Гендерные аспеты в исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:29, лекция

Краткое описание

Тема положения женщины в исламе и, в целом, гендерных аспектов ислама, долгое время рассматривалась односторонне и была полна стереотипов. В связи с возросшим интересом к данной проблематике важно выработать более объективный и целостный взгляд на роль и место женщины в мусульманском обществе, чем и определяется актуальность темы. Кроме того, в условиях религиозного ренессанса в странах постсоветского пространства, появилась категория женщин, сделавшая выбор в пользу исламского образа жизни. Эта инакомыслящие и инакоодевающиеся женщины должны быть поняты обществом, а для этого необходимы знания о гендерных аспектах ислама.

Вложенные файлы: 1 файл

СИЛЛАБУС шаповал .docx

— 29.64 Кб (Скачать файл)

Многожёнство. Ислам ассоциируется  с многожёнством. В Коране сказано: «Если вы боитесь, что не будете справедливы  к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы» (Коран 4:3)

Первая позиция. Многоженство говорит об унизительном положении  мусульманских женщин, которые вынуждены  делить мужа с другими женами.

Вторая позиция. 1)Аят о  многоженстве был ниспослан после  битвы при Ухуде, где погибло  более 70 мусульман и остались вдовы, о которых надо было позаботиться умме. Избыток женщин и большая  смертность среди мужчин и породил  многожёнство, чтобы все девушки  могли выйти замуж.

2) Практика многоженства  существовала до ислама без  ограничений. В исламе были  введены ограничения числа жён  четырьмя.

3) Обязательное условие  многожёнства – справедливое  отношение к женам на основе  равенства распределения между  ними еды, одежды, жилья, внимания. «Вы никогда не сумеете относиться  одинаково справедливо к жёнам,  если бы даже очень хотели  этого. Не будьте же полностью  благосклонны к одной, оставляя  другую заброшенной» (Коран 4:129)

Браки с немусульманами и  немусульманками. Коран допускает  женитьбу мусульманина на людях Писания  – иудейках и христианках.

Шейх Кардави: «Такая позиция  к другим религиям и народам свидетельствует  о терпимости Ислама (…) Если мусульмане составляют меньшинство в стране (являются диаспорой), мужчинам из мусульманской  общины в таком случае следует  запретить жениться на немусульманках, поскольку такие браки могут  лишать мужей находящихся в диаспоре мусульманок, что недопустимо» (6, с. 176-177) .

С другой стороны. Мусульманка  ни при каких обстоятельствах  не может выйти замуж за немусульманина, нет исключений. «…неверным не дозволено  жениться на них, а верующим женщинам не дозволено выходить замуж за неверных» (Коран 60:10)

Временный брак в исламе (мута).

Временный брак в исламе ( мута) заключался между двумя сторонами  на определенный период времени для  совместного проживания с оговоренной  оплатой. На первом этапе распространения  ислама он был разрешён Пророком, затем  был наложен запрет на муту. Практика временного брака сохраняется только у шиитов.

IV. Развод в исламе.

Допустимость развода  в исламе. Виды развода в исламе. Два основных вида: полный развод (талак  баин), развод с возможностью возврата к прежним семейным отношениям (талак  раджи), развод хулу, при котором  жена должна материально компенсировать мужу развод (отдать махр или другую собственность). Развод мубарат путём  отречения, где муж получает материальную компенсацию за согласие на развод. Правила развода. Обязательное соблюдение срока идда при разводе (от 3-х до 4мес.10дней, при беременности до родов).

Дискуссия.

Легкость развода в  исламе.

Одна позиция.

Керимов Г. М.: «Поразительно  то, что Ислам, так ревниво борющийся  против безбрачия и монашества, создаёт  очень лёгкие условия для расторжения  брака…И парадокс в том, что, несмотря на такую лёгкость юридического механизма  развода, у мусульман очень редки  разводы»(10, с.139)

Вторая позиция.

Шейх Ю. Кардави: «Развод  без насущной необходимости и  без применения всех средств, способствующих его предотвращению и направленных на разрешение конфликта, является незаконным и запрещён Исламом»(6, с.202). В подтверждение  приводится наличие периода идда, в течение которого разведенная  женщина остаётся в супружеском  доме. За этот период возможно примирение супругов. Только, если три раза произнесена  разводная формула (талак), то развод считается окончательным. Возможны другие аргументы

2. Права женщины при  разводе в исламе, или она не  имеет никаких прав?

Первая позиция. Еремеев  Д. Е.: «Мужчина может легко отказаться от жены, жениться бесчисленное количество раз, если, конечно, позволяет его  имущественное положение. Так, например, развод по-мусульмански – весьма простая  процедура: мужу достаточно трижды сказать  в присутствии двух свидетелей «ты  свободна» или три раза произнести слово «таляк»…после чего жена должна собрать вещи и покинуть дом мужа…Женщина может развестись только с неизлечимо больным, страдающим половым бессилием  или потерявшим рассудок супругом» (5, С.183)

Вторая позиция.

