Государство и церковь: правовое регулирование их взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Резкий подъем интереса к религии – весьма характерная особенность духовной жизни России последнего десятилетия. Надо отметить, что и во многих странах мира близящийся конец века и тысячелетия связывают с апокалипсическими пророчествами “конца света”, и прежде всего из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, который был как будто бы предугадан религией. Поэтому очень и очень потянулись к ней, пытаясь найти в этом надежду и спасение.

Содержание

Введение _____________________________________________ 3
Глава I. История правового взаимодействия Русской Православной Церкви с государством ______________________________________ 6

Глава II. Основные направления сотрудничества церкви и государства _______________________________________________________ 12

Глава III. Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви на современном этапе

3.1. Конституционные основы религиозной политики в РФ ___________________________________________________ 19
3.2. Федеральное законодательство о религиозной политике __ 24

Заключение ____________________________________________ 31

Библиография ________________________________________ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая11.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Другим новшеством являются положения, определяющие порядок деятельности на территории РФ иностранных религиозных организаций.        В п.2 ст. 13 говорится: «Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации. Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяются статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом». Подобное решение законодателя, по утверждению С. А. Авакьян, является вполне оправданным: «отправление культа может быть делом каждого конкретного человека независимо от его государственной принадлежности, но использование организационных средств для создания новых религиозных объединений без участия граждан РФ было бы неестественным»26.

Существует  необходимость  создания эффективной  система контроля и ответственности за нарушение  законодательства о свободе совести.  На основании ст.25 Закона надзор за исполнением указанного  законодательства осуществляет прокуратура Российской Федерации. Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляет орган, зарегистрировавший ее устав.       В то же время, очень сложно осуществить это на практике. Для полноценного реального контроля деятельности многочисленных новых религиозных организаций и объединений, необходимо  иметь огромный штат специальных сотрудников.  Думается, для надзорных и контрольных органов повседневное внимание к функционированию религиозных организаций не служит ни целью, ни тем более самоцелью. Только соблюдение законодательства требует их внимания.   Так, в соответствии с п.9 ст.8 религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности. Отсутствие указанных сведений в течение трех лет является основанием для обращения в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.

Одной из форм ответственности  религиозных объединений является ликвидация религиозной организации и запрет деятельности любого религиозного объединения в случае совершения ими нарушений, закрепленных ст. 14 Закона. Соответственно в перечень этих нарушений входят: нарушение общественной безопасности, создание вооруженных формирований, принуждение к разрушению семьи и еще длинный перечень деяний, ответственность за которые предусмотрена уголовным и административным законодательством.        

Несмотря на критические замечания в адрес  Закона представляется возможным выделить ряд положительных моментов. Так, ст. 4 Закона установила пределы вмешательства  государства в  дела церкви и религиозных объединений в дела государства. Государство не вправе возлагать на религиозные объединения выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления; вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а их должностные лица и военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.  В то же время, известны случаи, когда  в отношении протестантов военнослужащих, очень часто применяется негласная установка не допускать их в армию, хотя в некоторых гарнизонах командиры охотно сотрудничают с протестантами27. Возникали проблемы с обеспечением прав мусульман, служащих в Московском военного округе, так как ответственный за воспитательную работу в Московском военном округе, ввиду небольшого  числа военнослужащих мусульман (менее 1%), не считает эту задачу актуальной28.

Ч.3 ст.6.  запрещает  создание религиозных объединений  в государственных органах и учреждениях, а также в органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Хотя на практике эта норма нарушается. Так, к   2000 году в воинских частях Минобороны России (включая учебные заведения) было открыто 117 православных храмов, в погранвойсках- 7, в структурах МЧС -20, в органах налоговой полиции - 129. В общеобразовательной школе № 44 г. Иваново Ивановской области организованы «православные» классы с углубленным изучением православия два раза в неделю. Остальные школьники периодически знакомятся с православием  в «кабинете православного воспитания»30.  Эти факты демонстрируют угрозу раскола общества и государственных институтов по религиозному признаку.

Несмотря на отдельные  недостатки и некоторые противоречия, этот Закон отражал потребности переходного периода в сложившейся религиозной ситуации в стране на момент его принятия.    Все же данный Закон не разрешил всех тех проблем правового характера, которые возникают в деятельности религиозных организаций.  Принимая во внимание тот факт, что Закон содержит внутренние противоречия,  следует уяснить, что   на практике это приводит  к расширенному толкованию отдельных его положений, и, как следствие, нарушению прав граждан и религиозных объединений.   Наиболее распространенными фактами нарушения прав в области свободы совести являются: отказ в регистрации и перерегистрации  религиозным объединениям, воспрепятствование или ограничение деятельности зарегистрированных не православных объединений, распространение в СМИ недостоверной и порочащей информации о деятельности не православных  объединений, отказ со стороны органов местного самоуправления в предоставлении государственных (муниципальных) помещений для проведения благотворительных или познавательных мероприятий религиозных объединений31.

