Католицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Католицизм является наиболее распространенным христианским направлением, имеющим приверженцев во всех концах земного шара. Согласно Данным (обычно преувеличенным) западной печати, в середине 80-х годов число верующих католиков составляло около 800 млн. человек - приблизительно 18% населения планеты. Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр, единого главу. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского, — Ватикан, крохотное город-государство в центре Рима. Государство Ватикан (площадь - 44 гектара, протяженность границ - 2600 метров, население - около 1 тыс. человек) имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты государственной власти, вплоть до небольшой гвардии и жандармерии.

Вложенные файлы: 1 файл

католицизм.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

  • Введение 

  • Католицизм  является наиболее распространенным христианским направлением, имеющим приверженцев во всех концах земного шара. Согласно Данным (обычно преувеличенным) западной печати, в середине 80-х годов число верующих католиков составляло около 800 млн. человек - приблизительно 18% населения планеты. Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр, единого главу. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского, — Ватикан, крохотное город-государство в центре Рима. Государство Ватикан (площадь - 44 гектара, протяженность границ - 2600 метров, население - около 1 тыс. человек) имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты государственной власти, вплоть до небольшой гвардии и жандармерии.

    Целью данной работы является выявить все признаки католицизма.

    По официальным  данным католической церкви (явно преувеличенным), в начале 1970 католиков насчитывалось 614 млн. (в том числе 250 млн. в Европе, 226 млн. в Латинской Америке, 55 млн. в США, 47,8 млн. в Азии, 32 млн. в Африке). Особенно много верующих-католиков (в процентном отношении к численности населения) в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских странах. В социалистических странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе. В СССР последователи К. имеются в Прибалтике, главным образом в Литве, в западных областях Белоруссии, Украины.

    Обособление Католицизма в христианстве началось в 3—5 вв. в связи с углублением экономических, политических, культурных различий между западными и восточными частями Римской империи, особенно после её раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую в 395. Основной причиной разделения общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную) являлось соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Впервые разрыв имел место около 867 (ликвидирован на рубеже 9—10 вв.), вновь произошёл в 1054  и был завершен в связи с захватом крестоносцами в 1204 Константинополя (когда из него вынужден был выехать польский патриарх).

    Являясь разновидностью христианской религии, католицизм признаёт её основные догмы и обряды; в  то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.

     

    Глава 1 Возникновение католицизма.

    Католицизм  возник одновременно с православием в результате раскола официального христианства на две ветви. Раскол произошёл  в период времени с 60-х гг. IX. в. до 50-х гг. XI в. В результате раскола в Западной Европе возникла конфессия, которую её последователи стали называть католицизмом (от греческого “католикос” - “всеобщий”, “вселенский”). В предыстории католицизма было одно очень важное событие, которое существенным образом повлияло на его последующую историю. В 756 г. король франков Пипин Короткий (так его прозвали за маленький рост: 1 метр 37 сантиметров) подарил папе Стефану III часть земель в Италии вместе с городом Римом. Так возникло папское государство.

    А в истории католицизма можно выделить восемь основных событий, восемь исторических вех. Прежде, чем раскрывать содержание восьми исторических вех, и для того, чтобы правильно оценить это содержание, сделаем небольшой философский экскурс. Часть исторических событий, о которых пойдет речь дальше, принесли сотням тысяч людей страдания, слёзы, кровь, смерть. Но мы обвиняем в этом не католическую религию как таковую, а фанатизм и экстремизм, которые имели место в руководстве католической церковью в средние века.

    Напоминаем, что фанатизм в своём внешнем проявлении есть нетерпимость к инакомыслию, нежелание спокойно, по-товарищески относиться к тем, кто думает о Боге или о земных проблемах иначе, чем думаете Вы. А экстремизм есть крайняя форма фанатизма, суть которой в применении насилия к инакомыслящим. История учит, что фанатики и экстремисты, неся горе другим людям, в конечном счёте никогда не добивались осуществления своих целей. Чего хотели добиться фанатики-папы и их ближайшее окружение в средние века? Они хотели расширения сферы влияния католицизма. А чего они добились? Ослабления влияния католицизма, отхода от него миллионов людей, разжигания вражды и ненависти в обществе. Как показывают факты, руководство католической церковью нашего времени сделало должные выводы из уроков прошлого. Современный католицизм это конфессия, которая активно пропагандирует и эффективно утверждает гуманистические идеалы. А теперь вернёмся к главной теме.

    Первая веха в истории католицизма - 1095 год. В  этом году папа Урбан II призвал верующих к крестовым походам на Восток. Под Востоком имелись в виду Палестина и Северная Африка, которые находились в то время во власти арабов-мусульман. Этот призыв открыл целую серию крестовых походов. Первый начался уже в следующем году после призыва (в 1096 г.), последний, восьмой, закончился в 1270 году. Всего крестовые походы на Восток продолжались 175 лет. Каковы их причины? По словам служителей культа, причиной было стремление христиан освободить от “неверных” ( мусульман) “святую землю” ( Палестину) и “гроб Господен” (Иерусалим). По словам историков, причиной было стремление светских и духовных феодалов увеличить свои богатства за счёт захвата земель и имущества, принадлежащих мусульманам. Чем закончились крестовые походы? Выражаясь футбольным языком: “вничью”. В течение первых шести походов (с 1096 по 1229 год) “крестоносцы” (так называли участников крестовых походов за кресты, нашитые или вышитые на их плащах) завоевали Палестину, а в течение двух последних (с 1248 по 1270 год) всё завоёванное потеряли.

