Гендерные аспеты в исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:29, лекция

Краткое описание

Тема положения женщины в исламе и, в целом, гендерных аспектов ислама, долгое время рассматривалась односторонне и была полна стереотипов. В связи с возросшим интересом к данной проблематике важно выработать более объективный и целостный взгляд на роль и место женщины в мусульманском обществе, чем и определяется актуальность темы. Кроме того, в условиях религиозного ренессанса в странах постсоветского пространства, появилась категория женщин, сделавшая выбор в пользу исламского образа жизни. Эта инакомыслящие и инакоодевающиеся женщины должны быть поняты обществом, а для этого необходимы знания о гендерных аспектах ислама.

Вложенные файлы: 1 файл

СИЛЛАБУС шаповал .docx

— 29.64 Кб (Скачать файл)

СИЛЛАБУС

спецкурса «Образ женщины и гендерные аспекты ислама»

1. Преподаватель спецкурса:  Шаповал Юлия Васильевна e-mail shapoval74@mail. ru

2. Название дисциплины: Образ женщины и гендерные аспекты ислама.

3. Время и место  проведения спецкурса - по расписанию

4. Характеристика  спецкурса.

4.1 Актуальность  спецкурса.

Тема положения женщины  в исламе и, в целом, гендерных  аспектов ислама, долгое время рассматривалась  односторонне и была полна стереотипов. В связи с возросшим интересом  к данной проблематике важно выработать более объективный и целостный  взгляд на роль и место женщины  в мусульманском обществе, чем  и определяется актуальность темы. Кроме того, в условиях религиозного ренессанса в странах постсоветского пространства, появилась категория  женщин, сделавшая выбор в пользу исламского образа жизни. Эта инакомыслящие  и инакоодевающиеся женщины должны быть поняты обществом, а для этого  необходимы знания о гендерных аспектах ислама. Соответственно, данная тема и  актуальна и практически значима  для современного общества.

4.2.Цель изучения  спецкурса.

Цель спецкурса – дать целостное представление о гендерных  аспектах ислама. Показать дискуссионный  характер данной темы, рассмотреть  основные позиции по этому вопросу.

4.3. Задачи изучения  дисциплины.

·  показать изменение отношение к женщине в исламе по сравнению с доисламскими временами (джахилийя);

·  обозначить образ женщины в Коране и хадисах;

·  рассмотреть роль женщин в период распространения ислама;

·  изучить нормы поведения мусульманской женщины, её «внешний» и «внутренний» хиджаб;

·  дать представление о браке и семейных отношениях в исламе и показать дискуссионный характер этой темы;

·  рассмотреть вопрос о разводе в исламе и о правах женщины в случае расторжения брака;

·  показать роль женщины в воспитании детей в исламе;

·  обозначить роль и место женщины в обществе согласно исламу, её возможность реализоваться вне семьи, в своей профессии.

4.4.Содержание спецкурса: изучение гендерных аспектов ислама в дискуссионной форме с целью получения более объективного представления по этому вопросу.

4.5. Формы организации  обучения и кол-во часов.

4.5 План изучения.

I.  Образ женщины в исламе.

Отношение к женщине в  период джахилийи: практика убийства новорожденных  девочек в доисламские времена. Изменение отношения к женщине  в исламе. Образ женщины в Коране. Пророк Мухаммад о женщинах, об отношении  к женщинам. Природа женщины согласно исламу. Предназначение женщины. Роль женщин в распространении ислама.

Дискуссия.

Одна позиция.

Женщина вторична в исламе. Коран: «…Он сотворил из вас самих  жён для вас…» (Коран 30:21) или «Неужели они приписывают Аллаху ту, которую  растят в нарядах и которая  не способна ясно говорить при тяжбе» (Коран 43:18). То есть, женщина – существо второго сорта, проводящая время  в выборе нарядов и бестолковых  разговорах и отвлекающая от веры.

Другая позиция.

