говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи.

Более того, необходимо поставить  партнера по общению в центр внимания, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме.

    • необходимо принимать во внимание возможности слушателя воспринимать смысл ваших высказываний, желательно давать ему время передохнуть, сосредоточиться.

Ради этого стоит избегать слишком длинных предложений, полезно  делать небольшие паузы, использовать речевые формулы поддержания  контакта: вы, конечно, знаете…; вам, вероятно, интересно будет узнать…; как  видите…; обратите внимание…; следует заметить… Нормы общения определяют и поведение слушающего:

-необходимо отложить другие дела, чтобы выслушать человека. Это правило является особенно важным для тех специалистов, работа которых заключается в обслуживании клиентов.

-слушая, надо уважительно и терпеливо относиться к говорящему, стараться выслушать все внимательно и до конца. В случае сильной занятости допустимо попросить подождать или перенести разговор на другое время. В официальном общении совершенно недопустимо перебивать собеседника, вставлять различные замечания, тем более такие, которые резко характеризуют предложения и просьбы собеседника. Как и говорящий, слушающий ставит своего собеседника в центр внимания, подчеркивает свою заинтересованность в общении с ним. Следует также уметь вовремя высказать согласие или несогласие, ответить на вопрос, задать свой вопрос.

Соблюдение требований этикета  при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное  поведение, не сопровождающееся соблюдением  норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет  у людей сомнения в нравственных качествах личности.

Информация о работе Национальные особенности речевого этикета разных народов