Католицизм - западная разновидность христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:37, реферат

Краткое описание

История развития католицизма - долгий процесс, растянувшийся на века, где было место и высоким стремлениям (миссионерство, просвещение), и стремлениям светской и даже мировой власти, и место кровавой инквизиции.
В средневековье в религиозную жизнь западной церкви входят пышные и торжественные богослужения, поклонение многочисленным святым мощам и реликвиям. Папа Григорий 1 включил в каталитическое богослужение музыку. Он так же пытался заменить культурные традиции древности «спасительным церковным просвещением».

Вложенные файлы: 1 файл

Католицизм.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

На Западе с самого начала брак духовенства скорее допускался, чем считался нормой. Там распространилась психология гнушения браком, на брачный  союз стали смотреть как на что-то нечистое, в особенности применительно  к священнослужителям. На Востоке  тоже существовало такое мнение, но оно было отвергнуто Соборами древней Церкви. Поместный Собор в городе Гангры, а затем и Трулльский Собор приняли специальные правила - каноны, в которых говорится, что, если кто отпускает жену свою или мужа своего не по стремлению к чистоте и благочестивой жизни, а по причине гнушения браком, таковой, если священник, - да будет извержен из сана, а если мирянин - да будет отлучен. Или если кто не желает принимать Причастие у женатого священника, потому что гнушается им, как живущим в браке, то таковой, если пресвитер, - да будет извержен, а если мирянин - да будет отлучен.

Отношение к браку как  к чему-то оскверняющему человека древняя Церковь решительно не приняла. Однако на Западе оно постепенно укреплялось  и привело к признанию всецелого обязательного целибата.

Рукоположение у католиков  сохраняется. Единственное отличие - в  том, что рукоположение епископа у них совершается одним епископом, а в Православной Церкви - не менее  чем двумя. А прочее по форме достаточно похоже.

Диаконов у католиков почти не осталось. Они формально признаются, но чин диаконского служения при совершении католического богослужения не нужен. Само богослужение сокращено - нет ектений. Сан диакона для католиков - это просто ступенька: посвящаемый на 10 минут рукополагается в диакона, чтобы после этого стать пресвитером. Фактически же диакон отсутствует, как у нас фактически отсутствует иподиакон (кроме тех, кто служит при епископе). Тем не менее у православных каждый, кто рукополагается во диакона, сначала посвящается в чтеца (то есть иподиакона) и некоторое время, пока он стоит и ожидает диаконской хиротонии, бывает иподиаконом. Примерно так же у католиков произошло с диаконским служением.

Таинство покаяния

Католики учат, что грехи подразделяются на простительные  и смертные. опутно необходимо заметить, что в некоторых наших молитвенниках, изданных в XX веке или западного издания, имеются перечни «семь смертных грехов» или что-нибудь подобное. Все эти списки - по семь, по восемь и по девять - благополучно перекочевали к нам из католических книжек.

Какой грех называли смертным святые отцы? Не формально  какой-то определенный: скажем, воровство или убийство. Исаак Сирин писал: «Грех к смерти есть тот, если кто, согрешая, в не раскаянии пребывает».

То есть смертным грехом является тот, в котором человек  не раскаивается. Он может быть по видимости  и мелким. Но если мелкая страсть крепко привязывает человека к земле и душа пребывает в не раскаянии, то и небольшой на первый взгляд грех может оказаться гибельным для души.

Святые отцы не делят грехи по каким-либо внешним  признакам на смертные и простительные. У католиков же такое деление есть. Кроме этого каждый грех делится на два составляющих его элемента: вина греха и наказание за грех.

В чем же особенность  католического учения об исповеди?

В крещении человеку прощаются все грехи: и смертные, и простительные: и в отношении  вины, и в отношении наказания. То есть в крещении человеку прощается все.

А в таинстве исповеди, как учат католики, все  происходит по-другому: смертные грехи  прощаются и в отношении вины, и в отношении наказания, но вот  простительные грехи прощаются  только в отношении вины, а наказание при этом остается. Наказание человек непременно должен понести. Отсюда и индульгенции, и учение о чистилище и о разного рода канонических наказаниях. Понести наказание - это способ дать Богу удовлетворение.

