Стадии работы над рисунком головы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Рисунок – основа произведений живописи, графики, скульптуры. Первые ступени в рисовании – это изображение простейших геометрических тел: гипсовых кубов, шаров, цилиндров, пирамид и т.д. Далее это рисование отдельных предметов, натюрмортов, гипсовых орнаментальных розеток, архитектурных форм.
В данном случае, более подробно, речь пойдет о более сложных и интересных произведениях рисунка, таких как рисование головы человека, а точнее – стадии работы над рисунком головы человека.
Человек – это сложный организм как по физическим и психологическим способностям, так и по внешнему облику и внутренней конструкции. Поэтому рисунок тела человека, как наиболее совершенная и сложная форма, представляет собой высшую ступень учебного процесса академической школы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. Особенности рисования головы человека. Схемы построения головы …………………………………… ..………………………………… 4
ГЛАВА II. Строение головы, определение лицевого угла и наклона головы ………………………………………………………………………... 5
ГЛАВА III. Решение композиции рисунка головы ……………………….. 8
ГЛАВА IV. Основные особенности пропорций головы человека ………..10
ГЛАВА V. Опорные конструктивные точки и их применение в рисовании ……………………………………………………………………11
Заключение ……………………………………………………………………14
Список иллюстраций …………………………………………………………15
Список используемой литературы ……………………………………….....16

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….   3

ГЛАВА I. Особенности рисования головы человека. Схемы построения головы …………………………………… ..………………………………… 4

ГЛАВА II. Строение головы, определение лицевого угла и наклона       головы ………………………………………………………………………... 5

ГЛАВА III. Решение композиции рисунка головы ……………………….. 8

ГЛАВА IV. Основные особенности пропорций головы человека ………..10

ГЛАВА V. Опорные конструктивные точки и их применение                            в рисовании ……………………………………………………………………11

Заключение ……………………………………………………………………14

Список иллюстраций …………………………………………………………15

Список используемой литературы ……………………………………….....16

Приложение  …………………………………………………………………..17

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изобразительное искусство самым тесным образом  связано с умением рисовать.

Рисунок – основа произведений живописи, графики, скульптуры. Первые ступени в рисовании –  это изображение простейших геометрических тел: гипсовых кубов, шаров, цилиндров, пирамид и т.д. Далее это рисование  отдельных предметов, натюрмортов, гипсовых орнаментальных розеток, архитектурных форм.

В данном случае, более подробно, речь пойдет о более  сложных и интересных произведениях  рисунка, таких как рисование  головы человека, а точнее – стадии работы над рисунком головы человека.

Человек – это  сложный организм как по физическим и психологическим способностям, так и по внешнему облику и внутренней конструкции. Поэтому рисунок тела человека, как наиболее совершенная и сложная форма, представляет собой высшую ступень учебного процесса академической школы.

 

 

ГЛАВА I.

Особенности рисования головы человека. Схемы  построения головы.

К выполнению рисунка  головы человека нужно приступать после  рисования обрубовки головы, а  также деталей слепков головы скульптуры Давида Микеланджело.

Голова Давида Микеланджело (рис. 1) послужила основой для схем построения головы (рис. 2). Схемы проводятся, конечно, не для того, чтобы рисовать их вместо живой формы, ибо ясно никакая схема не в состоянии подменить собой живую, чрезвычайно сложную саму по себе форму, бесконечно изменяющуюся в зависимости от индивидуальных особенностей. Схемы необходимы в качестве наглядных пособий для грамотного и убедительного изображения головы любого человека. В схеме из чрезвычайного сложной анатомической конструкции головы выбраны наиболее характерные, опорные пункты построений костей, мышц. Их совокупность образует структурный стержень объёмной формы головы человека, позволяющий четко и верно построить её видимую пластическую форму. Зная все анатомические точки, характерные направляющие линии, рисующий острее видит главные структурные элементы формы и никогда не запутается во множестве деталей, верно и достаточно быстро изобразит её с помощью линий и светотени.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.

Строение  головы, определение лицевого угла и наклона головы.

Прежде чем приступить к выполнению рисунка головы, необходимо внимательно рассмотреть и изучить объект изображения при различном освещении и с различных точек зрения. Выполнять рисунок можно лишь тогда, когда конкретизируется поставленная задача, а также сформируются  глубокие и полноценные представления о характере натуры.

При рассмотрении головы в фас следует обратить внимание на поперечные размеры в области верхней, средней и нижней трети лица. В одних случаях самая большая поперечная величина находится вверху, в других – расположена внизу или же посередине. Это зависит как от формы черепа, так и от расположения мелких тканей головы. Различают четыре формы строения головы при рассмотрении её в фас:

    • прямоугольная форма – когда височно-теменные, скуловые и нижнечелюстные высшие точки расположены примерно на одной касательной вертикальной линии;
    • ромбовидная форма;
    • конусообразная – вершиной конуса вниз;
    • конусообразная – вершиной конуса вверх.