Библия также говорит  о сотворении женщины из ребра  мужчины. В Коране указано, что мужчины  и женщины равно ответственны перед Аллахом: «Верующие мужчины  и женщины являются помощниками  и друзьями друг другу. Они велят  совершать одобряемое и запрещают  предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и его Посланнику» (Коран 9:71). Соответственно, рай предназначен и для мужчин и для женщин, согласно исламу. В  Коране две женщины признаны совершенными: жена фараона и Марьям, родившая Ису (Коран 66:11,12). Впоследствии в исламе к указанным женщинам были присоединены первая жена пророка Хадиджа, Аиша-младшая  жена Пророка, рассказчица хадисов, Фатима – дочь Пророка и жена Али, далее подвижница Раби`а (VIII в.),у  шиитов Фатима, дочь восьмого имама  шиитов Али Ризы (гробница в Куме).

II. Нормы и стиль  поведения мусульманской женщины.

Концепция харама (запрета  и охраны) по отношению к женщине  в исламе. Хиджаб как символ мусульманской  женщины. «Внешний» хиджаб (одежда). «Внутренний» хиджаб (жизненная позиция, поведение женщины). Тема «затворничества» женщины в исламе: разные позиции. Отношение мужчины и женщины  в исламе: харам и халял (запретное  и разрешенное).

Дискуссия:

Одна позиция. Женщина в исламе – товар, «…она кому-то принадлежит. Сначала это отец, затем муж. Для всех остальных она табу, харам, запретна. Право владения ею … священно. Поэтому девушка, женщина – особо хранимое семейное «имущество», все члены семьи бдительно стоят на страже её чести» (5,с.188).

А) ислам запрещает уединяться посторонним друг другу женщине  и мужчине, т. е. тем, кто не является супругами или близкими родственниками, между которыми невозможен брак.

Б) женщина не может одна без сопровождения выходить из дома.

В) божественные предписания  в отношении женщины: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взоры  и оберегали своё целомудрие. Пусть  не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают головными  покрывалами вырез на груди и  не показывают своей красоты мужчинам, кроме своих мужей, или своих  отцов, или своих свекров, или  своих сыновей, или сыновей своих  мужей, или своих братьев, или  сыновей своих братьев, или сыновей  своих сестёр, или своих женщин, или своих невольников, или слуг из мужчин, у которых нет вожделения, или детей, которые не ведают о  женской наготе; пусть они не бьют своими ногами, так чтобы стали  видны скрываемые украшения…» (Коран 24:31). «Умеряй голос» (Коран 31:19).

Другая позиция.

Один из тяжких грехов в  исламе – прелюбодеяние. Ислам не просто запрещает прелюбодеяние, «он  ставит преграды на пути, ведущем к  этому запретному действию… Поэтому, всё, что возбуждает страсть, открывает  возможности к внебрачным связям между мужчиной и женщиной, способствует порядочности и непристойности, является запретным»(6, с.146-147). Отсюда все запреты: на вожделенный взгляд, на уединение  с мужчиной, на прогулки в одиночестве. Они оберегают женщину и её семью.

2. Хиджаб.

Одна позиция. Ношение хиджаба часто воспринимается как свидетельство ущемленного положения мусульманских женщин, как внешнее выражение «затворничества».

Другая позиция. В исламе всё тело женщины, кроме лица и кистей рук (по поводу стоп ног ведутся споры), для посторонних мужчин считается ауратом, то есть запретным. Обоснование этому следующее:

1)  «…Аллах предписывает верующим женщинам покрываться в просторные одеяния, дабы отличаться от неверующих и порочных женщин» (6, с.156) «О, Пророк, скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои покрывала (джальбаб). Так их будут лучше отличать от других женщин и не подвергнут оскорблениям» (Коран 33: 59)

2)  Обеспокоенность за честь женщины, на которую могут посягнуть блудники и беспутные.

3. «Затворничество»  в исламе.

