Национальные особенности речевого этикета разных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:50, реферат

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие роли речевого этикета для специалиста по документационному обеспечению управления и архивоведения.
Объект исследования: речевой этикет специалиста документационного обеспечения управления и архивоведения.
Предметом исследования является речевой этикет специалиста документационного обеспечения управления и архивоведения.
Задачи исследования:
1)раскрыть содержание понятия "речевой этикет"
2)обозначить взаимосвязь и различие этикета и этики

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….2
1. Общее представление о речевом этикете
1.1 Речевой этикет…………………………………………..4-5
1.2 Функции речевого этикета……………………………...……….....5-7
1.3 Формулы речевого этикета……………………………………….7-10
2. Этикет и этика
2.1 Этикет……………………………………………………………..11-13
2.2 Этика……………………………………………………………....13-14
2.3 Этикетные и этические нормы…………………………………..14-15
3. Административный речевой этикет
3.1 Административная речь и официально-деловой стиль………..16-17
3.2 Речевой этикет в документах……………………………............17-19
4. Национальные особенности речевого этикета разных народов
4.1 Особенности приветствий в речевом этикете разных народов..20-23
4.2 Фразы и слова в речевом этикете разных народов……………..23-24
4.3Национально-культурный подход понимания общения у разных народов…………………………………………………………..……25-26
Заключение…………………………………………………………...26-27
Литература………………………………………………………….........28

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..…….2

1. Общее представление  о речевом этикете

1.1 Речевой этикет…………………………………………..4-5

1.2 Функции речевого этикета……………………………...……….....5-7

1.3 Формулы речевого этикета……………………………………….7-10

2. Этикет и этика

2.1 Этикет……………………………………………………………..11-13

2.2 Этика……………………………………………………………....13-14

2.3 Этикетные и этические нормы…………………………………..14-15

3. Административный речевой  этикет

3.1 Административная речь и официально-деловой стиль………..16-17

3.2 Речевой этикет в  документах……………………………............17-19

4. Национальные особенности  речевого этикета разных народов

4.1 Особенности приветствий в речевом этикете разных народов..20-23

4.2 Фразы и слова в речевом этикете разных народов……………..23-24

4.3Национально-культурный подход понимания общения у разных народов…………………………………………………………..……25-26

Заключение…………………………………………………………...26-27

Литература………………………………………………………….........28

 

Введение

 

Культура общения (речевого поведения) и культура поведения  человека взаимосвязаны: общение является вербальным выражением наших поступков, действий. Они направлены на осознание  важности норм поведения и последовательное следование им, они формируют сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям.

Особенно стоит обратить внимание на культуру общения. Эта культура проявляется во всех областях человеческих отношений - служебной, семейной, личной, политической и других. В ней соблюдается  один из основных принципов повседневной жизни - поддержание нормальных отношений  между людьми и стремление избегать конфликтов с ними. Культура речевого поведения основывается на речевом  этикете.

Формы выражения речевого этикета самые разнообразные: обращения  к людям, приветствия, благодарности, извинения, поздравления с праздниками, сочувствия и соболезнования, одобрения  и комплименты, советы, приглашения, просьбы. При этом учитываются официальная или неофициальная обстановка общения, собственная роль относительно роли собеседника, конкретная ситуация общения, национальные привычки и обычаи.

Актуальность моего исследования формулируется следующим образом: речевой этикет призван создавать  приемлемый эмоциональный фон, поддерживать положительный образ человека, определенной группы людей, организации, также он дает возможность иностранцам или  гостям определенной географической местности, понять то, каким образом устроена система правил речевого поведения  в стране, отдельно взятом регионе.

В последнее время получает распространение деловой этикет. Он предусматривает соблюдение норм поведения и общения. При общении  учитываются особенности речевого этикета.

Целью исследования является раскрытие роли речевого этикета  для специалиста по документационному  обеспечению управления и архивоведения.

Объект исследования: речевой  этикет специалиста документационного  обеспечения управления и архивоведения.

Предметом исследования является речевой этикет специалиста документационного  обеспечения управления и архивоведения.

