Католицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:33, реферат

Краткое описание

Католицизм является самым крупным направлением в христианстве.
Наибольшее распростанение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара.

Вложенные файлы: 1 файл

Католицизм.docx

— 76.18 Кб (Скачать файл)

Католицизм

Католицизм является самым  крупным направлением в христианстве.

Наибольшее распростанение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара. Слово «католицизм» происходит от латинского — «всеобщий, вселенский». После распада Римской империи церковь осталась единственной централизованной организацией и силой, способной приостановить наступление хаоса. Это обусловило политическое возвышение церкви и ее влияние на формирование государств Западной Европы.

Особенности вероучения "католицизм"

Католицизм имеет ряд  особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические  черты развития Западной Европы. Основой  вероучения признается Священное Писание  и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство. Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора (православие признает только первые семь), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия - целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов. Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается. Эта практика, называемая раздачей индульгенций, подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — протестантизма.

Католицизм следует никео-царьградскому Символу веры, но создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. было внесено добавление в Символ веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат. filioque - и от Сына). До настоящего времени это понимание является основным препятствием для диалога православной и католической церквей.

Особенностью католицизма  является также возвышенное почитание  Богородицы — Девы Марии, признание  догматов о ее непорочном зачатии  и телесном вознесении, в соответствии с которыми Пресвятая Богородица была взята на небо «с душой и  телом для славы небесной». В 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «Королеве Небес».

Семь таинств католицизма

Помимо общего для христианства учения о существовании рая и  ада, католицизм признает учение о чистилище  как промежуточном месте, где  душа грешника очищается, проходя через  суровые испытания.

Совершение таинств —  обрядовых действий, принятых в христианстве, с помощью которых верующим передается особая благодать, в католицизме  отличается рядом особенностей.

Католики, как и православные, признают семь таинств:

крещение;

причащение (евхаристия);

священство;

покаяние (исповедь);

миропомазание (конфирмация);

брак;

елеосвящение (соборование).

Таинство крещения совершается  путем обливания водой, миропомазание  или конфирмация — по достижении ребенком семи — восьмилетнего возраста, а в православии — сразу  после крещения. Таинство причащения у католиков совершается на пресном  хлебе, а у православных — на квасном. До недавнего времени только духовенство  причащалось вином и хлебом, а  миряне — только хлебом. Таинство елеосвящения — молитвенное служение и помазание  больного или умирающего особым маслом — елеем — в католицизме  рассматривается как церковное  благословение умирающему, а в православии — как способ исцеления болезни. Богослужение в католицизме до последнего времени совершалось исключительно на латинском языке, что делало его совершенно непонятным для верующих. Только II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службу и на национальных языках.

Чрезвычайно развито в  католицизме почитание святых, мучеников, блаженных, ряды которых постоянно  умножаются. Центром культовых и  обрядовых ритуалов является храм, украшенный произведениями живописи и  скульптуры на религиозные темы. Католицизм активно использует все средства эстетического воздействия на чувства  верующих, как изобразительные, так  и музыкальные.

 

Возникновение буддизма

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей  эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему  в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.

Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был  реальной личностью. Он был сыном  главы племени шакьев, родившимся в 560г. до н.э. на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений. Он ушел из дому, для того чтобы, общаясь с мудрецами, найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий. Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будда означает «просветленный». Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение. Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него появилось множество последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.

Истины Буддизма

Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем.

Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании  непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку  существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать  жизни.

Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это  возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение  жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм  избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются  только отрицательные суждения: это  не желание и не сознание, не жизнь  и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения  душ. В позднейшем буддизме нирвана  понимается как блаженство, состоящее  в свободе и одухотворении.

Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем  спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое  называют срединным путем, позволяющим  избежать двух крайностей: потакания  чувственным удовольствиям и  истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может  достичь очищения ума, спокойствия  и интуиции.

Вот эти состояния:

правильное понимание: следует  поверить Будде, что мир полон  скорби и страданий;

правильные намерения: следует  твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;

правильная речь: следует  следить за своими словами, чтобы  они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной;

правильные поступки: следует  избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;

правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;

правильные усилия: следует  следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться  на доброе;

правильные помыслы: следует  уяснить, что зло — от нашей  плоти;

правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо  тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках  истины.

Первые две ступени  означают достижение мудрости или праджня. Следующие три — нравственное поведение - шила. И наконец, последние три — дисциплина ума или самадха.

