Инквизиция, как институт римско-католической церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 07:23, курсовая работа

Краткое описание

Церковь в эпоху Средневековья представляла практически независимую автономно управляющуюся политическую и духовную организацию. В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силу значимости христианских правил для средневекового религиозного общества каноническое право обязывало своими требованиями не только священнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные и политические установления «христианских государств».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе……3

1.1 Возрастание авторитета римско-католической церкви………………………6

1. 2 Политика римско-католической церкви в 5-11 веках……………………….12

1. 3 Возвышение папства в 12-13 веках…………………………………………..20

Глава 2. Инквизиция, как институт римско-католической церкви……………..26

2.1 Понятие и назначение инквизиции…………………………………………...26
2.2 Деятельность инквизиции……………………………………………………..27

2.3 Особенности воздействия инквизиции на систему европейского права…..35

Заключение…………………………………………………………………………37

Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Римско – католическая церковь в средние века.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)

 

 В середине IX в. появляются лжеисидоровы декреталии, представляющие собой сборник, составленный (больше чем на половину) из подложных документов. Основная идея декреталий сводилась к тому, что епископат должен быть поставлен под опеку римского папы. Согласно декреталиям, папа был свободен от ответственности перед королем и людьми. Мне кажется, что при помощи этого наполовину сфальсифицированного сборника, папство пыталось вернуть людям веру в святость римского епископа. Нечто подобное произошло уже в XIX в., в 1869 г., когда «Пий IX созвал Первый Ватиканский вселенский собор, который провозгласил догмат о непогрешимости папы».1

 

 В ходе ожесточенной  борьбы между римскими феодалами  и папством, из рук римского  епископа постепенно начинает  уходить светская власть. В результате  папа вновь оказывается под  контролем императора, но на этот  раз уже императора Франкской  империи. Император Франкского  империи Лотарь I издал Constitutio Romana, закон, который урегулировал отношения  папы и императора в пользу  последнего. Данный акт признавал  верховенство императора над  понтификом. Согласно этому закону  новоизбранный папа обязан присягать  на верность императору. Церковный  совет находился под контролем  императорского уполномоченного.

 

 Во второй половине IX в. феодальный распад и процесс  дальнейшей децентрализации власти  быстро усилился. После императора  Лотаря I территория империи раздробилась  на ряд самостоятельных феодальных  государств. В это время на  папский престол восходи Николай  I (858-867 гг.). Николай I произвел так  называемое разделение властей.  Он разрешил вечный спор между папой и императором за власть, решив, что впредь император не будет присваивать себе роли римского епископа, а папа имени императора. Исходя из такого представления о папстве, Николай I требовал всеобщего признания своего авторитета.

 

 В X в. папа попадает под контроль знатной семьи Теофилактов. Снова начинается борьба за папский престол, которая истощает казну папского государства. В результате распрей папа римский становится вассалом префекта Рима Альбериха Теофилакта. Он уже не утверждает кандидатуру, предложенную духовенством, а прямо назначает папу. Незадолго до смерти, Альберих взял клятву с римской аристократии, что при ближайших выборах папы они будут голосовать за его сына Октавиана. Кроме того, Альберих заявил, что светская власть передается его сыну по наследству.

 

 В 955 г. Октавиан  был избран римским папой, и  взошел на престол под именем  Иоанн XII. Но «молодой» папа (ему  было 18 лет) не мог руководить  целым государством. «Материальную  базу курии подрывали, угрожая  основам папского государства,  чрезмерные притязания земельной  аристократии, избавившейся после  смерти Альбериха от его террора.  Крупные представители итальянской  знати и духовенства постепенно  становились независимыми от  папы».1 Стало ясно, что папское государство не может существовать без королевской или императорской опеки, без сильной руки. Иоанн XII был вынужден искать светского покровителя, коего он, и нашел в лице германского короля Оттона I. Сам факт обращения папы за помощью к королю поставил Иоанна XII в подчиненное светскому правителю положение. Оттону не было нужно укрепление авторитета папы, ему нужна была лишь корона, полученная из рук папы римского. Оттон поощрял концентрацию крупных земель в руках епископов. Иоанн XII, поняв политику Оттона I, изменил присяге императору и вступил в переговоры с врагами Оттона, подстрекал венгров и византийцев напасть на Германию. Оттон I, в свою очередь, прибыл в Рим с целью организовать собор, на котором вскоре папа Иоанн XII был предан проклятью и низложен. Результатом проведения собора был закон, смысл которого состоял в том, что папа будет избираться с согласия германского императора.