Задачи исследования:

1)раскрыть содержание  понятия "речевой этикет"

2)обозначить взаимосвязь  и различие этикета и этики

3)обозначить роль речевого этикета в административном контексте

4)сравнить национальные особенности речевого этикета разных народов, выявить факторы национально-культурного общения

Методы исследования: эмпирическое исследование (изучение литературы), теоретические  методы (анализ, систематизация, сопоставление).

 

 

 

1.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕЧЕВОМ ЭТИКЕТЕ

1.1РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

 

Этикет - нормы и правила, отражающие представления о должном  поведении людей в обществе.

Слово "этикет" заимствовано из французского языка. Оно имеет  два значения: ярлык, этикетка, надпись  и церемониал. Первоначально оно  обозначало колышек, к которому привязывалась  бумажка с названием товара, позднее - и сама бумажка с надписью. На основе значения "надпись" развилось  более узкое значение - "записка  с обозначением последовательности протекания церемониальных действий" и - "церемониал". В начале XX века слово "этикет" могло обозначать в русском языке "ярлык, наклеиваемый на бутылки и обертки товаров, с обозначением названия фирмы, торговца и производителя", однако закрепилось  с этим значением все же слово "этикетка".

Наряду со словом "этикет" для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово "регламентация" и словосочетание "дипломатический  протокол".

В человеческой культуре самое  древнее искусство - это искусство  общения. Речевой этикет - это нормы  речевого поведения, принятые в данном обществе. Также речевой этикет понимается как национально специфичные  правила речевого поведения, применяемые  при вступлении собеседников в контакт  и для поддержания общения  в избранной тональности. По мнению Н. И. Формановской, речевой этикет - это широкая зона единиц языка  и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам те языковые богатства, которые накопились в  каждом обществе для выражения неконфликтного, "нормального", то есть доброжелательного, отношения к людям. С другой стороны, этикет регулирует сложный выбор  наиболее уместного речевого средства для конкретного адресата, конкретного  случая, конкретной ситуации и обстановки общения.

Принципы речевого этикета:

  1. ситуативность - для каждой ситуации общения нужны свои этикетные нормы поведения

2. регулятивность - речевой этикет регулирует коммуникативное поведение людей, распределяет роли, устанавливает статус собеседников, определяет тональность в общении

3. согласованность предполагает, что этикетные нормы выполняются согласованно всеми участниками общения. Например, здороваться нужно со всеми преподавателями в институте, со всеми соседями по подъезду.

4. наличие коммуникативной рамки - наличие обязательных элементов, которые организуют акт этикетного общения в тех или иных ситуациях.

Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать  себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны  окружающих. Соблюдение речевого этикета  людьми лингвоинтенсивных профессий - чиновниками всех рангов, врачами, юристами, продавцами, работниками  связи, транспорта, стражами порядка - имеет воспитательное значение: способствует повышению речевой и общей  культуры общества.

Неукоснительное следование правилам речевого этикета членами  коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию  всей организации.

 

1.2 ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

 

1. контактоустанавливающая - привлечь внимание, побудить к вступлению в контакт

2. поддержание контакта между людьми

Нередко собеседники, принося  свои приветствия, не могут найти  тему для разговора.

Этикетная тема беседы - это  тема, соответствующая этикетной  роли и этикетной ситуации, тема, которая интересна для собеседника  или не может поставить его  в неловкое положение.

Существуют темы, которые  воспитанный человек стремится  никогда не затрагивать в разговоре  с малознакомыми людьми и лишь при крайней необходимости обсуждает  с близкими друзьями. Это, прежде всего, возраст, семейное и материальное положение, национальность и религиозные убеждения собеседника, его физические недостатки.

Плохое впечатление производит человек, который говорит только о себе. Нежелательно сплетничать, обсуждать  недостатки других людей, не рекомендуется  слишком эмоционально выражать свои политические взгляды. Специалисты  советуют избегать тем, которые могут  быть неприятны собеседнику, интерес  к которым может показаться "подозрительным", потому что интеллигентный человек  всегда учитывает интересы собеседника, находит привлекательные для  него темы и не говорит о том, что  безразлично собеседнику.