Однако эти состояния  нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек осваивает постепенно. Здесь все взаимосвязано. Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума  мы не сможем развить нравственное поведение. Мудр тот, кто поступает  сострадательно; сострадателен тот, кто поступает мудро. Такое поведение  невозможно без дисциплины ума.

В целом же можно сказать, что буддизм принес в религию  личностный аспект, которого раннее не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только благодаря личной решимости  и готовности действовать в определенном направлении. Кроме того, в буддизме достаточно четко прослеживается идея о необходимости сострадания ко всем живым существам — идея, наиболее полно воплотившаяся в буддизме Махаяны.

Основные направления  Буддизма

Ранние буддисты были лишь одной из многих соперничавших в  то время сект неортодоксального  направления, однако с течением времени  их влияние возрастало. Буддизм был  поддержан прежде всего городским населением: правителями, воинами, которые видели в нем возможность избавиться от верховенства брахманов.

Первые последователи  Будды собирались в каком-нибудь уединенном месте на период дождей и, пережидая этот период, образовывали небольшую общину. Вступившие в общину обычно отказывались от всякой собственности. Их называли бхикшу, что означает «нищий». Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое: три предмета одежды (верхняя, нижняя и ряса), бритву, иглу, пояс, сито, чтобы процеживать воду, выбирая из нее насекомых (ахимса), зубочистку, чашку для подаяний. Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая милостыню. Принимать пищу они могли только до полудня и только вегетарианскую. В пещере, в заброшенном строении бхикшу переживали период дождей, беседуя на благочестивые темы и практикуясь в самосовершенствовании. Близ мест их обитания умерших бхикшу обычно и хоронили. Впоследствии на местах их захоронений возводились памятники-ступы (куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом). Вокруг этих ступ сооружались различные строения. Позже возле этих мест возникали монастыри. Складывался устав монастырской жизни. Когда был жив Будда, он сам разъяснял все сложные вопросы учения. После его смерти устная традиция сохранялась еще длительное время.

Вскоре после смерти Будды  его последователи созвали первый буддийский собор для канонизации  учения. Цель этого собора, который  проходил в городе Раджагрих, заключалась в том, чтобы выработать текст послания Будды. Однако не все были согласны с принятыми на этом соборе решениями. В 380 г. до н.э. был созван второй собор в Вайшали, для того чтобы разрешить возникшие разногласия.

Особого расцвета буддизм  достиг во времена правления императора Ашоки (III в. до н.э.), благодаря стараниям которого буддизм стал официальной государственной идеологией и вышел за пределы Индии. Ашока много сделал для буддийской веры. Он воздвиг 84 тыс. ступ. При его правлении прошел третий собор в городе Паталипутра, на котором был утвержден текст священных книг буддизма, составивший Типитаку (или Трипитаку), и принято решение о рассылке миссионеров во все концы страны, вплоть до Цейлона. Ашока послал своего сына на Цейлон, где тот стал апостолом, обратив в буддизм многие тысячи людей и соорудив множество монастырей. Именно здесь утверждается южный канон буддийской церкви - хинаяна, которую называют еще тхеравадой (учением старейшин). Хинаяна означает «малая колесница или узкий путь спасения».

В середине последнего столетия до н.э. на северо-западе Индии скифские правители создали Кушанское царство, правителем которого стал Канишка, ревностный буддист и покровитель буддизма. Канишка созвал четвертый собор к концу I в. н.э. в городе Кашмир. Собор сформулировал и утвердил основные положения нового течения в буддизме, получившего названия махаяна - «большая колесница или широкий круг спасения». Буддизм махаяны, разработанный известным индийским буддистом Нагараджуной, внес много изменений в классическое учение.

Буддизм зародился и достиг значительного расцвета в Индии, однако к концу I тысячелетия н.э. он теряет здесь свои позиции и  вытесняется более привычным  для жителей Индии индуизмом. Можно назвать несколько причин, приведших к такому исходу:

развитие индуизма, который  наследовал традиционные ценности брахманизма  и модернизировал его;

вражда между разными  направлениями буддизма, которая  нередко приводила к открытой борьбе;

решительный удар по буддизму нанесли арабы, завоевавшие многие индийские территории в VII-VIII вв. и  принесшие с собой ислам.

Буддизм же, распространившись  во многих странах Восточной Азии, стал мировой религией, сохраняющей  свое влияние до настоящего времени.

Священная литературы и представления об устройстве мира

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное  место среди которых занимает палийский канон «Ти- питака» или «Трипитака», что означает «три корзины». Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины. Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому. Канон состоит из трех частей.

Винайя-питака, содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;

Информация о работе Католицизм