Заключение

История  взаимоотношений Церкви и государства непроста и насыщена столкновениями.

Главным признаком религии является вера в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему. Последователи религии недаром именуются верующими. Признаётся непознаваемость Бога и ряда догм, таких, например, как “Святая Троица”. Впрочем, непознаваемыми провозглашаются и глубинные тайны бытия.

Государство же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Её отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Государство низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно обоснованному. С этой позиции чудо – порождение слепой веры. Ученые нередко повторяют высказывание Д. Дидро: “Чем больше верят, тем больше чудес”.

Религиозная вера основана на чувстве, на интуиции, научная деятельность – на рассудочности, на правилах логики: установление достоверных фактов, поиск информации, выяснение действительных, естественных условий и причин очередной загадки природы. Религиозный опыт приобретается молениями и иными культовыми переживаниями.

Религия обращена к субъективной сфере человеческого бытия, осваивает мир и себя через культовые действия, сокровенные религиозные переживания. Верующий обозревает мир природы сквозь призму культа, и в этом видении мир окрашивается мистическим чувством. Более того, этот способ мировосприятия понуждает верующего искать Бога в себе, в своём духовном мире.

Отмеченные различия и противоречия между религией и государством ещё более резки в истории их взаимоотношений. Разумеется, они не конкурировали на поле познания – религия не изучает мир, она объясняет и осваивает его, опираясь на верования. Столкновения между Церковью и государством были обусловлены тем, что открытия последнего нарушило ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и “священных книг”.

В настоящее время созидательной духовной силой общества выступают традиционные религии. Голос в защиту семьи, нравственных ценностей, национальных интересов страны звучит со стороны Православия. Поддержание стабильности в Российской Федерации - это, во многом, заслуга традиционных религий. Цель государства в области отношений с религиозными организациями - не только прочный межрелигиозный мир и согласие, не только сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций.

Принцип отделения церкви от государства не значит, что государство должно отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем более этот принцип не предполагает, что государство не имеет права сотрудничать с ними в решении социальных проблем.

Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга.

Светскость государства нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот принцип предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга.

Будущее нашей страны во многом определяется и будет определяться ролью и местом в нашей жизни, Церкви, являющейся религией большинства и опорой российской государственности. Поэтому статус Русской Православной Церкви не только должен учитываться в политической и культурной жизни страны, но и в полной мере найти отражение в федеральных законах.

Библиография:

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ. М., 2011.
  2. Положение о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу//Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.- №5
  3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». 26.09.1997.Редакция от 25.07.2002. КонсультантПлюс: Проф
  4. Федеральный закон от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»//Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,.№39
  5. Указ Президента РФ от 14 января 2002 года № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу»//Собрание законодательства Российской Федерации.-2002.-№3

 

Литература:

