Государство и церковь: правовое регулирование их взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Резкий подъем интереса к религии – весьма характерная особенность духовной жизни России последнего десятилетия. Надо отметить, что и во многих странах мира близящийся конец века и тысячелетия связывают с апокалипсическими пророчествами “конца света”, и прежде всего из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, который был как будто бы предугадан религией. Поэтому очень и очень потянулись к ней, пытаясь найти в этом надежду и спасение.

Содержание

Введение _____________________________________________ 3
Глава I. История правового взаимодействия Русской Православной Церкви с государством ______________________________________ 6

Глава II. Основные направления сотрудничества церкви и государства _______________________________________________________ 12

Глава III. Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви на современном этапе

3.1. Конституционные основы религиозной политики в РФ ___________________________________________________ 19
3.2. Федеральное законодательство о религиозной политике __ 24

Заключение ____________________________________________ 31

Библиография ________________________________________ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая11.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви на современном этапе.

3.1. Конституционные основы религиозной политики в РФ.

Международно-правовые документы  определяют критерии осуществления  свободы совести в самом общем универсальном виде, что предполагает их конкретизацию в национальном законодательстве с учетом особенностей  конфессиональных отношений.

По справедливому замечанию  А. В. Пчелинцева: «впервые в истории  России в Конституцию включено положение, объявляющее общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы»12. Действующая Конституция содержит названное положение: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч.4 ст.15). Следует сказать, что формулировка ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации имеет существенные правовые последствия. Они состоят в том, что правоприменительные органы, включая Конституционный суд РФ и суды общей юрисдикции, в пределах их компетенции стали использовать нормы международного права в мотивировочной части при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. Вследствие этого российские юридические и физические лица на основе данного   конституционного положения получают право прибегать к нормам международного права в целях защиты своих прав.

Новая правовая ситуация складывается в области совмещения общепризнанных норм международного законодательства, которые затрагивают свободу  совести с национальной составляющей российского института свободы совести после присоединения России в 1998 г. к Уставу Совета Европы. Сам факт вступления  Российской  Федерации в Совет Европы в 1996г.13 актуализировал механизм имплементации в российскую правовую систему норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе касающихся свободы совести.

Вернемся к конституционным  нормам, касающимся свободы совести. Итак, в Конституции РФ 1993г. закреплены концептуальные основы  законодательства в области государственно-церковных  отношений. В статье 14 она определила Россию как светское государство с республиканской формой правления, обеспечивающей гражданам свободу совести и вероисповедания.

Существует мнение о  том, что, светский характер государства ошибочно отождествляется с антирелигиозным или атеистическим характером государства в Российской Федерации. Или же правовые нормы ч. 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации ошибочно толкуются как закрепляющие такое положение религиозных объединений в Российской Федерации, когда государство «равноудалено от всех религиозных объединений», а сами религиозные объединения загоняются в некую резервацию, где действуют совершенно обособленно, изолированно от всех остальных институтов гражданского общества14.

Видится наиболее приемлемым следующее толкование ст.14: «Светское  государство – одна из конституционных  характеристик государства, включенная в число основ конституционного строя (ст.14). Светский характер государства означает, что в России нет и не может быть… обязательной религии. Вместе с тем, гарантируется свобода совести, вероисповедания, свобода религиозных организаций».15

Избираемая Российской Федерацией светская модель  не идеальна и её реализация в различных сферах государственно-конфессиональных отношений сопровождается не только позитивными, но и негативными эффектами. Тем не менее, по соотношению положительных и отрицательных результатов и последствий она является оптимальной, предпочтительной в сравнении с другими теоретически возможными моделями государственной вероисповедной политики в поликонфессиональном и полиэтническом государстве, ставящем своей задачей соблюдение норм международного права,  защиту основных прав и свобод человека и гражданина16.

Основополагающей  конституционной нормой, закрепляющей свободу совести и вероисповедания  в Российской Федерации и определяющей содержание данной свободы как конституционного института является статья 28 Конституции  Российской Федерации. В соответствии со статьей 28:      «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Как уже отмечалось, ст. 28 Конституции Российской Федерации  гарантирует свободу совести  и вероисповедания каждому. Отсюда следует, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно  находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства в данной сфере.

