Миф, как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания работы является рассмотрение мифа, как феномена культуры. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать мифологическую картину мира, в том числе дать определение понятию «миф» и сформулировать культурологические концепции его изучения;
Описать типологию мифов
Изучить функции мифа
Рассмотреть роль мифов в современном мире.

Содержание

Введение 3
1. Мифологическая картина мира 5
2. Основные типы мифов 8
3. Функции мифа 12
4. Современные мифы и их роль в культуре 14
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Миф как феномен культуры.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

4. Современные мифы и их роль в культуре

 

        Мифология в условиях цивилизации перестает быть фундаментом всей культуры. Современная мифология отличается от древней. Она менее устойчива, многое в ней изменяется под влиянием перемен в общественной жизни. Она более разнообразна, но своему смысловому содержанию. Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют свойственные им наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания. В современном мифологическом мышлении, как и прежде, царит дух мистицизма, однако многие мифы XX в. выступают в облике рационального знания.

Одна  из основных тенденций развития культуры XX века – активное обращение к  различным формам мифомышления и  мифотворчества. Представления об особой роли, которую в становлении художественной литературы играют мифология и фольклор, складываются в российской науке  еще в XIX, затем продолжаются в XX веке.

Благодаря кинематографу появилась возможность  не только представить себе умственно, но и реально увидеть, а увидев, прочувствовать, как выглядит душа человека после смерти, как прилетают  космические пришельцы и вступают в контакт с землянами, как  монстры и вурдалаки разрывают  людей, или пьют из них кровь и  т.д. Для сотен миллионов людей  искусственный мир кинематографа  стал не менее реальным, чем мир, окружающий их в повседневной жизни.  

Такие категории  мифологического мышления, как сверхъестественное и чудо, своеобразно актуализировались  в ХХ в. Благодаря техническим  достижениям многое из того, что  еще 150 лет назад казалось чистой фантастикой, стало повседневной реальностью. Например, телевизор или видеомагнитофон - это своеобразные модификации сказочного волшебного зеркальца, самолет как  бы воплотил в жизнь мечту о  ковре-самолете и т.д.

В фольклоре  многих народов существовало представление  о том, что в мифические времена  люди обладали чудесными способностями: они умели летать, знали секреты  вечной молодости и т.д., а потом  лишились этих способностей, так как  утратили магические приемы. Можно  сказать, что научно-техническая  революция вернула человека в  мифические времена, и он снова может  летать, мгновенно передавать сообщения  на гигантские расстояния и т.д.

    В настоящее время все еще сохранились мифологические корни нашего сознания. В школе их изучают на литературе и истории. При объяснении многих вещей опираются на мифологию.

Создаются и новые мифы, связанные с появлением новой, научной картиной мира. Выделяют  четыре группы современных мифов:

1. Мифы политической и общественной  жизни, которые создаются политиками, партиями и СМИ.

2. Религиозные и этнические мифы, связанные с самоидентификацией  этноса или верующих (например, различные мифы о России и православии их прошлом и современном состоянии).

3. Мифы, связанные с «внерелигиозными  верованиями» (например, об НЛО и инопланетянах, о снежном человеке, о всесильных экстрасенсах-целителях и т.д.).

4. Мифы массовой культуры, в центре, которых стоит миф об Америке  и американском образе жизни.

    Политическая мифология не отражает реальность и не стремится ее объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс.

     Политические мифы присутствуют  в политическом процессе современной  России, приобретая все большее  значение. Они проявляются в ритуалах  местного регионального и общегосударственного  уровня, государственных праздниках, использовании мобилизующей символики  политическими партиями, технологиях  политической конкуренции. В деградированной  форме политические мифы сводятся  к безответственной политической  рекламе и “черным” технологиям  в политике. 

   Одна из особенностей современных мифов заключается в том, что они распространяются с помощью СМИ. Сущностно важные идеи рождаются именно в органах власти, а не в СМИ и только тиражируются последними. Деятельность СМИ заключается в том, что они распространяют мифы, которые маскируют под информацию. Покой, порядок и заговоры против обывателей. Особое внимание, в современных мифах, уделено проблеме обыденного мышления. Можно охарактеризовать три константы массового сознания («покой», «порядок» и «справедливость»). Именно такой системой ценностей обусловлен бытовой консерватизм, который обращается к прошлому как к идеалу, ибо оно кажется уже застывшим и неизменным.  

    Итак, мифотворчество  в XX в. становится весьма распространенным. И это закономерно. Ведь мифологическое мышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается все в новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнает себя, и только миф удовлетворяет его любознательность, его потребности в познании.

 

 

Заключение

 

       Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.

        Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. 
          Миф – это система мировоззрения и мировосприятия. Миф представляет собой древнее знание, которое тщательным образом сберегалось на протяжении тысячелетий, поскольку являлось необходимым условием выживания социума.

        Подводя итог, можно сказать, что мифы играли большую роль в сознании людей. Миф является тем культурологическим фактором, который во многом может пролить свет в исследовании эволюции восприятия человечества. Миф как тень человечества присутствует в  любом виде деятельности.

          Миф предстаёт как всеобъемлющий и все проникающий феномен, организующий и регулирующий систему отношений человека и окружающего его мира.

          Таким  образом, цель работы, заключающаяся в рассмотрении мифа, как феномена культуры достигнута; поставленные задачи выполнены, а именно: мы охарактеризовали мифологическую картину мира, изучили типологию и функции мифов, а также исследовали роль мифов в современном мире. 

 

Список литературы

 

  1. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,2007
  2. Кравчук А. Закат Птоломеев. М.,2006
  3. Кравченко А.И. Культурология М.,2000
  4. Культурология: Энциклопедия в 2-хтомах.М.,1987
  5. Культурология / Под ред.А.А.Радугина
  6. Мифология Древнего мира / Под ред.И. Дьяконова.- М., 2006.
  7. Мифы народов мира. В 2-х т. / Под ред. Е. М. Мелетинского, С. А. Токарева.- М., 2007.
  8. Мифологический словарь. - М., 2002.
  9. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа.- Л., 2006.
  10. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока.- М.,2004.
  11. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л.,2001
  12. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М.,2004.
  13. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. 2005.

 

 

 


Информация о работе Миф, как феномен культуры