 

 В середине XI в.  папство вступило в острый  конфликт с Византией. Папа  Лев IX (1049-1054 гг.) потребовал от  Византии возвращения папству  земель Южной Италии. Однако, Византия не пошла на поводу у Рима и собрала собор, на котором император Византийской империи обвинил Рим в искажении одного из наиболее существенных догматов веры («святой дух исходит не от одного Бога, но и от сына»). На основании этого, собор пришел к выводу, что дальнейшее общение Востока (Византии) с Западом (Римом) невозможно, и 1054 г. был ознаменован разделением церквей.

 

 Таким образом,  исключительное положение, которое  занимал папа в VII-IX вв. в Европе, свелось практически к нулю  в IX-XI вв. Папа перестал быть  самостоятельным правителем и  главой римско-католической церкви  одновременно.

1. 3 Возвышение папства  в 12-13 веках

Папство с середины XI в. добивалось посеместного восстановления канонического права, в том числе  и в вопросе о выборах духовных иерархов. Каноническое право представляет собой совокупность норм, сформированных на основе канонов – актов церковной  власти, имеющих силу закона. «Каноническое  право включает решения вселенских соборов, изречения отцов церкви, папские декреты, освященные церковной традицией, обычаи».1 В 1059 г. на Латеранском синоде, папа Николай II издал декрет об избрании папы римского коллегией кардиналов. С этого момента ни император, ни римская знать не могли избрать или назначить папу. Коллегия кардиналов была интернациональной по составу, таким образом, воплощая вселенскую церковь во главе с понтификом. Одной из причин возвышения папства в XII в. явилась организация крестовых походов. Крестоносцы, уходя в поход, отдавали свои земли церкви, «вплоть до благополучного возвращения». «Отдать церкви – означало защитить «осиротелую» землю от рук соперника с надеждой получить ее обратно при возвращении из крестового похода».1 Таким образом, за время крестовых походов церковь вновь возвратила себе земельные ресурсы. Так как крестоносцы редко возвращались, то церковь оставляла за собой право владеть их землей.

 

 Новая страница  в истории папства открывается  с началом понтификата папы  римского Иннокентия III (1198-1216 гг.). Папа  обратился к итальянцам с призывом  противостоять германской расе. Иннокентий возбуждал народные  массы против Германии, затем,  чтобы самому обрести над ней  власть. Папа подавлял всякую  попытку к независимости на  севере Папской области. Таким  образом, папа Иннокентий III используя  ослабление Германии, смог подчинить  себе не только епископат, но  и светских владык. Иннокентий III стал сувереном значительных  территорий в Европе: короли Скандинавии,  Португалии, Арагонии и Англии, владыки  Сербии и Болгарии признали  земельную зависимость от папы  и платили церкви огромную  дань. Другие государства платили  Грош Св. Петра, то есть ежегодное пожертвование Святому Престолу, и мирились с вмешательством папы в дела их государств. Иннокентий III организовал административный и фискальный аппараты, а точнее наделил их еще большей властью. «Штат куриальных советников и легаты, разосланные во все страны Европы, контролировали выполнение папских постановлений».2 Иннокентий III стремился превратить всех государей Европы в вассалов Святого Престола. В 1198 г. вдова Генриха VI признала вассальную зависимость Сицилии от Рима, а после ее смерти в том же году, папа Иннокентий III стал регентом при ее сыне Фридрихе II. В этом же году папа организовал IV крестовый поход против мусульманского Египта. Так как, у папы не хватило средств, чтобы оплатить услуги Венеции в организации крестового похода, он помог венецианцам в 1202 г. захватить их торгового конкурента – город Задар. После захвата Задара крестоносцы стали обсуждать перспективы вмешательства в византийские дела. Византия была обязана платить дань папе, но в 1204 г. византийский император Исаак II не смог расплатится с папой, и крестоносцы опустошили Константинополь.

 

 За год до  смерти Иннокентий III созвал в  Латеране величайший собор Средневековья  – IV Латеранский собор. Собор  осудил еретические учения и  призвал к борьбе с ними  как церковь, так и светскую  власть. Были выработаны юридические  основания для учреждения инквизиции, о которой пойдет речь в  следующей части курсовой работы. Христианам надлежало раз в  год исповедоваться у приходского  священника. Священникам вменялось  в обязанность сохранять тайну  исповеди. Собор предписал евреям  носить особую одежду и запретил  выходить на улицу в Страстную  Субботу. Папа Иннокентий III настоял  на принятии решений, которые  превращали крестовые походы  в постоянно действующий институт. Был установлен обязательный  трехлетний налог на церковь в размере 1/20 ее годовых доходов. Духовенству предписывалось регулярно вести проповедь крестового похода.

