Инквизиция, как институт римско-католической церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 07:23, курсовая работа

Краткое описание

Церковь в эпоху Средневековья представляла практически независимую автономно управляющуюся политическую и духовную организацию. В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силу значимости христианских правил для средневекового религиозного общества каноническое право обязывало своими требованиями не только священнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные и политические установления «христианских государств».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе……3

1.1 Возрастание авторитета римско-католической церкви………………………6

1. 2 Политика римско-католической церкви в 5-11 веках……………………….12

1. 3 Возвышение папства в 12-13 веках…………………………………………..20

Глава 2. Инквизиция, как институт римско-католической церкви……………..26

2.1 Понятие и назначение инквизиции…………………………………………...26
2.2 Деятельность инквизиции……………………………………………………..27

2.3 Особенности воздействия инквизиции на систему европейского права…..35

Заключение…………………………………………………………………………37

Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Римско – католическая церковь в средние века.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………………….3

 

1. Общая характеристика  средневекового государства в  Западной Европе……3

 

1.1 Возрастание авторитета  римско-католической церкви………………………6

 

1. 2 Политика римско-католической  церкви в 5-11 веках……………………….12

 

1. 3 Возвышение папства  в 12-13 веках…………………………………………..20

 

 Глава 2. Инквизиция, как институт римско-католической  церкви……………..26

 

2.1 Понятие и назначение  инквизиции…………………………………………...26

2.2 Деятельность инквизиции……………………………………………………..27

 

2.3 Особенности воздействия  инквизиции на систему европейского  права…..35

 

 Заключение…………………………………………………………………………37

 

 Список использованной  литературы……………………………………………...39

Введение

История государства  и права зарубежных стран относится  к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и  к науке о государстве и  праве.

 

 Конкретно-исторические  закономерности развития государства  и права имеют свою специфику  по сравнению с закономерностями  развития общества, ибо государство  и право занимает в нем особое  положение. Обладает относительной  самостоятельностью.

 

 В отечественной  литературе принято выделять  в истории человечества следующие основные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее время (ХХ в.). Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии государства и права.

 

 Историю часто  называют памятью народа, она  представляет собой гигантскую  лабораторию мирового социального  опыта. В силу своей познавательной  ценности, информативности история  государства и права - действенный  инструмент формирования исторического  сознания. Эта наука дает возможность  не только глубже понять государственно-правовые  реалии современности, но и  прогнозировать дальнейшее развитие  государства и права.

 

 Церковь в эпоху  Средневековья представляла практически  независимую автономно управляющуюся  политическую и духовную организацию.  В своей деятельности она руководствовалась  собственными, для себя выработанными  на базе библейских преданий  и христианской традиции правилами,  которые сложились в особую  систему канонического права.  В силу значимости христианских  правил для средневекового религиозного  общества каноническое право  обязывало своими требованиями  не только священнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные и политические установления «христианских государств».

 

 Такое особое  значение церковных правил опиралось  на доктрину исключительной, «единоспасающей  роли церкви». 

 

 Для выполнения  этой великой миссии Церковь  изначально наделена не только  правами духовного научения, но  и принуждения, обязанностью «искоренять  греховность дел и помыслов»  в верующих.

 

 В первые века христианства, даже когда оно стало официальной религией Римской империи (равно Западной и Восточной), вся организация церкви сводилась к самоуправлению духовных общин.

 

 С III века руководители  духовных общин и объединений  этих общин (епископы) стали постоянными,  профессиональными церковнослужителями.  Так начал формироваться клир  — совокупность наделенных особыми  религиозными и священными правами  служителей церкви. Права эти  приобретались в результате священных  обрядов, признанных таинством. 

 

 В свою очередь,  они давали основание самим  совершать богослужения и исполнять  обряды и таинства по отношению  к мирянам. Позднее, исходя  из доктрины о самоопределении  Церкви как совершеннейшего и  вполне свободного общества, сложилось  представление о неравенстве  в рамках ее: клир первенствует  над мирянами и принуждает  их в вере.