В действующей  Конституции закрепленное в предыдущих конституциях право на атеистическую пропаганду и атеистические убеждения заменено на более нейтральное «иные убеждения». Под «иными убеждениями» следует понимать убеждения, связанные с категориями, имеющими отношение к совести, но отличающиеся от религиозных, такие как, свободомыслие, пацифизм, атеизм и т.д.17. Разумеется,  Конституция Российской Федерации прямо не предусматривает возможности иметь атеистические убеждения, осуществлять атеистическую пропаганду или иную атеистическую деятельность, создавать атеистические общественные объединения, но и не запрещает этого.  М.В.Баглай  убежден,  что в данной статье в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду18. Можно полагать, что свобода атеизма, атеистическая деятельность и атеистическая пропаганда могут иметь место при условии соблюдения законодательства Российской Федерации и не нарушения прав и свобод других лиц.

К  конституционным  нормам, закрепляющим и гарантирующим свободу совести и вероисповедания  необходимо отнести следующие  нормы, устанавливающие: 1)   принцип идеологического многообразия (ст. 13); 2)  светский характер государства и запрет на установление государственной или обязательной религии (ч.1 ст. 14);  3) отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом (ч. 2 ст. 14); 4) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии и убеждений, а также запрещение любых форм ограничения прав граждан по признаку религиозной принадлежности (ст. 19); 5) недопущение пропаганды или агитации возбуждающих религиозную ненависть и вражду и запрет на пропаганду религиозного превосходства (ст. 29);  6) право гражданина в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

Кроме того, свобода  совести и вероисповедания гарантируется  и иными нормами Конституции  Российской Федерации, косвенно затрагивающими  данный правовой институт. К ним можно отнести: 1) ч. 2 ст. 17, которая определяет, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (в том числе и  религиозные свободы и права); 2) ст. 18, устанавливающая положение о том, что все нормы права и действия властей должны учитывать в числе других и интересы конфессий и верующих; 3)ст.22, определяющая право на свободу и личную неприкосновенность, включает  невозможность задержания лиц по принципу исповедания определенной религии, если при этом не нарушаются законы государства; 4) ч.2 ст.55, в соответствии с которой «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Итак, в Российской Федерации созданы необходимые  конституционно-правовые основы осуществления права на свободу совести и вероисповедания как каждой личностью,  так  и  религиозными  объединениями.

Следует подчеркнуть, что  Конституция, закладывая основу государственно-церковных  отношений в РФ, не устанавливает  в то же время механизма реализации указанных принципов, их защиты от противоправных ограничений и посягательств. Указанный механизм реализуется в федеральных законах, нормативных актах Президента, Правительства и иных федеральных ведомств, законодательстве субъектов РФ. Все акты должны разрабатываться и приниматься  на основе Конституции, не должны противоречить ей, что, к сожалению, не всегда соблюдается.

 

3.2. Федеральное  законодательство о религиозной  политике.

Положения Конституции  РФ  и норм международного права  в области свободы совести получили дальнейшее развитие во многих нормативных правовых актах. К числу важнейших базовых законов в области свободы совести относится Федеральный закон от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»19.

Рассмотрим  основные положения Закона и  механизм его реализации.  Отметим,  Закон изначально   вызвал неоднозначную реакцию,  как  среди зарубежных, так и среди отечественных научных и  конфессиональных исследователей и правозащитных организаций.   Например, указание в тексте преамбулы Закона на «особую роль» православия в «истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» и перечня уважаемых государством религий, нарушает конституционный принцип равенства религиозных объединений перед законом, что на практике вызвало немало недоразумений. 

