Возникновение человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Человек являет собой особый феномен – высшее звено в цепи развивающего бытия (на уровне живых планеты) [3].
В современном мире до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о происхождении человека. Решение этого вопроса выходит за рамки чисто научной задачи, но определяется методологией исследований, критериями используемого подхода, т.е., в конечном итоге, мировоззрением.
Целью данной контрольной работы является изучение происхождения человека, выявление аспектов социального становления и эволюции человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
3
1. Современное состояние проблемы происхождения человека………
4 - 7
2. Природные предпосылки возникновения человека …….…………..
7 - 9
3. Социальные факторы становления человека ……………………......
10 - 12
4. Ступени эволюции……………………………………………..............
13 - 21
Заключение………………………………………………………...…….
22 - 23
Список использованной литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение человека философия кр2.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

министерство здравоохранения

российской федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная фармацевтическая академия»

 

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

 

Возникновение человека

 

Контрольная работа № 2 по предмету «Философия»

 

 

 

 

Выполнил(а): Зайнуллина

Айгуль Миргазияновна

ст. гр. 2 ПГФА

шифр 63

дом. адрес РБ, Туймазинский р-н,

г.Туймазы, ул.Сосновая, д.5

e-mail gyli-gyli4ka@mail.ru


 

                                                   

 

 

 

 

 

 

Пермь

2014

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..

3

1. Современное состояние проблемы происхождения человека………

4 - 7

2. Природные предпосылки возникновения человека …….…………..

7 - 9

3. Социальные факторы становления человека ……………………......

10 - 12

4. Ступени эволюции……………………………………………..............

13 - 21

Заключение………………………………………………………...…….

22 - 23

Список использованной литературы…………………………………

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Познание истоков человеческой истории заключает в себе глубокую внутреннюю диалектику. Одним из ее моментов выступает логическая взаимосвязь анализа начального и высшего этапов развития социальности. С одной стороны, современная эпоха открывает новые возможности для обстоятельного и детального проникновения науки в противоречивую сущность процесса антропосоциогенеза; с другой стороны, все более адекватное познание закономерностей зарождения общества, «начала» истории позволяет глубже и обстоятельнее анализировать движущие силы и тенденции современного общественного развития, а также исторические перспективы человечества [1].

Как и почему появились человек и общественная среда, в которой он живет и преобразует природу, имеет философский, мировоззренческий смысл и так или иначе решается во всех отраслях обществознания. В известном смысле проблема человека - центральная в марксистско-ленинской философии. Основной вопрос философии о соотношении материи и сознания можно рассматривать в данном случае и с генетической стороны: как в своем объективном развитии материя порождает сознание и как пробуждающееся сознание оказывает на нее активное обратное воздействие.

Человек являет собой особый феномен – высшее звено в цепи развивающего бытия (на уровне живых планеты) [3].

В современном мире до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о происхождении человека. Решение этого вопроса выходит за рамки чисто научной задачи, но определяется методологией исследований, критериями используемого подхода, т.е., в конечном итоге, мировоззрением.

Целью данной контрольной работы является изучение происхождения человека, выявление аспектов социального становления и эволюции человека.

  1. Современное состояние проблемы происхождения человека

Соотношение социального и биологического в жизни и поведении человека, общественная природа труда и его решающая роль в возникновении и развитии человечества, тенденции и перспективы взаимосвязи общества и природы были и остаются актуальными не только в научном, но и в идеологическом плане, ибо они непосредственно связаны с осознанием и обоснованием коренных материальных интересов, социальных позиций и исторических перспектив различных общественных классов и политических сил [3].

Человек - единство духовного и материального (психического и физического). Как психическое существо человек наделен сознанием, мышлением, волей, чувствами, эмоциями. Как телесное существо (физическое) человек наделен разными физическими способностями: к питанию, активности-движению, половому общению.

В общем балансе человеческой жизни-деятельности ни физическая (материальная), ни духовная (психическая) стороны не преобладают, не довлеют одна над другой. Та и другая стороны одинаково важны. Их необходимо развивать, культивировать, совершенствовать [5].

В настоящее время существует несколько концепций происхождения человека.

1. Концепция креационизма. В древних мифах и легендах разных народов нашли отражение представления о божественном происхождении человека, согласно которым всемогущий бог (боги) создал окружающий мир и человека. Нередко в мифах говорится, что предками человека были различные животные: у жителей леса – волки, медведи; у жителей приморья – моржи или рыбы. Религиозные учения указывают на божественное происхождение человека. Господствующая в европейских странах религия – христианство – признает творцом мира и человека единого Бога, который создал человека на шестой день творения мира по своему образу и подобию.