    Все крестовые  походы несли людям беду: разрушения, слёзы, кровь, смерть. Но самую большую  беду народам Европы принёс четвёртый  крестовый поход. В 1202 году крестоносцы  отправились морским путём в  Палестину, но затем, изменив маршрут, высадились у города Константинополя, столицы Византии и духовного центра православных христиан. В 1204 г. крестоносцы штурмом овладели Константинополем. Христиане-католики обнажили меч против христиан-православных. Главный город православных христиан был христианами-католиками разрушен, разграблен, залит потоками крови. Из итогов крестовых походов все разумные люди и, в первую очередь, сами католики извлекли суровый исторический урок: никакая религиозная идея не может оправдать грабежи и убийства. Религия должна нести людям мир и покой, а не слёзы и кровь.

    Вторая веха в истории католицизма - 1229 год . В  этом году папа Григорий IX издал буллу (указ) об учреждении инквизиции. Слово  “инквизиция” в переводе с латыни означает “розыск”. Так назвали  особый церковный суд, созданный для борьбы с еретиками (напомним, что греческое слово “ересь” буквально означает “отбор”, “учение”, “школа”, а по смыслу - “ложное учение”). Еретиками называли тех же христиан, но мыслящих иначе, чем руководство католической церкви. В булле было дано приказание арестовывать еретиков, пытать их, предавать смерти, а их имущество конфисковывать в пользу церкви. Пытки и мучительная смерть (часто через сожжение на костре) - таково было крайнее выражение религиозного фанатизма в средние века. Инквизиция функционировала около 600 лет. Инквизиция в Европе была упразднена в 1808 году, в Америке - в 1826 г.

    В застенках  инквизиции тем или иным способом было замучено более 500 тысяч человек. По подсчётам исследователей, в одной  Испании за 327 лет (с 1481 г. по 1808 г.) от инквизиции пострадало около 300 тысяч человек (точно: 288 214 человек), из них около 35 тысяч (точно: 34 658 человек) были живьём сожжены на костре1. Представьте себе: людей живьём сжигали на костре только за то, что они о Боге, загробной жизни и других сверхъестественных явлениях думали не так, как об этом же думали руководители католической церкви.

    Третья веха - 1484 год. В этом году папа Иннокентий VIII издал буллу (грамоту, содержащую определённые распоряжения) о преследовании  ведьм. Этот документ провозгласил идею, что женщины могут быть ведьмами и требовал выявлять ведьм и предавать их суду инквизиции. От этой буллы в языки всех народов вошло выражение “охота на ведьм”. Под “охотой на ведьм” подразумевается преследование невинных людей, которые по тем или иным причинам не нравятся людям, имеющим власть. С конца XV века по конец XVII века (когда действие буллы было прекращено) около 100 тысяч женщин, объявленных “ведьмами”, погибли в застенках инквизиции.

    Четвертая веха - 1517 год. В этом году при папе Льве Х началась первая буржуазная революция в Европе, которую назвали Реформацией. В результате Реформации от католицизма отделилось особое религиозное направление, которое стали называть протестантизмом. Подробно об этом мы расскажем в следующей главе.

    Пятая веха - 1559 год. В этом году по распоряжению папы Павла IV был издан первый в истории  католицизма список запрещённых  книг. Слово “список” по-латыни звучит как “индекс”. В дальнейшем такие  списки, которые регулярно переиздавались, стали называть просто “индексами”. Верующим категорически запрещалось читать книги, включённые в индекс. В частности, запрещалось читать сочинения Коперника, Бруно, Галилея, Вольтера, Дидро, Руссо, Стендаля, Гюго, Бальзака, Франса, Гейне и многих других учёных, философов и писателей. Был занесён в индекс и роман Л.Н.Толстого “Воскресение”. Индекс переиздавался более 100 раз. Последнее его издание вышло в 1966 году. Дальнейшее издание индексов и действие прежних индексов по распоряжению папы Павла VI было прекращено.

    Шестая веха - 1572 год. В этом году в ночь на 24 августа по благословению папы Григория ХIII в Париже произошло массовое убийство кальвинистов (их тогда во Франции называли “гугенотами”) католиками. Ночь на 24 августа, как и день, у католиков посвящены памяти святого Варфоломея. Поэтому эту ночь стали называть Варфоломеевской ночью. В течение нескольких часов в Париже было убито более двух тысяч человек. Резня продолжалась в масштабах всей Франции две недели. Всего погибло около 30 тысяч кальвинистов. Трагические события той ночи хорошо описаны в романе французского писателя Проспера Мериме “Хроника времён Карла IX”. Отрывок из этого романа цитируется в главе 20-й “Роль религии”.