Поэтому после  исповеди, как правило, духовник выдает католику точный перечень канонических наказаний, которые тот должен понести за грехи. Католическое «Руководство по пастырскому богословию» - там написано, за какой грех, при каких обстоятельствах, в каком возрасте, при каких смягчающих, при каких отягчающих обстоятельствах и т. д. полагается такое-то наказание. Оно может быть увеличено, смягчено, за него может быть дана такая-то индульгенция. Одним словом, все очень точно расписано, и это понятно.

Ведь если видеть спасение в удовлетворении, которое непременно нужно принести, то важно не ошибиться, потому что если наказание дать меньше, чем полагается, то человек будет приносить его в чистилище, а духовник ответит за то, что он не наложил правильного наказания по мере исповеданных грехов.

Духовник здесь  выступает как судья, а не как  душепопечитель. Этот аспект весьма преувеличен  в католической пастырской практике.

И еще одна интересная особенность, связанная с католическим учением о спасительной действенности  таинств вне зависимости от расположения приступающего к таинству. Как считают католики, для того, чтобы таинство покаяния оказалось спасительным, не требуется глубокого сокрушения, продиктованного любовью к Богу, а достаточно легкого сожаления о грехах, продиктованного страхом или другими мотивами. Это учение католики выделяют как один из самых положительных моментов своей доктрины в учении о таинстве исповеди. В Римско-католической богословской энциклопедии, вышедшей в 1967 году, написано по этому поводу следующее:

«Превосходство нового закона как раз в том и состоит, что неполное сокрушение, не являвшееся достаточным для отпущения грехов ни в первобытной религии, ни в религии иудейской, становится достаточным в соединении с таинством в религии христианской». Получается, что подлинное покаяние, которое требовалось в первобытных религиях и в иудаизме, теперь не требуется (и в этом будто бы главное преимущество Нового Завета). Поэтому теперь на исповеди можно покаяться лишь слегка и, тем не менее, получить разрешение грехов. Это опять проявление того же формального, внешнего подхода к таинствам.

Таким образом, основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится все здание католицизма, следующие:

* учение об  абсолютной, единоличной власти  Римского епископа (папы) над Церковью, и о его непогрешимости;

* учение об  исхождении Святого Духа "и  от Сына" (лат. филиокве); эти  два пункта были основными  причинами отделения римской  кафедры в XI в.; логическим выводом  из учения об абсолютной, единоличной  власти папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870г.;

* изменилось  учение о спасении, о первородном  грехе, вследствие чего возникли  догматы об удовлетворении Богу  за грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях;

* в XIX и XX веках  были провозглашены два новых,  так называемых мариальных догмата:  о непорочном зачатии Девы  Марии (1854г.) и Ее телесном вознесении  на небо (1950);

* в 1962 - 1964 году  на II Ватиканском соборе подверглось  коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении человека.

Католицизму присущи  широкое почитание реликвий, культ  мучеников, святых и блаженных. Основой  католического богословия является томизм - учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое постоянно развивается и модифицируется применительно к современным условиям.

Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце  Средневековья, немало способствовал  развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

Богослужения  в католицизме отличаются торжественными формами их проведения. На протяжении многих столетий богослужебным языком являлся латинский, и только на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) было принято постановление о проведении богослужений на национальных языках.

Современная Римско-Католическая Церковь располагает огромной, подчиненной  строгой дисциплине армией духовенства  многочисленными монашескими орденами, миссионерскими и благотворительными организациями и учреждениями. К ней также примыкают многие светские массовые организации - политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Католическая Церковь имеет свою прессу, кино, телевидение и радиовещание, располагает сетью учебных заведений.

Католицизм  является доминирующей конфессией в  Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, на Филиппинах и в  латиноамериканских странах, и преобладающей  в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Последователи католицизма имеются в Германии (около 45% населения), в странах Балтии (главным образом в Литве и частично в Латвии), а также в западных областях Белоруссии и Украины.

Ватикан. Структура и организация католической церкви

Ватикан - государство-город, независимое государство, созданное по Латеранским соглашенитям (конкордату) между Римско-католической церквью и итальянским государством от 11 февраля 1929.

Ватикан расположен в западной части Рима на правом берегу р. Тибр. Здесь находятся собор  св. Петра и Ватиканские дворцы с музеями и библиотекой, административные здания, церкви, жилые дома, дворы и сады. Ватикан - самое маленькое государство мира. Его площадь 0,44 кв. км. Население (ок. 1000 человек) многонационально, преобладают итальянцы и швейцарцы.

