Начальная стадия представления человека о сверхъестественном – возникновение религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:25, реферат

Краткое описание

"Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестествен-
ное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Тео-
логия использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного
начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит
мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось
проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий,
чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у
разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над
природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 84.15 Кб (Скачать файл)

нены от официального культа.      

Была широко распространена идея перевоплощения: душа челове-

ка  после его смерти не погибает, а переселяется в другое матери-

альное тело. Во что именно она воплотится, это зависит от поведе-

ния человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения  им

кастовых  правил. Теоретическое обоснование учения о перевоплоще-

нии - идея кармы. Карма в переводе на русский - это причинность и

судьба. Своим поведением человек  сам создает свою судьбу в  буду-

щем воплощении. В этом и заключается закон кармы.     

В  дальнейшем религия становится более демократичной. Возни-

кает своеобразное учение об аватарах:  каждое  небесное  божество

может  иметь  свою земную аватару. Некоторые из аватар становятся

популярными народными божествами. Теперь боги-спасители - земные

боги.  Наиболее  популярным  делается Кришна - спаситель, одна из

аватар Вишну. В Южной Индии таким же  богом спасителем  выступает

Рама - легендарный предводитель арийцев при завоевании ими Цейло-

на, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна.     

На почве почитания божеств-спасителей складываются многочис-

ленные секты. Во главе  их стоят святые мужи-учителя, так  называе-

мые  гуру.  Культ гуру выдвигается на первый план. Гуру не только

посредник между человеком и  богами, он сам почти  воплощение  бо-

жества. Каждое слово гуру - священный закон для всех его последо-

вателей.  Большинство сект можно соединить в две основные группы,

в зависимости от того, какое  главное божество они признают. Глав-

ных божеств два: Вишну и Шива, сообразно чему секты делятся  виш-

                                           -10-

нуистские  и  шиваистские. Между этими сектами нет борьбы. Брахму

признают верховным богом, но его культа нет. Сохраняется в  сектах

учение о перерождении.      

Итак, общие догматы индуизма: признание  священного авторите-

та Вед, учение о карме и переселениидуш, вера  в  богоустановлен-

ность каст.    

Необходимый  вклад в историю развития религии внесли верова-

ния египтян.Египетская цивилизация оставила после  себя  монумен-

тальные  памятники, такие как египетские пирамиды - одно из чудес

света. Они связаны с представлениями  египтян о жизни  души  после

смерти,  о  загробном  мире. Они считали, что со смертью человека

умирает только его тело, тогда  как остаются части  его  существа:

имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящая-

ся  в небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка - своеобраз-

ная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба  которого

таинственно  связана  с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он

может погибнуть от голода и жажды, если при  погребении  покойник

не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загроб- ным чудовищем,  если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего,  ка может  надолго  пережить его. Египтяне достигли больших успехов в мумификации мертвого тела, связанной с их представлениями.  Также у  египтян сложилось представление о покровителях умерших. Каждой местности соответствует свой бог-покровитель.     

В дальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царс-

тва):  солнечный бог Ра и умирающий и воскрешающий бог раститель-

ности Осирис. Будучи по мифу первым умершим,Осирис  изображается

как  владыка умерших, а его ежегодное воскрешение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели.      

В эпоху Среднего царства возникла идея суда над  душами.  На

этом  страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости

от добрых и дурных дел, совершенных  им  при  жизни,  определяется

судьба  его  души. Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к

этому существовало представление  о возможности обеспечить  благо-

получие  души  на том свете чисто магическими средствами. И маги-

ческие представления преобладали над религиозно-нравственными.     

Помимо покровителя умерших  Осирис выполнял роль  бога-покро-

вителя  земледельческих  работ,  растительности.  Характер образа

Осириса как бы олицетворял хлебное  зерно. В дальнейшем с  культом

                                        -11-

Осириса была тесно связана  Исида - богиня плодородия. Затем сфор-

мировался  образ  солнечного бога Ра, который стал главной частью

государственной религии  Египта.     

Египетская религия выросла  из почитания местных номовых  бо-

жеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, объединенных в

конце 4 тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых

богов  сочетался с поклонением общеегипетским божествам. Остались

в религии Египта и следы тотемизма, но культ  животных  в  Египте

был  локальным. В почитании местных богов-покровителей проис- ходил процесс антропоморфизации священных животных, так кошка превратилась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей головой, сокол  - в  бога  Гора.  Существуют изображения бога Тота с головой ибиса, Анубиса - с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы.     

Для египетской религии была характерна одна  особенность:  с

изменением  места царствования династии, с изменением столицы го-

сударства менялся  и  состав  пантеона  богов.  Основной  номовый

бог-покровитель  настоящей  столицы занимал главенствующую роль в

пантеоне общеегипетских богов. Так  первые  объединители  Египта,

вышедшие из Иераконнополя и Эдфу превратили своего племенного бога  сокола Гора в общеегипетского бога солнца (1-2 династии), за-

тем с перенесением столицы  царства в Мемфис (3-ая династия) глав-

ным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д.

Другие местные божества со временем вошли  в  пантеон  египетских

богов.  Например гермопольский бог Тот стал покровителем писцов и

ученых, снутский Анубис - богом загробного царства,  лотапольская

Сохмет - богиней войны, коптосский Мин - покровителем иностранцев

и т.д.     