Воспитанный человек не просто выбирает этикетную и интересную для собеседника тему беседы, но и обеспечивает благоприятную атмосферу  для разговора: внимательно слушает, задает стимулирующие вопросы, всем своим видом демонстрирует интерес и уважение к собеседнику.

Специалисты рекомендуют  особые приемы, позволяющие вызвать  у человека интерес к разговору:

    • проявление интереса к собеседнику
    • умение задавать вопросы

 Талантливый человек  способен вести диалог так,  чтобы собеседнику было легко  и приятно поддерживать разговор. В беседе особенно ценится  умение правильно задавать вопросы.

демонстрация заинтересованности в информации. Невежливо слушать собеседника молча, так как он начинает сомневаться в вашем интересе. Поэтому обязательны реплики, поддерживающие речевой контакт: "Понятно, а что дальше?", "Почему?", "Вы думаете?", "Неужели?", "Вот как!". Смотрите в глаза собеседнику, всем своим видом показывайте вашу заинтересованность,

Используя противоположные  сигналы, вежливые люди показывают, что  тема им неинтересна или неприятна. Не говорят: "Мне это неинтересно", а просто молчат, не поддерживают общение.

    • демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику

Важная функция этикета - создание атмосферы взаимного комфорта. С вежливым человеком легко и  приятно общаться. В Евангелии  от Матфея сказано: "Как хотите, чтобы  с вами поступали, так и вы поступайте с людьми".

    • регулирующая - регулирование поведения людей в обществе

Соблюдение этикета делает людей предсказуемыми. Этикет сигнализирует  о принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде. Этикет как пароль: место, занимаемое человеком  в общественной иерархии, легко определяется по используемым им этикетным формулам. Сравним, например, некоторые формулы  извинения:

Извините. Простите, пожалуйста (наиболее нейтральные формулы современного культурного человека)

Покорнейше прошу извинить меня (архаичная формула, которую  используют пожилые интеллигентные люди)

Виноват! (традиционная формула силовых структур: армии, милиции)

Пардон! Экскьюз ми! (шутливые заимствования)

Извиняюсь! (просторечная формула)

Всего несколько слов могут  дать представление о социальном положении человека, его характере.

      • профилактика конфликтов

Когда человек во всех случаях  жизни поступает в соответствии с правилами, он уменьшает вероятность  конфликтов с окружающими. Например, если вы кого-то случайно задели, вы должны извиниться. В противоположном случае возможен конфликт, кто-то может подумать, что вы намеренно пытаетесь его  оскорбить. Воспитанный человек, выражая  свое недовольство, сделает это в рамках приличий.

 

1.3 ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО  ЭТИКЕТА

 

Любой акт общения имеет  начало, основную и заключительную части. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. По правилам хорошего тона не принято  вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это  необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы:

Разреши (те) с вами (с тобой) познакомиться

Я хотел бы с вами (с  тобой) познакомиться

Позволь (те) с вами (с тобой) познакомиться

Позволь (те) познакомиться

Давай (те) познакомимся

Будем знакомы

При посещении паспортного  стола, общежития, приемной комиссии учебного заведения, какого-либо учреждения, конторы, когда предстоит разговор с официальным  лицом, необходимо ему представиться, используя одну из формул:

Позвольте (разрешите) представиться

Моя фамилия Колесников

Мое имя Юрий Владимирович

Николай Колесников

Анастасия Игоревна

Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам  спрашивает:

Как ваша фамилия?

Как ваше имя, отчество?

Как ваше имя?

Как вас зовут?

Официальные и неофициальные  встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.

В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает "быть здравым", то есть здоровым. Глагол здравствовать  в давние времена имел и значение "приветствовать".

Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время  встречи:

Доброе утро!

Добрый день!

Добрый вечер!

Помимо общеупотребительных  приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание  общения:

(Очень) рад вас видеть (приветствовать)!

Информация о работе Национальные особенности речевого этикета разных народов