Название «Ватикан»  произошло от названия одноимённого холма на берегу Тибра, на котором  в период раннего средневековья  был построен дворец, ставший с  конца XIV века постоянной резиденцией  главы католической церкви.

Система государственных органов Ватикана

Папе принадлежит  верховная законодательная и  исполнительная власть.

Практическое  руководство религиозной, политической и хозяйственной деятельностью  Ватикана сосредоточено в Римской  курии. Исполнением решений папы и координацией деятельности римской  курии занимается Государственный секретариат. Его главе - государственному секретарю - предоставлены все полномочия в области светского суверенитета; фактически он исполняет обязанности премьер-министра.

В составе Государственного секретариата действуют, в частности, секции по общим вопросам (внутренним делам) и по связям с государствами (иностранным делам).

Другие органы католической церкви и Ватикана: девять конгрегаций, или дикастерий (министерств), в том числе по вопросам вероучения; 11 папских комиссий; бюро; Апостольская библиотека и прочие учреждения. Юридические инстанции - Высший церковный суд, Высший трибунал Апостольского суда и местный трибунал.

Важнейшая из конгрегаций - Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной  Палатой), ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов - Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков.

Порядок поддерживает папская гвардия, состоящая из швейцарских гвардейцев.

Высшие консультативные  органы - Вселенский собор, коллегия кардиналов и епископский синод.

Административное управление территорией Ватикана осуществляют специальная Папская комиссия в  составе 5 кардиналов и подчинённый  ей губернатор. В 1968 году в целях управления создана Консульта - совещательный орган, в который входят 30 человек мирян (24 из них проживают в Риме, а 6 - почётные члены - иностранцы).

В случае отсутствия или  смерти папы текущими делами церкви и  Ватикана временно руководит камерленг Святой Римской церкви.

Статус Папы Римского

Папство - должность и  священный сан папы Римского как  главы Римско-католической церкви. Папа является епископом Римским, архиепископом  и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых.

Структура Католической Церкви

Структура Католической Церкви похожа на православную. Там есть епископат: митрополиты, архиепископы, епископы. Эта структура напоминает то, что было в древней Церкви.

У католиков есть и монашество, в отличие от православных католические монахи объединены в так называемые монашеские Ордена. Что это значит? У нас каждый монастырь живет своей самостоятельной жизнью и подчинен епархиальному архиерею.

Ставропигиальные монастыри  подчинены непосредственно Святейшему Патриарху. У католиков ряд монастырей с одним уставом подчиняется  одному общему главе, который называется генералом монашеского Ордена. Он, как правило, является настоятелем старейшего из монастырей этого Ордена. Монастыри Ордена могут быть разбросаны по огромной территории, даже по всему миру, но тем не менее у них есть единое общее руководство, которое направляет всю их жизнь.

Орден бенедиктинцев - самый  древний. Он возник еще в V веке. Его  основателем был святой древней  неразделенной Церкви Бенедикт Нурсийский. Это был монах, подвижник благочестия, который организовал первые монашеские общины на Западе и дал им устав, основанный на восточных уставах. Известен девиз преподобного Бенедикта: "Молись и трудись", который он положил в основу своего монашеского устава. В XII-XIII веках возникли Ордена францисканцев и доминиканцев, названные по именам своих основателей - католических подвижников Франциска и Доминика. Вступавшие в Орден францисканцев давали обет нищенствования.

Цистерцианцы - римско-католический монашеский орден, основан в 1098 г. в  Кото (лат. Cistercium, совр. округ Дижона, Франция) группой монахов-бенедиктинцев из Молезмского аббатства во главе с св. Робертом Молезмским. Их также называли Белыми Монахами за их белые или серые рясы под черными наплечниками. Цистерцианцы стремились создать общину, живущую по строгой версии монашеского устава.

Основанный св. Домиником  в 1216 году, Доминиканский орден окончательно оформился в ходе ряда собраний, происходивших в Болонье и  закончившихся в 1221-м. Они стали  первым католическим орденом, который  сконцентрировался на умственной, а  не на физической работе. Доминиканцы особенно преданны наставничеству. Следуя теологическим идеям св. Альберта Магнуса и св. Фомы Аквинского, доминиканцы предложили свою интерпретацию работ Аристотеля, которая стала идейно-философской основой христианства.

Информация о работе Католицизм - западная разновидность христианства