 

 Благодаря победам  Иннокентия III его победам папство  обеспечило себе процветание  на век вперед. При столь честолюбивом священнике, каким являлся папа Иннокентий III, преемники Престола Св. Петра достигли вершины своего величия. На Латеранском соборе Иннокентий III держался как «духовный и даже почти как светский властитель востока и запада. К стопам его легата сложил свою корону король Англии Иоанн, и Иннокентий мог гордится двумя самыми блестящими победами, какие когда-либо были одержаны над здравым смыслом и над человеколюбием – установлением догмата пресуществления и введением инквизиции».1

 

 Передача папством  владений сицилийской короны  Карлу Анжуйскому вызвала недовольство  арагонского короля Педро III, опасавшегося  чрезмерного усиления власти  Франции в Южной Италии. Результатом  этого спора явилось низложение  короля Педро III папой Мартином IV (1281-1285 гг.). Мартин IV передал французскому  принцу арагонскую корону и  призвал к организации крестового  похода на Арагон. Крестоносцы  предали «мечу и огню» все  побережье Арагона, однако, дойдя  до Барселоны из-за недостатка  армии (папско-французский крестоносный  флот был уничтожен в морском  сражении у Палермо) были вынуждены  отступить. Был заключен мир,  по которому папско-французская  коалиция понесла огромные потери: Неаполитанское королевство распалось  на две части – остров Сицилию,  доставшийся Арагону, и Южную  Италию с Неаполем, оставшихся  в руках французов. 

 

 С ликвидацией  германской проблемы, для папства  возникла новая – французская. Экономическая политика Франции к началу XIV в. создала благоприятную почву для развития центристских тенденций. Естественно, что папство отстаивало везде свое неограниченное господство и не допускало образования сильной власти, которая смогла бы оказать сопротивление притязаниям Рима. В это время «особая забота» о Франции становится в центре внимания папской политик. Папа старался не ссорится с Францией, уступая ей в территориальных вопросах. Но дружба между Римом и Францией была непродолжительной.

 

 В 1294 г. французский  король Филипп IV Красивый для  покрытия военных расходов в  войне с Англией, распространил  на духовенство специальный налог.  Но, это противоречило закону, согласно  которому на обложение налогом  духовенства и церковных земель  требовалось согласие Рима. Папа  Бонифаций VIII выступил с резкой  критикой французской политики  и запретил обложение налогом  духовенства без разрешения папской  курии. Филипп IV в свою очередь  запретил вывоз из Франции  золота, серебра и драгоценных  камней за границу, и папа  римский лишился возможности  получать средства из Франции.  Между тем, до Рима доходят слухи, что французский король распоряжается так, будто «на свете нет папы». 18 ноября 1302 г. появляется булла «Unam Sanctam», в которой говорилось, что на свете существует единая святая католическая церковь, кто не повинуется церкви, тот противится воле господней, а также в булле было сказано, что «короли должны служить церкви по первому приказанию папы» и папе принадлежит право карать светскую власть. Папа все еще надеялся на примирение с Францией. Однако, «государственный совет Франции по инициативе ближайшего советника Филиппа IV – Гильома Ногаре обвинил Бонифация VIII в том, что он противозаконно занимает престол и вынес решение о немедленном созыве собора»1 с целью низложения папы. Ногаре отправился в Италию, собрав всех противников папы в небольшой отряд, захватил и заточил папу Бонифация VIII в городе Ананьи, для того, чтобы помешать отлучению Филиппа IV от церкви. Вскоре папа был освобожден горожанами, но через три дня после этого (11 сентября 1303 г.) Бонифаций VIII умер в Риме от апоплексического удара. Новым папой был избран Бенедикт XI, который был вскоре отравлен.

 

 На конклаве 1305 г., не без вмешательства Филиппа  IV, папой был избран француз  Бертран де Го, принявший имя  Климент V. Климент, венчавшийся папской тиарой в Лионе, отказался переехать в Рим и перенес папскую столицу в Авиньон, положив тем самым начало Авиньонского пленения пап. Перенос папской столицы в Авиньон означал полное падение влияния сторонников «римского» папы. Авиньон находился во владениях французского короля, и он мог через своих сторонников диктовать политику, выгодную Франции. Но все большее количество стран становится недовольными авиньонского папы. Фактически, церковью управлял французский король.