А) затворничество женщин существовало во многих городских цивилизациях древности. В Вавилонии и Ассирии женщины  носили покрывала, закрывающие лицо. Особая женская половина дома (гинекей) существовала в античной Греции, в  индийских семьях затворяли женщин ещё в I в. н. э. и др. примеры.

Б) «затворничество» строго соблюдалось в основном среди  богатых слоев населения. В доме бедняка нет возможности выделить женскую половину дома, женщина работает, не надевая чадры, которая была бы помехой при работе.

III. Брак и семейная  жизнь в исламе.

Отношение ислама к браку. Реформа Мухаммада в сфере  семейно-брачных отношений. Брак как  договор в исламе, условия договора. Права и обязанности мужчины  и женщины в мусульманской  семье. Многожёнство в исламе. Смысл  многоженства. Браки с немусульманами: запретное и дозволенное. Временный  брак (мута).

1) В исламе нет монашества. Законный брак – срединный  путь между прелюбодейством и  безбрачием. Мусульманские авторы  приводят хадисы, в которых пророк  Мухаммад оценивает стремление  к безбрачию, склонность к монашеству  как отступление от исламских  норм.

В Коране: «О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!» (Коран 5:87), «Соединяйте браком незамужних женщин и праведных мужчин из рабов  ваших и рабынь. Если они бедны, Аллах обеспечит их своей щедростью…»(Коран 24:32)

Хадис: «Посланник Аллаха сказал: «Для трёх категорий людей Аллах  посылает свою милость: для того, кто  вступает в брак из желания жить целомудренной жизнью; для раба, стремящегося откупиться у своего хозяина, чтобы получить свободу; и для  того, кто сражается на пути Аллаха» (Ахмад, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хаким)

2) Кардинальная реорганизация  института брака и семьи, осуществленная  Мухаммадом по сравнению с  доисламскими временами джахилийи.

А) признание физического  отцовства, патрилинейная семья;

Б) чёткое установление степеней родства, при которых брак запрещён;

В) многоженство.

Дискуссия:

Неравноправное положение  женщины в семье.

Одна позиция

«Широко известно, что женщина  в мусульманском обществе поставлена в неравноправное, приниженное, можно  сказать унизительное положение  по сравнению с мужчиной» (5, с.166)

В подтверждение приводится аят: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они  расходуют из своего имущества (чтобы  содержать женщин). И порядочные женщины благоговейны, сохраняют  тайное в том, что хранит Аллах. А  тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах  и ударяйте их. И если они повинятся  вам, то не ищите пути против них, - поистине, Аллах возвышен, велик!» (Коран 4:34).

Другая позиция

Существует иная интерпретация  аята 34 из суры 4. В частности, интерпретация  Амины Вадуд (профессор исламских  учений, США): «Некоторые мужчины склонны  интерпретировать аят, приведённый  выше как безусловный признак  большего преимущества, данного Аллахом  мужчинам, чем женщинам. …Фаддала ( преимущество) не может быть безусловным, так как в Суре 4, аяте 34 не говорится, что «они (человеческие существа мужского рода) обладают большим преимуществом  над ними (человеческими существами женского рода)» Правильно читать аят так: «Некоторые (Ба’д) их них  превосходны над другими (Ба’д). Это очевидно, что использование  слова ба’д означает обращение ко всем людям. Все мужчины не способны превзойти всех женщин во всём. Некоторые  мужчины превосходят некоторых  женщин в чём-то. Тем самым, некоторые  женщины превосходят некоторых  мужчин в чём-то…Что касается значения слово каввамуна’ла (стоят над), то Пиктхол перевёл его как  «иметь кого-нибудь на попечении» …»(15)

Шейх Юсуф Кардави указывает, что в исламе брак – это договор, которым Аллах связывает мужчину  и женщину. «Ваши жёны для вас  одеяние, а вы – одеяние для  них» (Коран 2: 187). У каждого из супругов имеются свои права, которые они  должны блюсти, не злоупотребляя ими. Права основаны на взаимном равноправии, за исключением того, что касается тех особенностей, которыми наделены мужчины. «Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья  выше их по положению» (Коран 2:228). Под  выражением «выше их» подразумевается  руководящая и ответственная  роль мужчины, по мнению шейха. Шейх указывает  на взаимную терпимость супругов как  основу семейных отношений. Пророк сказал: «Пусть верующий мужчина с пониманием относится к верующей женщине. Если что-то в ней не нравится ему, может  понравится другая черта» (Муслим). В  Коране сказано: «Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны, то ведь может быть так, что Аллах  неприятное вам обратит во благо  великое» (Коран 4:19).