2. Концепция эволюции. Попытки определить положение человека в природе, объяснить его сходство с другими животными имели место уже в трудах античных ученых-философов. Карл Линней в 1735 г., создавая свою классификацию органического мира, помещает человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Идея родства между высшими приматами и человеком нашла поддержку и научное обоснование в работах Ж.Б. Ламарка (1809), Ж. Бюффона (1749). Крупнейшим вкладом в развитие симиальной (обезьяньей) теории антропогенеза стала книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871), в которой выдвигается гипотеза о происхождении человека от обезьяноподобного предка, предсказаны грядущие ископаемые находки, подчеркивается особое сходство человека, шимпанзе и гориллы и предполагается, что родиной первых людей была Африка. В дальнейшем открытия в области сравнительной анатомии, физиологии, биохимии, генетики предоставили ряд доказательств родства человека с высшими приматами. Найденные палеонтологами останки общих предков человека и человекообразных обезьян подтвердили правильность концепции антропогенеза.

3. Трудовая концепция. Фридрих Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» рассматривает особенности эволюции приматов, связанные с трудовой деятельностью. Существенным моментом в процессе антропогенеза является прямохождение, вызвавшее интенсивное развитие нервной системы, прежде всего головного мозга. Благодаря прямохождению произошло разделение функций верхних и нижних конечностей, сформировалась неспециализированная рука – орудие труда, способное производить сотни разнообразных и тонких движений. Совместная трудовая деятельность в тяжелых условиях помогла людям выжить и справиться с многочисленными угрозами окружающего мира, создать свой мир, комфортный и безопасный. Труд явился предпосылкой зарождения и дальнейшего развития общественных отношений, речи, мышления, сознания – всего, что отличает человека от животного. Человек – единственное существо на Земле, способное сознательно, целенаправленно преобразовывать окружающий мир, планировать и предвидеть результаты. Постепенно биологические факторы эволюции человека уступают место социальным факторам.

4. Концепция мутагенеза. В конце 20-х гг. XX в. исследователи пришли к выводу, что видообразование не может быть объяснено только изменениями условий окружающей среды (С. С. Четвериков, Р. А. Фишер, Н. П. Дубанин и др.). Основную роль в эволюции должны играть доминантные мутации – изменения генетического кода особи. Условия среды и образ жизни способствуют только естественному отбору среди множества мутаций особей, отличающихся некоторым преимуществом, лучшей приспособленностью к данным условиям. Причиной возникновения такого рода мутаций, как предполагают ученые, могут быть экстремальные геофизические факторы, например изменение уровня радиации или геомагнитная инверсия. Учеными установлено, что местом возникновения антропоидов является Восточная и Южная Африка, характеризующаяся высоким уровнем радиации и активной вулканической деятельностью. В результате землетрясений смещение геологических пластов вызвало обнажение радиоактивных пород и резкое увеличение радиоактивного излучения, что привело к интенсивному мутагенезу. Совпадение по времени с данными процессами геомагнитной инверсии сделало возможным появление разнообразных генетических мутаций, в том числе и биологически полезных. Гипотеза геомагнитной инверсии (смены магнитных полюсов Земли) была выдвинута антропологом Г.Н. Матюшкиным. Установлено, что северный и южный магнитные полюса Земли периодически меняются, при этом защитная функция магнитосферы ослабевает, что усиливает проникновение на поверхность Земли космической радиации на 60 %. Геомагнитные инверсии сопровождаются увеличением частоты мутаций в два раза, а это приводит к мощным вспышкам биологического формообразования. Найденные в Африке останки древних обезьянолюдей антропологи относят к периоду геомагнитной инверсии, появление питекантропа также по времени совпадает с очередной геомагнитной инверсией (690 тыс. лет назад). Следующая смена полюсов произошла 250–300 тыс. лет назад, в это же время на Земле существовали неандертальцы. Появление современного человека (30–40 тыс. лет назад) также совпадает с периодом очередной геомагнитной инверсии.

5. Космическая  концепция, концепция панспермии. Жизнь зародилась в космосе и была занесена на Землю в виде космических зачатков – космозоев (Рихтер Г., 1865). Космическую концепцию поддерживали русские ученые С. П. Костычев, Л. С. Берг, В. И. Вернадский, связывая возникновение жизни с появлением на Земле частичек вещества, пылинок, спор из космического пространства, которые летают во Вселенной за счет светового давления.