 

 В 1328 г. римский  император выступает против авиньонского  папы Иоанна XXII. Император объявил о выборах нового папы (фактически антипапы). В Риме на папский престол был возведен Николай V. Но, спустя два года, лишенный поддержки римского императора, антипапа Николай V сдался на милость авиньонского папы Иоанна XXII и был заключен в авиньонском монастыре. В 1370 г. усиливается антифранцузская оппозиция итальянских городов. В 1376 г. папа Григорий XI в окружении 15 кардиналов окончательно покинули Авиньон. Флоренция воспротивилась «профранцузскому» папе и организовала бунт с намерением недопустить Григория XI в Рим. Но папа все-таки сумел подавить мятеж, вернулся в Рим и наложил на Флоренцию интердикт. Так закончилось Авиньонское пленение пап.

 

 В 1378 г., после  смерти Григория XI, опасаясь того, что 16 кардиналов, 11 из которых  были французы, выберут папу-француза, римляне постарались обеспечить  избрание итальянца, оказав непосредственное  давление на конклав, в Риме  папой избрали Урбана VI. Но через  три месяца французские кардиналы опираясь на своего короля Карла V объявили выборы в Риме недействительными и избрали папой француза – Климента VII. Резиденцией новоизбранного папы стал город Авиньон. Оба папы (авиньонский и римский) настаивали на своем законном избрании, предавая анафеме сторонников друг друга и наделяли своих сторонников одними и теми же постами в церковной иерархии. Началась Великая Схизм, расколовшая западнохристианский мир на два, а в 1409-1417 гг. даже на три лагеря. Великая Схизма продолжалась вплоть до 1417 г. 11 ноября 1417 г. Собор в Констанце избрал на папский престол Мартина V, чем положил конец Великой Схизме. Собор принял пять декретов и утвердил план реформирования церкви, средневековое устройство которой оказалось к тому времени совершенно непригодным. Декреты определили периодичность созыва вселенских соборов, процедуру утверждения пап, решения споров в случае повторения схизмы. Собор существенно ограничил права римского папы, урезал его доходы и провозгласил собор высшим органом власти, стоящим над папой. Но, в дальнейшем папство, опираясь на светскую власть, уклонялось от решений Констанцкого собора.

 

 Таким образом,  в XIV-XV вв. римско-католическая церковь  была раздираема борьбой пап  за власть. За этот период из-за  постоянных раздоров начинается  упадок папского могущества и  итогом всему явилось законодательное  подчинение папы собору.

Глава 2. Инквизиция, как  институт римско-католической церкви

 

2.1 Понятие и назначение  инквизиции

Инквизиция была создана  в начале 13 века для борьбы с альбигойской ересью во Франции, однако ее истоки следует  усматривать в более ранних акциях средневековой церкви, направленных против еретиков, и в системе судебного  расследования, использовавшейся светскими  судами в Англии и Франции для  изобличения преступников. Свое название инквизиция получила от лат. inquisitio –  термина, обозначавшего именно такую  форму судебного расследования  с участием присяжных заседателей.

 

 «В Средние века  еретиком считался тот, кто  продолжал пропагандировать свои  взгляды или свою религиозную  практику невзирая на неоднократные увещания и вразумления со стороны священнослужителей (священников, епископов или папы), указывавших этому человеку на то, что его убеждения или практика являются ошибочными и противоречат учению, принятому церковью»1. В соответствии с этим определением, церковь могла провозгласить кого-то еретиком лишь в том случае, если она, со своей стороны, обеспечивала выполнение ряда условий. Во-первых, церковь должна была располагать ясно сформулированным учением, касающимся спорного вопроса. Во-вторых, она должна была, при посредстве своих служителей, довести это положительное учение до сведения подозреваемого в ереси, чтобы указать ему на его заблуждения и исправить его взгляды. И, в-третьих, церковь должна была доказать, что подозреваемый пропагандировал свои ошибочные воззрения словом или делом и мог увлечь других людей на путь заблуждения. Однако на практике перечисленные условия далеко не всегда соблюдались церковью. Инквизиция была одним из самых жестоких учреждений, созданных людьми.

Информация о работе Инквизиция, как институт римско-католической церкви