При рассмотрении головы в профиль, рисующие должны определить общий лицевой угол головы. Угол образуют две прямые линии: одна представляет собой касательную, проходящую между выпуклостями надбровных дуг, и через наиболее выступающую точку луночкового отростка верхнечелюстной кости; другая проводится горизонтально через нижнюю точку основания носа и слуховое отверстие. Линии проводятся мысленно.

Полученный лицевой угол определяет характерное, для портретируемого, взаиморасположение мозговой и лицевой частей головы. Лицевая часть головы может быть выдвинута вперед, находится на одной прямой с мозговой частью, или сдвинута внутрь. Поэтому лицевые углы бывают острые, прямые и тупые.

Изучая строение головы в профиль, отмечают соотношение  размеров переднего и заднего  отделов черепа. В процессе рисования  лицевой отдел привлекает основное внимание, т.к. он имеет ряд мелких деталей, на которых и сосредоточивается внимание рисующего.

При позировании  натурщики часто наклоняют голову. Для определения наклона головы в сторону, нужно мысленно из точки  на переносице опустить нос, а затем из этой же точки провести прямую на подбородочное возвышение. Если боковой наклон головы отсутствует, то нос и прямая совпадают. При наклоне головы кратчайшее расстояние от подбородочного возвышения до носа, опущенного из точки на переносице, укажет на степень наклона.

Следует обратить внимание на положение головы относительно линии горизонта и на перспективное  сокращение отдельных её частей. Чем  выше расположена модель относительно линии горизонта, тем сильнее  раскрыты плоскости основания носа, основание подбородка и тем сильнее выражена глубина посадки глаз. Если же голова расположена ближе к линии горизонта, то указанные плоскости находятся в большом перспективном сокращении, а значит, хуже воспринимаются рисующим. Располагая модель выше или ниже линии горизонта, можно усложнять или упрощать задачу изображения.

Для определения  и передачи в рисунке перспективных  сокращений используются знания различных  правил и закономерностей линейной и наблюдательной перспективы. Например, чтобы проследить степень сокращения удаленных от точки зрения частей головы при выполнении рисунка в три четверти, проводятся прямые линии через лобные бугры, крылья носа, уголки рта, углы нижней челюсти и другие симметричные опорные точки лица. Эти прямые при продолжении должны пересекаться в одной точке. При определении перспективных сокращений следует особое внимание уделять моделям, имеющим явно выраженное ассиметричное строение лица. Например, один из уголков рта может быть приподнятым или опущенным, брови по конфигурации и положению на лице не повторяются. Модель следует внимательно рассматривать и изучать с различных точек изображения и при различном освещении. Предлагается мысленно представлять положение всей модели в пространстве и расположение её невидимых участков относительно точки восприятия. Такие приёмы способствуют активному развитию образного мышления, памяти и воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III.

Решение композиции рисунка головы.

Композиция (от лат. composition – составление, связывание) – живописное, скульптурное или графическое произведение, характеризующееся определенным единством составляющих его частей. Композиция изображения подразумевает выбор места расположения рисунка на плоскости листа бумаги и определение величины изображения.

Всякий рисунок  на плоскости листа бумаги имеет 3 центра: геометрический, зрительный и композиционный.

Геометрический  центр находится на пересечении диагоналей или вертикальной и горизонтальной линий, делящих плоскость листа бумаги на одинаковые части.

Положение зрительного центра определяется особенностями т конфигураций зрительного поля. Месторасположение зрительного центра находится путем деления плоскости листа бумаги на зрительно воспринимаемые равновеликие части – левую и правую части формата бумаги, а также нижнюю и верхнюю. Зрительный центр воспринимается на глаз ощущением рисующего, положение зрительного центра носит несколько условный характер, т.к. не подчиняется математическому и геометрическому расчету.

Исходным моментом в выборе композиции выступает определение  формы головы, а центром внимания является лицо.

Первые рисунки  головы рекомендуется выполнять  на одной четверти листа бумаги формата  А. Величину изображения брать близкой  к величине модели. Она равняется лицевой части головы человека. Если величина изображения и плоскость листа бумаги предварительно определены, это значительно облегчит композиционное решение рисунка головы.

При зрительном восприятии головы человека большое внимание уделяется  деталям лица, поэтому композиционным центром изображения головы могут  выступать глаза, губы и другие детали лица.

Совмещение композиционного  центра изображения со зрительным центром  плоскости дает устойчивое, целесообразное расположение рисунка на плоскости  листа бумаги, при этом геометрический центр листа бумаги выступает  всего лишь как ориентир.

Немаловажное значение для  правильного решения композиции учебного рисунка имеет способность  рисующего мысленно представить  на плоскости листа бумаги будущее  изображение, учитывая его световые и теневые участки.