В конце 1960-х гг. благодаря успехам космонавтики, изучению неопознанных летающих объектов (НЛО), описанию наскальных рисунков вновь возник интерес к гипотезам панспермии. Так, Б.И. Чувашов (1966) писал, что жизнь во Вселенной существует вечно и может быть перенесена с одной планеты на другую [4].

 

  1. Природные предпосылки возникновения человека

Характерными природными предпосылками происхождения человека выделяют:

• стадную форму обитания антропоидов, как предшественницу человеческой общины;

• определённую телесную организацию предков человека, позволившую им путём перехода к прямохождению освободить одну пару конечностей от функции передвижения и приспособить её к выполнению трудовых функций;

• развитую нервную систему предлюдей, сложный по структуре головной мозг, развитие первой сигнальной системы;

• особые географические и климатические условия [4].

Существуют разные точки зрения на возникновение человека (научная, религиозная, уфологическая-инопланетная). Философия выступает арбитром в этом вопросе.

Следует  учитывать, что все изменения в живой природе (как и вообще в мире) происходят не беспричинно, из чего следует, что изменения в образе жизни антропоидов и в их биологических особенностях происходят по необходимости, которая пробивает себе дорогу через случайности. Новое, например, в том же отражении, не возникнет, если можно обойтись старой формой. Во-вторых, все факторы и всю цепь изменений нужно брать в комплексе. Они взаимодействуют, влияя друг на друга и тем самым усложняя весь способ жизнедеятельности антропоидов. В конце концов это приводит к качественным изменениям всего их организма и к утверждению новой системы взаимоотношений с окружающим миром. В-третьих, всякое утверждение и развитие чего-либо в живой природе, как и отмирание чего-либо, происходит по принципу естественного отбора.

       Итак, начнем с  того, что, по-видимому, в разных регионах  Земли уже миллионы лет назад  обитали разные виды высокоразвитых обезьян. Поскольку они стояли несравненно ближе к своему общему предку, чем современные приматы (включая человека), общего в их строении и образе жизни было несравнимо больше. Но когда изменились климатические условия (об этом говорит наука) и обезьянам, как и всему живому, пришлось перестраиваться, каждый вид пошел своим путем. Видимо, было немало и тупиковых ветвей. Так, найденные на территории современного  Китая останки гигантопитеков говорят о том, что этот вид обезьян пытался приспособиться к среде за счет физического развития (физической мощи, их рост достигал трех метров), но – неудачно. Этот вид обезьян вымер.

       Многие виды  нашли какую-то свою нишу, опираясь, видимо, на развитие отдельных  своих качеств. Предки же человека, похоже, не обладали каким-либо  одним явным преимуществом. Но  зато они имели целый комплекс  неявных преимуществ и – как выражение этого – способность к пластичности, то есть к гармоническому использованию всего комплекса качеств в изменяющихся условиях.

       Когда сменился  климат (на более холодный) и животные  лишились возможности питаться  привычной им пищей (плодами, листьями, ягодами), данный вид обезьян смог перейти с древесного к «наземному» образу жизни и к всеядности, что стало возможным благодаря прежде всего а) высокоразвитому мозгу, б) способности к использованию предметов в качестве средств защиты и орудий труда и в) стадности. Видимо, уже в новых, «наземных» условиях постепенно закреплялось также прямохождение на задних конечностях. И логично, на наш взгляд, предположить, что не нужда перебегать от дерева к дереву или от валуна к валуну, чтобы прятаться, и не звездное небо над головой (как это утверждают некоторые авторы) заставляли предлюдей выпрямляться, а необходимость все более систематического использования в новых условиях, а затем и изготовления орудий труда и средств защиты.

Прямохождение давало больший обзор, использование предметов и изготовление орудий развивало руку. Важнейшее значение имело то, что все эти процессы происходили при стадном образе жизни, который позволял успешнее охотиться и защищаться от врагов. А все вместе взятое развивало мозг обезъян. И чем более усложнялась совместная жизнедеятельность, тем более это стимулировало их развитие, особенно мозга, подготовив в конце концов гигантский качественный скачок в развитии отражения – появление сознания [3].

3. Социальные факторы становления человека

Результатом эволюции стали фундаментальные биосоциальные отличия человека, которые появляются в процессе онтогенеза при условии жизни человека среди людей, в социуме. Эти особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.

Развитие разума. Человек в отличие от животных обладает особой формой мышления – понятийным мышлением. В понятии заключаются наиболее важные существенные признаки и свойства, понятия абстрактны. Отражение действительности животными всегда конкретно, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Животные могут совершать очень сложные действия, но в их основе лежат инстинкты – генетические программы, передающиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, определена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным. Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.

Информация о работе Возникновение человека