1. При разводе для мужчины  требование в исламе оставить  женщину с добром или отпустить  достойным образом. «Когда вы  даёте развод жёнам, то по  происшествии установленного для  них срока оставляйте их у  себя, согласно обычаю, или отпускайте  их по обычаю, но не удерживайте  с мыслью навредить им, преступая  закон…» (Коран 2:231)

2. Право разведенной женщины  на повторный брак.

3. Право женщины требовать  развод.

4. Сохранение за женщиной  личного имущества махра.

V. Роль женщины в воспитании  детей в исламе.

Высокий статус у женщины-матери в исламе. Коран и хадисы о статусе  матери. Семья, воспитание детей –  основное предназначение женщины в  исламе. Цель воспитания – вырастить  ребёнка в духе ислама, мусульманином. Судьба детей при разводе в  исламе.

Хадис гласит, что Пророк сказал: «В таком случае служи и  будь послушным матери, потому что  рай там, где она ступает» (Ахмад  б. Ханбал. Муснад; Насаи. Сунан). Очень  часто для подтверждения особого  статуса матери в исламе приводится хадис, повествующий о том, как один из сподвижников Посланника Аллаха спросил: «По отношению к кому мне следует  совершать добро, о Посланник  Аллаха?» Посланник Аллаха трижды ответил: «Матери», а на четвертый  раз сказал: «Отцу» (Аль-Бухари и  Муслим). Более того, в хадисах  Пророк говорит спрашивающим, что  служение матери стоит на первом месте  по сравнению с джихадом. Например, Посланник Аллаха сказал: «Иди, служи  матери и утешь ее. Если ты исполнишь  это, получишь награду как от большого паломничества (хаджа), малого паломничества (умры) и джихада вместе взятых» (Таргиб. Бухари. Муслим. Абу Давуд. Тирмизи).

VI. Мусульманская  женщина в обществе. Образование мусульманской женщины. Оценка профессиональной деятельности (вне дома) женщины в исламе. Профессии, разрешённые для женщины в исламе. Женщина в политике: позиция ислама. Женщина в правовой сфере: свидетельство в суде и наследственное право.

Дискуссия.

Профессиональная  деятельность женщины.

Одна позиция. Посланник Аллаха сказал: «Женщина должна заботиться о доме мужа своего и ответственна за тех, кто живет в нём» (аль-Бухари). Поэтому, работа вне семьи должна быть не правилом, а исключением. Дозволено работать, преимущественно, воспитателями, учителями, лечить женщин, заниматься ремеслом.

Другая позиция. В исламе нет запрета на работу вне дома. Эта работа не должна быть связана с запретным – продажей спиртного, азартными играми, слишком тесным общением с представителями противоположного пола. Жёны Пророка были известны своими умениями в различных видах деятельности. Хадиджа занималась торговлей, Аиша была прекрасной рассказчицей хадисов, Саида была специалистом в дублении кож. Главное помнить, что избранная работа не должна привести к нарушению установленных Исламом норм.

Женщина в правовой сфере.

Одна позиция. В суде показания одного мужчины, согласно шариату, приравниваются к показаниям двух женщин, а по наследственному праву сыновья получают двойную долю дочерей.

Другая позиция. Положение о свидетельских показаниях женщины обусловлено её природой как существа мягкого, склонного жалеть ближнего. Наследственные права дочери объясняются тем, что дочь выйдет замуж и будет на обеспечении мужа, а сыну надо будет самому материально содержать семью и нести за неё ответственность.

Литература.

1. Коран. Перевод смыслов  Э. Р. Кулиева: Издательский  дом «Умма»,

2004

2.Сахих аль - Бухари. Достоверные  предания из жизни Пророка

Мухаммада, да благословит  его Аллах и приветствует.- М., 2007

3. Хидоя. Комментарии мусульманского  права. Т.1.- Т., 1994

3. Мухаммад Али Аль-Хашими  Личность мусульманина.- М., 2003

4. Мухаммад Али Аль-Хашими  Личность мусульманки.- М, 2003

5. Еремеев Д. Е. Ислам:  образ жизни и стиль мышления.- М., 1990

6. Шейх Юсуф Кардави.  Дозволенное и запретное в  исламе.- М., 2007

7. А. Массэ Ислам. Очерк  истории. - М., 1963

8. Уотт У. М. Мухаммад  в Медине.- М., СПб, 2007

9. Ханиф С. Что должен  знать каждый об исламе и  мусульманах. –

Киев,1998

10. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы  шариата на проблемы современности.- М, 2007

11. Мухаммад аль-Газали  Права человека в исламе.- М., 2006

12. Хайдар Баш. Права  женщины в Исламе.– Казань, 2001.

13. Khamenei S. M. Woman`s Human Rights. –  Tehran: Bonyad Hekmat Islami Sadra, 2002

14. Сурдель Д., Сурдель  Ж. Цивилизация классического  ислама.- Екатеринбург, 2006

15. Amina Wadud-Muhsin. Qur`an and Woman. Liberal Islam.- New York and Oxford, 1998

16. Петрушевский И. П.  Ислам в Иране в VII-XV веках.- СПб., 2006

17. Худа Хаттаб. Справочник  мусульманской женщины.- М., 2002


Информация о работе Гендерные аспеты в исламе