 

 Основной фигурой  церковной организации был епископ,  возглавлявший округ из нескольких  общин. Епископу принадлежала  и религиозная, и судебная власть; он же был вправе истолковывать  вопросы Писания и церковных  обрядов. В древнехристианской  церкви епископов избирали или  признавали в качестве таковых  явившихся божественными делами. В V в. в восточной римской церкви возникли более крупные объединения — патриархии и митрополии; последние распространились и на Западе.

 

 Одним из почетнейших  и древнейших епископских мест  был Рим -местопребывание, по преданию, св. Петра. С конца IV —к начала V в. римские епископы закрепили за собой право на особый статус главы всей церкви — папы.

 

 Особая роль  папы в западной католической  церкви проистекала из признания  его не просто вышестоящим  из епископов, но наместником  самого Бога, обладавшим равно  и светской, и церковной властью.  С основанием в VIII в. Папского государства с центром в Риме власть папы обрела вполне государственно-политический характер.

 

 Предметом изучения  темы курсовой работы является  Римско-католическая церковь и  то, какое влияние она оказала  на развитие общеевропейской  правовой культуры в средние  века.

 

 Задачи:

 

- показать роль  римско-католической церкви в  становлении и развитии современной  правовой системы стран Европы;

 

- показать воздействие  церковной инквизиции на развитие  европейского права.

 

- роль инквизиции и ее контроль за соблюдением законности.

 

 Цель курсовой  работы – показать особенность  западноевропейской модели средневекового  государства.

 

 При написании работы использованы работы Лозинского С.Г. «История папства» и Ковальского Я. В. «Папы и папство», а также учебники по истории государства и права зарубежных стран, книга известного шведского ученого Э. Аннерса «История европейского права», труды по истории Римско-католической церкви Рожкова В. Очерки по истории Римско-католической церкви, учебники по религиоведению.

1. Общая характеристика  средневекового государства в  Западной Европе

1.1 Возрастание авторитета  римско-католиченской церкви

Падение Западной Римской  империи означало окончательное  крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад  и вынуждено было проделать новый  виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным «варварским» королевствам, а, в конечном счете — к централизованным национальным государствам.

 

 Гибель Римской  империи, хотя и повлекла за  собой на долгое время утрату  богатейших духовных ценностей  античного мира (особенно его  политического демократического  наследия), не была регрессом в  истории государственности и  человечества в целом. Развал  Римской империи сделал возможным  выход на политическую арену  Западной Европы новых этносов  и народов. Они уступали римлянам  в политико-правовой культуре, но  сумели в средние века создать  свои, неизвестные странам Востока  и античному миру, исторически  более перспективные формы организации  экономической, социальной и политической  жизни.

 

 Важным катализатором  исторического развития, определившим  уникальность западноевропейской  цивилизации и в последующие  века, были унаследованные от  античности частная собственность,  выступавшая в средние века, прежде  всего в виде феодальных поместий, и хрис­тианская религия.

 

 Влияние античных  традиций в средневековой Европе  с большой силой проявилось  в эпоху Ренессанса, когда в  рамках феодального общества  с невиданной для всего тогдашнего  мира быстротой складываются  материальные и духовные предпосылки  капитализма.

 

 Историю средневековья,  которая охватывает в Западной  Европе более тысячи лет, принято  делить на периоды в зависимости  от тех ее аспектов, которые  составляют предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень  развития феодальных отношений,  культура, религия и т. д.).

 

 Так, в Европе  в период ранних (варварских) государств, когда формирующийся класс земельных  собственников-феодалов сплачивался  вокруг королевской власти, пользовавшейся  также поддержкой христианской  церкви и крестьян-общинников, первые, как правило, крупные государ­ственные образования приобретали форму раннефеодальных монархий.