Космогонических мифов у египтян  было много, в каждом сущест-

вовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местно-

му божеству. Геопольские верующие приписывали создание мира свое

му солнечному богу Ра. Сам Ра был порожден отцом своим, первобыт-

ным  хаосом  Нун,  из  этого  хаоса Ра, совокупившись сам с собой

("упало семя в мой  собственный рот") создал одно  за другим высшие

божества, людей и животных. Он "изрыгнул" бога Шу  (олицетворение

воздуха)  и Тефнут (его женское дополнение), от этой божественной

пары родилась в свою очередь  Геб (земля), Нут (небо) и другие бо-

ги, составляющие "великую девятку", и "родили они потомство, мно-

гочисленное на земле этой". Людей создал Ра из своих слез, солнце

- око Ра, луна - другое  око.

                                            -12-     

    Существовали также другие космо- и  антропогонические  мифы:

например, представление  о мировом яйце, из которого родилось сол-

нце, а может быть и весь мир; существовал миф о том, что бог-гор-

шечник Хнум вылепил людей на гончарном круге.     

Существование  различных  космогонических  мифов и изменение

египетского пантеона в целом  говорит о разобщенности страны и ре-

лигии Египта.     

Несколько  иным образом сформировалась древнегреческая рели-

гия. Так же как и египетской и многим другим религиям мира ей был

присущ местный характер развития.  Т.е.  в  различных  местностях

Греции  чтились свои божества, часто связанные с местными рельеф-

ными особенностями или олицетворявшие  их,  от  которых  зависела

жизнь  верующих:  так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф,

которой был посвящен храм; в Орхомене - священным  камням,  будто

бы  упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхес-

мий , Зевс Лафистий - олицетворение  горы  Лафистиона.  В  каждой

местности  или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ но-

сил государственный характер. Причем культ этот был  очень  стро-

гим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобяза-

тельных догматов греческая  религия не знала, но нельзя было укло-

няться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровите-

ля,  нельзя  было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого

закона грозило суровое  наказание.     

Из множества местных богов, с  течением  времени,  некоторые

образы  слились  в  единые общегреческие божества, например, Зевс

Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, перерос-

ли в культ Зевса - как верхового  бога, "отца богов и людей".  Са-

мое  имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевро-

пейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса

существовало около 50 эпитетов, указывающих  на его функции:  под-

земный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель,

властитель судеб и  т.д.    

Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа

богини-коровы, покровительницы Микен. Посейдон был древним  морским  божеством  Пелапонесса.  Культ  Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покрови- телем  коней.  Афина  - древнее  божество  - покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий  "Потрясательница  копья".  По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном

                                            -13-

вооружении.  Богиня Артемида  - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где  она  считалась покровительницей  плодородия.  В  классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью. Чрезвычайно сложный и неясный  образ  представляет собой Аполлон, которому в греческой мифологии и религии принадлежало  весьма  видное место. В Пелапонессе Аполлон считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот  эпитет  - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов  Греции.

Его считают воплощением  национального духа. Главные функции Апол

лона:  прорицание  будущего, покровительство наукам и искусствам,

врачевание, очищение от всякой скверны, божество света,  правиль-

ного,  упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился

на чисто греческой  почве. Аркадским по происхождению  был бог пас-

тухов Пан. Малоазиатская богиня плодородия Афродита  превратилась

у  греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение

женственности. Арес, заимствованный у франкийцев  стал  неистовым

богов  войны.Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест - олицет-

ворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия - также олицет-

ворение огня, только домашенго, божество семейного очага,  Гермес

-  покровитель  дорог и путников, бог торговли. Некоторые из гре-

ческих богов представляют собой более или менее абстрактные обра-

зы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непос-

редствнное олицетворение богатства, Немезида - богиня  возмездия,

Фемида  - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике - богиня

победы и это далеко не все божества греков.    

Космогоническая тематика в народных  верованиях  не  занимала

заметного  места.  Идея бога-творца отсутствовала в этой религии.

По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак,  Ночь,  а  затем  Свет,

Эфир,  День,  Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и

Земли родилось старшее поколение  богов, а от них уже Зевс и  дру-

гие олимпийские боги.    

Центрального  культа В Греции не было, но на почве культурной

общности, некоторые культовые  центры получили  широкое,  общегре-

ческое  значение.  Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии,

Деметры в Эпидавре и др. получили широкую известность и пользова-

лись почитанием во всей Греции. В целом же  религия  Греции  была

разобщена, хотя более или  менее стабильна.

                                            -14-

По  тем  религиям,  которые мы вкратце рассмотрели выше можно

предположить каким образом  развивался образ бога  в  человеческом

сознании. На ранних этапах развития в связи со страхом, вызвынным

невозможностью объяснить  явления природы и представить  свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и,  в  первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью: животным, которые его окружают, на которых  он  охотится, от  которых  зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в  земледелии  и  опять  же его жизнь.                            Человек пытается воздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, принося жертвы. Он  пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всех отношениях.  Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы

пока еще на подсознании, установление которых  приписывается  тем

же силам. Они передаются из поколения в поколение.    

Информация о работе Начальная стадия представления человека о сверхъестественном – возникновение религии