По поводу части аята 34 суры 34 «ударяйте их…». Когда жена упрямится и не желает повиноваться, мужу следует приложить максимум усилий, будь то ласковым словом, проникновенным увещеванием или мудрым наставлением, чтобы исправить её. Если такой  подход терпит неудачу, то муж может  ударить её рукой, при этом без  жестокости и не в лицо. По поводу тех, кто бьют своих жён Пророк сказал: «Такие не будут лучшими  среди вас» (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи).

В целом, воспринимается ли женщина в исламе как отдельный  индивид?

Первая позиция.

Нет. 1)На Востоке нередки  случаи, когда родители выдают своих  дочерей замуж не спрашивая их мнения. В Шариате есть прямое указание на возможность заключения брачного договора без согласия жениха и невесты. Для этого нужно, чтобы они  согласились на брак после его  заключения.

2) Замужняя женщина не  имеет права без разрешения  мужа выходить из дома. Пророк  сказал: «Для верующей в Аллаха  женщины недопустимо пускать  в дом того, кто неприятен её  мужу. Ей не следует выходить  из дому вопреки желанию мужа. Не должна жена слушать кого-то  вместо мужа. Она не должна  отказывать ему в ложе (в близости). Она не должна бить его (если  она физически сильнее его)…(аль-Хаким).

«Если «мусульманин» значит «покорный (Аллаху)», то мусульманка, по исламским канонам, должна быть покорна  и своему мужу, своему земному богу и властелину» (5, с.169). Главное для  замужней женщины ведение домашнего  хозяйства, приготовление пищи и  одежды для мужа. Если она не выполняет  эти обязанности, то муж имеет  право отказать ей в обеспечении  питанием, квартирой, постелью.

Вторая позиция.

Да, женщина воспринималась в исламе как отдельный человек. Это было большое достижение ислама по сравнению с доисламским периодом. Данной позиции придерживается западный исследователь У. М. Уотт (8, с.309). В  подтверждение он приводит практику махра (выкуп), который получает лично  женщина от жениха и который остаётся её неотчуждаемым имуществом даже в  случае развода. «Давайте женщинам их брачный дар от чистой души» (Коран 4:4)

Если замужняя женщина  вынуждена сама добывать для себя средства существования, она может  не повиноваться мужу.(10, с.133).

Инициатива развода могла  принадлежать не только мужчине, но и  женщине. «Она могла попросить своего мужа дать ей развод, предложив ему  некоторое вознаграждение…, но муж  имел право отказать ей в разводе» (8, с.307).

Муж обязан каждую четвертую  ночь проводить у жены, с которой  состоит в законном браке. Он не имеет  право не посещать законной жены в  течение более чем четырёх  месяцев.

Положения о степенях родства, при которых запрещался брак. В  доисламские времена наследники мужчины имели право жениться на женщинах, которые находились под  его опекой, включая его жёну и  дочерей без их согласия. Ислам  в этом контексте освободил женщин от традиционных ограничений. В Коране сказано: «Вам не дозволено наследовать  женщин против их воли». (Коран 4: 19). Аят 23 суры «Женщины» четко говорит  о степенях родства, в которых  запрет на брак не только по кровному родству, но и молочному: «Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки  со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас  молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жён, ваши падчерицы…жены ваших  сыновей, которые произошли из ваших  чресл. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах…».

Информация о работе Гендерные аспеты в исламе