Привилегированный статус РПЦ в последнее время  закрепляется в подзаконных нормативных  правовых актах, которые устанавливают  льготы для избранных религиозных  организаций.  Особый статус РПЦ  выражается в том, что органы государства и местного самоуправления оказывают ей финансовую помощь в виде: прямых дотаций храмов, финансирования администрациями субъектов РФ православных изданий и учебных заведений, совместное учредительство региональными государственными органами и соответствующими епархиями официальных областных газет, содействия государственными органами деятельности фондов по сбору средств на воссоздание храмов, а также прямое участие региональных властей в таких фондах в качестве соучредителей20. Например, власти г.Москвы неоднократно оказывали финансовую помощь православным организациям и в форме прямого финансирования, и предоставляя льготы по уплате арендных платежей.

Кроме, оказания финансовой поддержки особый статус РПЦ проявляется в предоставлении ей широких полномочий в области воспитания и образования, в том числе обучения религии в школах. Предоставление отсрочки от службы в армии священнослужителям фактически является корпоративной льготой. Порядок  предоставления отсрочки регулируется Указом Президента РФ от 14 января 2002 года № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу»21, во исполнение которого Правительством РФ 23 января 2003 года было утверждено Положение о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу22.

Как указывает  М. Шахов, косвенное предпочтение, особое покровительство и помощь со стороны  органов власти в отношении какой-либо конфессии  могут оказывать на отдельного гражданина, на общество психологическое  давление, формирующее определенное отношение к религии. При этом, оговаривает: «вероисповедная политика не может не учитывать неравнозначную социальную роль конфессий, исполнять волю общества при избрании мер поддержки конкретных конфессий»23. В свою очередь, в Заключении о проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно - правовым обязательствам РФ Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации отмечается, что формулировка преамбулы является некорректной, так как создает условия для нарушения права на свободу совести и декларирует привилегированное положение отдельных религий24.

На наш взгляд, указание на особую роль какой-либо конфессии  нарушает принцип равноправия религий. Думается, что предпочтение одной  религии над другой и государственное закрепление этого положения более характерно для статуса государственной церкви.

Среди главных положений  закона, подвергшихся критике, отмечены те, в которых  все религиозные  объединения делятся на два уровня: религиозные организации и религиозные группы.  По мнению С.А. Бурьянова, самые главные противоречия и репрессивный потенциал Закона содержится в п.1 ст.6,дающий определение и признаки религиозного объединения и ст.12, определяющая непризнание создаваемой организации в качестве религиозной как основание для отказа в государственной регистрации25.

По сравнению с религиозными группами религиозные организации  наделены значительными преимуществами. Религиозные организации обладают всеми правами:   правом на создание образовательных учреждений и возможность обучать детей религии в государственных и муниципальных учреждениях (п.4.ст.5);  возможностью  получения налоговых льгот и иных льгот (ч.3 ст.4);  правом на государственную поддержку в преподавании общеобразовательных дисциплин в собственных образовательных учреждениях (п.3 ст.4); правом иметь при себе представительство иностранной религиозной организации (ч.5 ст.13) и т.д. И, прежде всего правом быть зарегистрированными в качестве юридического лица. Вторым же предоставляется единственное право - проводить  религиозные обряды и церемонии.

Формально - юридическими основаниями для создания религиозной  организации выступают качественный и количественный состав ее участников - не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, а также более чем пятнадцатилетняя продолжительность религиозной деятельности на данной территории, подтвержденная органами местного самоуправления (п.1 ст.9).

Данные положения закона, определяющие порядок создания религиозных  организаций, ставят возможности граждан реализовать свое право на образование религиозной организации (с правом юридического лица) в зависимость от того, какую религию (имеющую 15-летний «стаж» деятельности или нет, представленную централизованной организацией или нет) они исповедуют, что является грубым нарушением ст. 19 и ч. 1 ст. 30 Конституции РФ. Кроме того, они нарушают норму ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на объединение.

Налицо противоречие, присущее закону. С одной стороны, закон в соответствии с Конституцией РФ провозглашает ее светским государством; с другой стороны, под предлогом ограничения деятельности псевдорелигиозных организаций он вводит дискриминационные правила регистрации и перерегистрации религиозных организаций (п. 2 ст.7, статьи 9 и 11, ст. 27.), принадлежащих к конфессиям, которые давно укоренились в России. Таким образом, налицо дискриминация граждан по признакам веры.

Информация о работе Государство и церковь: правовое регулирование их взаимоотношений