    Седьмая веха - 1870 год. В этом году при папе Пие IX было ликвидировано  папское государство. В сентябре 1870 года итальянские войска под командованием Гаррибальди штурмом взяли Рим. Это была прогрессивная акция, которая способствовала объединению Италии, её экономическому и политическому развитию. Пий IX обиделся, закрылся в Ватиканском дворце и объявил себя Ватиканским узником. Он поклялся, что не выйдет из дворца, пока ему не вернут светскую власть. Он так и умер в этом дворце в 1878 году. И последующие три папы не выходили из дворца: Лев ХIII (1878-1903 гг.), Пий Х (1903-1914 гг.) и Бенедикт XV (1914-1922 гг.). И только при папе Пие XI папы вышли из добровольного заточения.

    Восьмая веха - 1929 год. В этом году был заключён договор между  папой Пием XI и главой итальянского государства Муссолини о восстановлении светской власти папы. Папе была выделена часть Рима. Эту часть города обнесли высокой стеной и назвали городом-государством Ватиканом.

    Организация. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М., 1998, с.818) в мире около 1 миллиарда католиков. В Америке католики абсолютно  преобладают среди населения во всех странах, кроме США и Канады. Собственно поэтому центральную и южную часть Америки называют “Латинской Америкой” (в прошлом католиков называли “латинянами”). Католики составляют большинство среди населения во многих странах Европы: в Италии, Испании, Ирландии, Австрии, Бельгии, Венгрии, Португалии, Польше, Франции, Хорватии, Словении, Литве и, конечно, в Ватикане. В Азии есть одна католическая страна: это Филиппины.

    В католицизме можно выделить два течения, которые принято  называть так: 1/ католики латинского обряда и 2/ католики восточных обрядов. Первое течение основное: оно объединяет 98,4% всех католиков; ко второму течению принадлежат только 1,6% всех католиков1. Названия течений подсказывают, что они отличаются друг от друга некоторыми особенностями в проведении обрядов. Ну, а особенности в обрядах находят своё отражение и в некоторых особенностях вероучения. Эти особенности главным образом проявляются в обряде причащения и в учении об этом обряде. Сторонников второго течения называют ещё униатами (от латинского “унио” - “соединение”), ибо право католиков некоторых географических регионов на некоторые особенности в обрядах и вероучении оговаривалось в особых договорах как условие их унии (соединения) с основной частью католической церкви.

    Католицизм - самая крупная  и самая централизованная конфессия  в мире. Самое большое количество верующих (в сравнении с другими  конфессиями) объединены в одну церковь (её называют: Римско-католическая церковь) с одним церковным центром. И  хотя этот центр сейчас находится в городе Ватикане, его по традиции называют римской курией. Во главе церкви стоит духовный лидер, который именуется римским папой. Единая церковь структурно состоит из национальных католических церквей, подчинённых римскому папе и римской курии. Римским папа одновременно является и главой (монархом) города-государства Ватикан. Этот город со всех сторон окружён городом Римом. Его площадь - 44 гектара. Для сравнения укажем, что центральный парк культуры и отдыха в Санкт-Петербурге (“Елагин остров”) размещён на площади в 94 гектара. Название города объясняется следующим образом. Город размещён на холме, на котором во времена древнего Рима жрецы предсказывали будущее по внутренностям животным. Предсказания по-латыни - “ватикании”. Отсюда за холмом закрепилось название: “ватиканский”.

    Римского папу, избранного на конклаве (съезде) кардиналов ( кардинал - это самый высокий  сан в католицизме, если не считать  сана папы) 16 сентября 1978 года, зовут  Иоанн-Павел Второй. Его мирское  имя: Кароль Войтыла. Он поляк по национальности. Родился 18 мая 1920 года. Это первый глава католической церкви, который в прошлом был простым рабочим (каменотёсом и истопником на химическом заводе). Иоанн-Павел Второй пользуется уважением и популярностью не только среди единомышленников-католиков, но и во всем мире. Его глубоко уважают за многие прогрессивные акции: за мирные инициативы, борьбу за разоружение, призывы помогать бедным и страждущим, пропаганду терпимости к инакомыслию, за активное участие католической церкви в экологическом движении и др.

    Большое впечатление  на весь мир произвело публичное  покаяние папы Иоанна-Павла Второго 12 марта 2000 г., в день, который называют “Прощённым воскресением”. На торжественной воскресной мессе в соборе св.Петра папа попросил прощения у Бога и у населения земли за всё зло, совершённое католической церковью в прошлом. “Ни один народ никогда более не будет обижен; больше никогда Церковь не прибегнет к методам насилия; никогда более не позволит себе дискриминации, репрессий, презрения к больным и обездоленным”1, - пообещал папа.

    Общая характеристика вероучения католицизма. Как и в православии, основные положения вероучения в католицизме можно разделить на три слоя. Первые два назовем точно так же, как мы их назвали в православии: античнохристианский и православно-католический слои вероучения. Третий слой назовём специфически-католическим слоем вероучения.

    Информация о работе Католицизм