Грамотной композицией  учебного рисунка головы человека считается  композиция, в которой левая и  правая, верхняя и нижняя части  плоскости листа бумаги (свободные  от изображения) по величине и конфигурации не повторяются между собой; изображение  головы помещено в верхней части; величина изображения сочетается с величиной формата листа; достигнуто зрительное равновесие всех частей рисунка. Таким образом, композиция в учебном рисунке – это гармоничная связь изображения с плоскостью листа бумаги, целесообразное расположение изображения.

Для создания выразительной  композиции и построения грамотного учебного рисунка головы рисующие выполняют  предварительные наброски и зарисовки, в которых первостепенное значение уделяется вопросам композиции. Иногда небольшие композиционные зарисовки выполняются в уголке листа бумаги, на котором будет находиться основное изображение.

Помощь в  построении композиции рисунка может  оказать и визирная рамка.

Она вырезается из плотного картона или бумаги размером три на четыре сантиметра, и через нее, как через видоискатель, рисующий наблюдает модель. Перемещая  рамку в разные стороны и добиваясь наилучшего расположения модели, рисующий запоминает положение модели в рамке и затем повторяет его в основном рисунке.

 

 

ГЛАВА IV.

Основные  особенности пропорций головы человека.

Процесс рисования  головы и особенно её лицевой части должен опираться на знание пропорций (рис.3). Соотношение размеров головы к размерам всей фигуры служат модулем построения всей фигуры человека, и способствует верной образной масштабной и возрастной характеристике. Пропорции фигуры человека меняются в процессе её роста. У новорожденного ребенка, например, голова составляет ¼ часть общей высоты фигуры, а у взрослого человека – до 1/8. Пропорции частей головы подвержены значительным изменениям в зависимости от индивидуальных, национальных и возрастных признаков. Существенно различаются пропорции мужской и женской фигур. Закономерен процесс трансформации размеров, направлений и пластики частей тела в связи с возрастом. Так, характерные особенности головы ребенка – округлость, мягкость её общей формы, большая мозговая часть и маленькая лицевая, крупные глаза (относительно носа и губ), уширение носа в переносице (между слезниками) и сужение в крыльях ноздрей, вздернутый кончик носа.

С возрастом  размер головы увеличивается главным образом за счет увеличения её лицевой части. Средняя линия глаз обычно делит высоту головы пополам, а высота лба, носа и губ с подбородком становятся примерно равными. Развиваются подбровные дуги, скуловые кости, углы нижней челюсти из формы лица становятся более резко выраженными. К старости форма лица становится более сухой и угловатой.

Знание основных возрастных изменений пропорций  головы позволяет, рисующему, правильно  строить и передавать характер головы и всей фигуры.

 

 

 

 

 

ГЛАВА V.

Опорные конструктивные точки и их применение в рисовании.

Методика рисования  головы человека мало отличается от методики рисования гипсового слепка.

На  рисунке 4 изображены четыре возможные стадии последовательности выполнения рисунка с какого-либо одного положения.

1-я стадия. Пометка крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча зрения всей композиции. Нанесение опорных точек подбородка и центрального общего овала головы и основания профильной линии, проходящей через середину лба, переносицы, кости основания носа и подбородка. Проведение легкими линиями направления шеи. Пометка на основании профильной линии – линий глаза, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ, линии основания уха.

2-я стадия. Нанесение конструктивных пунктов деталей головы: переносицы, подбородка, носа, глаз, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей и теменных бугров. Пометка основных точек шеи. Все парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы наносятся с учетом основных пропорций головы, характера движения и перспективы сокращений. Для проверки парные опорные точки можно соединить легкими прямыми линиями.

3-я стадия. Анализ ошибок, допущенных на второй стадии рисунка. Окончательная прорисовка общей формы и деталей головы более сильными правильными линиями. Возможна легкая пометка светотеневого перелома.

4-я стадия. Построение собственных теней. Контрастное нанесение собственных и падающих теней по отношению света с учетом сечений общей формы головы и её частей. Прорабатывая тени по краям изображения головы, их не чернить, а делать несколько слабее, связывая с поверхностью бумаги и с пространством.

5-я стадия. Нюансы и переходы в тенях и на свету. Сравнение и обобщение всего изображения. Наряду с гипсовыми слепками необходимо рисовать оригиналы скульптуры, выполненных из различных материалов (мрамор, бронза, дерева и т.д.), обращая серьёзное внимание на скульптуры современных мастеров.

Вместе с  тем рисунок живой головы по ряду причин сложнее и поэтому требует большей профессиональной подготовки: умение при рисовании отбрасывать мелкие, второстепенные детали и подчеркивать главные существенные черты. Кроме того, в отличии от гипсовой, живая голова не может сохранять неизменным одно и то же положение и поэтому она еще в большей степени отвергает копировочный подход к построению формы как в линиях, так и средствами светотени.

Информация о работе Стадии работы над рисунком головы человека