  1. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно – правовой институт//Вестник Москов.университета. Серия 11.Право.-1999-.№1
  2. Армия – не место для межконфессиональных разборок. Интервью Олега Оскаленка, президента Союза христиан-военнослужащих//НГ-Религии. -2004.- № 4 (134)
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М., 1999
  4. Белогубова М.Н. Конституционно-правовой анализ содержания принципа светского государства в Российской Федерации, закрепленного в части1 статьи 14 Конституции Российской Федерации// http:sedmitza.ru/index.html?sid=1748did=2110
  5. Библейская энциклопедия. М., 1990 .
  6. Библия. Книги Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2006 .
  7. Болотов И.А. Лекция по истории древней церкви. М., 1995 .
  8. Бурьянов С.А.Свобода совести и светскость государства в России. Историко-правовой аспект//Юридический мир.-2003.-№1
  9. Доклад епископа Красногорского Саввы, председателя Синодального совета РПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами//Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя, 11 – 16 августа 2000 года. Материалы.- М., 2001
  10. Заключение о проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно - правовым обязательствам РФ //Российская газета.22 апреля 1999., №77// Официальный сайт газеты «Российская газета» - www.rg.ru
  11. Киммо Каариайнен, Дмитрий Фурман. Религиозность в России в 90-е годы // Старые Церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России.  М.: Изд.  Летний сад, 2000
  12. Красиков А. Религии, церкви, государство: Россия на рубеже двух столетий. М. Изд. Рос. Вести.  2001
  13. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституция Российской Федерации. Научно-практический словарь / Под науч. ред. И.С.Яценко.-  М., 2001
  14. Миронов О. Заключение о проверке соответствия федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам РФ. КонсультантПлюс: Проф
  15. Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 2000
  16. Одинцов М.И. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ по защите свободы совести.//Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия. Материалы семинаров/Под ред.А.В. Пчелинцева, Т.В.Томаевой.-М.,2000
  17. Патриарх Алексий II: даром свободы надо распорядиться достойно. "Коммерсант" № 10.06.2000.
  18. Пчелинцев А.В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт//Религия, политика, права человека.-М.,2002
  19. Пясковский Н.В. Церковь и народоправие. Изд.  Посев. – 2004, № 4.
  20. Радугин А.А. Введение в религиоведение. Курс лекций. М.: Изд. «Центр» 2003
  21. Религии мира// Под редакцией члена-кор. РАН Я.Н.Щапова. М.: “Просвещение”, 1994
  22. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика/Сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. - М.,2001
  23. Религия в истории и культуре. - М., 2008
  24. Религия и политика в современной России. М.,  1998
  25. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 2002
  26. Российские патриоты под знаменем ислама. Интервью председателя Совета Муфтиев России Равиля Гайнутдина//Независимое военное обозрение. -2004. -№ 1 (361)
  27. Создание религиозных объединений в государственных органах и учреждениях, а также в органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях //Журнал  Московской Патриархии.- 2001.-№5
  28. Устав Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор. 1994// Википедия. Свободная энциклопедия - http://www.wikipedia.org/wiki
  29. Церковь в переходном обществе. М., 1997
  30. Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики//Религия и право.- 2001.-№1
  31. Энтин М.Л. Политико-правовые последствия вступления России в Совет Европы//Моск.журн.междунар.права.1996.№3.С.97-106; Право Совета Европы и Россия.-Краснодар., 1996

1 Киммо Каариайнен, Дмитрий Фурман. Религиозность в России в 90-е годы // Старые Церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб., М.: Летний сад, 2000, с. 34

2 Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 3-е., М., 2000, с. 28

3 Религия в истории и культуре. – М.: Культура и спорт; Изд. «ЮНИТИ», 2008, с. 64

4 Красиков А. Религии, церкви, государство: Россия на рубеже двух столетий. М., 2001, с. 144

5 Библия. Книги Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2006, 1Тим. 2. 2.

6 Конституция РФ. М., 2011, ст.14

7 Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 2002, с. 184

8 Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 3-е. М., 2000, с. 87

9 Пясковский Н.В. Церковь и народоправие. Изд.  Посев. – 2004, с. 18

10 Библейская энциклопедия. М., 1990, с. 153

11 Патриарх Алексий II: даром свободы надо распорядиться достойно. "Коммерсант" № 10.06.2000, с. 88

12 Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика/Сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. - М.,2001.-С.4.

13См.: Энтин М.Л. Политико-правовые последствия вступления России в Совет Европы//Моск.журн.междунар.права.1996.№3.С.97-106; Право Совета Европы и Россия.-Краснодар., 1996.-С.5-22.

14Белогубова М.Н.Конституционно-правовой анализ содержания принципа светского государства в Российской Федерации, закрепленного в части1 статьи 14 Конституции Российской Федерации//http:sedmitza.ru/index.html?sid=1748did=2110

15 Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституция Российской Федерации. Научно-практический словарь / Под науч. ред. И.С.Яценко.-  М., 2001.-С.236.

16 Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики//Религия и право.- 2001.-№1.-С.5.

17 Пчелинцев А.В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт//Религия, политика, права человека.-М.,2002.-С.48.

18 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М., 1999.- С.196.

19 См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,.№39,ст.4465.

20 Эдельштейн М. Церковная экономика центральной России: приход, монастырь, епархия//Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая.- М., 2000. - С. 44 – 47.

21  См. :Собрание законодательства Российской Федерации.-2002.-№3.-Ст.192.    

22 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.- №5.- Ст.490.

23 Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики//Религия и право-.2001.-№1.-С.4.

24 Российская газета.22 апреля 1999г., №77.

25 Бурьянов С.А.Свобода совести и светскость государства в России. Историко-правовой аспект//Юридический мир.-2003.-№1.-С.15.

Информация о работе Государство и церковь: правовое регулирование их взаимоотношений