 

 Развитие феодальных  поземельных отношений, базировавшихся  на натуральном хозяйстве и  на эксплуатации феодально-зависимого  крестьянства, порождало и новые  виды связей между земельными  собственниками разного ранга,  которые приобретали характер  феодальной иерархии. В условиях  крайней степени политической  децентрализации, фактически феодальной  раздробленности, единственным способом  организации и поддержания государственной  власти стали особые договорные  отношения, построенные на принципе  сюзеренитета-вассалитета. Средневековое  государство, превратившееся в  Западной Европе в IX—XIII вв. в  великое множество государств-поместий  и отличавшееся крайней степенью  экономической и политической  децентрализации, приняло форму  сеньориальной монархии.

 

 Экономический  подъем в XIII-XV вв., связанный с  ростом городов и развитием  торгового оборота, с накоплением  капитала, породил сословную консолидацию  западноевропейского общества. В  новых условиях стало возможным  постепенное территориальное объединение  государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей  поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно  становление сословно-представителъных  монархий.

 

 Наконец, в позднем  средневековье (16-17 века), когда полным  ходом идет разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Она смогла еще какое-то время обеспечивать экономическое развитие и умерять нарастающие общественные антагонизмы. Но при этом королевская власть все более возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-полицейскую силу, на устранение политической оппозиции.

 

 Таким образом,  на своей последней стадии  средневековое государство выступает  в форме абсолютной монархии. Падение абсолютизма означало  уже конец всего старого режима  и начало Новой истории, давшей  миру образцы представительной  и демократической государственности.

 

 Особенность западноевропейской  модели средневекового государства  определяется не только эволюцией  монархического строя и последовательной  сменой его форм. Для нее также  характерной является (особенно  в периоды децентрализации и  территориальной раздробленности)  диффузия политической (государственной)  власти, которая переходит от  короля в руки отдельных светских  и духовных магнатов, а также  в поместья крупных земельных  собственников. Сама политическая  власть, дающая возможность управлять  вассалами, крепостными и лично  свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атрибутом  земельной собственности.

 

 В таких условиях  связи государства с другими  элементами (институтами) политической  системы становятся особенно  сложными. В истории западноевропейского  средневековья сельская (крестьянская) община не порождала каких-либо  особых проблем для государства. 

 

 Она являлась  простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство,  и обладала минимальными административными  и судебными функциями. В политическом  плане она полностью находилась  под властью короля, сеньора или  церкви. Иначе строились отношения  государства с теми средневековыми  общественными институтами и  объединениями, которые в Западной  Европе обладали реальной политической  властью, прежде всего с церковью  и городами.

 

 Особенно сложными  и неоднозначными на разных  ступенях средневековья были  взаимоотношения государственной  (королевской) власти и христианской  церкви. Они нередко порождали  острые конфликты, а в ряде  случаев приводили и к прямому  противоборству.

 

 В раннем средневековье  «варварские» короли, принимая христианство  и получая тем самым поддержку  церкви, подносили ей большие  дары, прежде всего в виде обширных  земельных владений. Так церковь  постепенно превратилась в крупного  земельного, собственника, имеющего  по сравнению с самими королями  и светскими магнатами несомненное  преимущество, ибо церковные и  монастырские земли не подлежали  дроблению и возврату в мирской  земельный фонд.

 

 Отсюда возникла  поговорка, что церковь держит  земли «в мертвой руке». Однако  до IX—X вв. церковь, хотя ее  политический вес в обществе  неуклонно возрастал, не была  еще в полном смысле политической  организацией. Она являла собой  духовное сообщество, оказывающее  глубокое нравственное воздействие  на верующих, а также способствующее  формированию общеевропейской культуры  и самосознания. Церковь до XI в. находилась еще не под контролем римского папского престола, а под эгидой императоров и королей, обладавших в то время еще относительно сильной властью.

Информация о работе Инквизиция, как институт римско-католической церкви