Гендерные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:19, реферат

Краткое описание

Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Интенсивное развитие гендерного направления в современных социаль­ных науках в нашей стране показывает нам, что гендерные исследова­ния — это не только отклик на соответствующие тенденции в западных социальных научных дисциплинах, но и продолжение развития пробле­матики пола и межполовых отношений в отечественной научной тра­диции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность и понятие гендерных взаимоотношений………………………..4
2. Модели гендерных взаимоотношений…………………………………….....6
3. Гендерные группы как субъекты взаимоотношений………………….……8
4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде……...12
5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимо­действия………………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

гендерные отношения.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                       ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                       Кубанский социально-экономический институт

                                         Инженерный факультет

 

 

Специальность 080502.65 Экономика и управление на предприятии (НГП)

 

Дисциплина Социология

 

Реферат

                           На тему «Гендерные отношения»

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнил студент 2курса

                                                                                        группы 10-ЭУНГ

                                                                                        Щербань М.С.

                                                                                        Преподаватель Скиба К.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

                                         

 

                                                  Краснодар 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.      Сущность и понятие гендерных  взаимоотношений………………………..4

2.      Модели гендерных взаимоотношений…………………………………….....6

3.      Гендерные группы как субъекты взаимоотношений………………….……8

4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде……...12

5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимо­действия………………………………………………………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...22


ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Интенсивное развитие гендерного направления в современных социаль­ных науках в нашей стране показывает нам, что гендерные исследова­ния — это не только отклик на соответствующие тенденции в западных социальных научных дисциплинах, но и продолжение развития пробле­матики пола и межполовых отношений в отечественной научной тра­диции.

Пол — одна из ключевых категорий социальной жизни. Процесс отнесения людей, предметов и видов деятельности к «мужскому» и «женскому» роду называется тендерной типизацией. Объектом исследования являются гендерные взаимоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и понятие гендерных  взаимоотношений

 

Гендерные взаимоотношения — это различные формы взаимо­связи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Гендерные взаимоотношения — это:

- социально организованные отношений на уровне общества, между государством и гендерными группами;

- отношения между различными гендерными группами;

- отношения между субъектами разного пола;

- отношение личности к самой себе как представителю определен­ного пола.

Гендерные взаимоотношения «встроены» в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности. Поэтому гендерные отношения рассматриваются как одну из разновидностей социально-психологических от­ношений.

Прежде всего, надо отметить, что термин «гендер» нельзя отождествлять с  понятием «пол». Пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди де­лятся на категории «мужчины» и «женщины», а гендер — к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на эти же категории («мужчины» и «женщины

Гендер – это социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер означает «социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин».

Представления о личностных свойствах мужчин и женщин называют гендерными стереотипами.

Культурные стереотипы — это существующие на уровне общественного сознания образы полов, которые можно обнаружить в средствах массовой информации, искусстве и литературе. Личные стерео­типы относятся к индивидуальным убеждениям о типичных свойствах мужчин и женщин.

Функционирующие в обществе гендерные представления, стереоти­пы, установки как отражение общественного сознания по поводу соци­альных ролей и статусов мужчин и женщин, различных аспектов их взаимодействия усваиваются индивидами как субъектами гендерных отношений.

Выделяются два вектора измерения гендерных отно­шений: горизонтальный, где основным параметром будет дифферен­циация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который будет определяться параметром иерархичности позиций мужчин и жен­щин или гендерных групп. Причем эти параметры анализа гендерных отношений будут касаться двух сторон любого вида отношений: объек­тивной стороны, которая представлена реальными практиками взаимо­действия, и субъективной, т.е. гендерными представлениями, стереоти­пами, установками и социальной идентичностью мужчин и женщин или гендерных групп, в которых практики и модели взаимодействия будут проявляться и под влиянием которых будут изменяться, корректиро­ваться, модифицироваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Модели гендерных взаимоотношений

 

Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой модели отношений.

Первая модель — партнерские отношения — характеризуется следующим: это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие инди­видуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и ин­тересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами. Общение и взаимодействие отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них.

.

Противоположная модель — доминантно-зависимая модель отно­шений — не предполагает равноправия позиций: одна сторона занимает доминантную позицию, другая — зависимую. В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и примять цели, не согласующиеся с собственными устремлениями и целями. Доминантная позиция включает в себя такие проявления в поведении, как уверенность а себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, ему присуще презрение к слабости и вы­ражена потребность в силе ради нее самой.

Женщины в большей мере ориентированы на партнерскую систему взаимодействия, а мужчины — на систему доминирования. Это объяс­няется тем, что существующие в обществе нормативные представления о мужественности ориентируют на проявление таких особенностей по­ведения, как активность, напористость, целеустремленность, сила, вы­раженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение добиться своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление аг­рессивности и директивности. Представления же о женственности по­ощряют проявлять в отношениях с другими людьми уступчивость, мяг­кость, деликатность, скромность, застенчивость, отзывчивость, умение понять и простить другого, жертвенность и заботливость.

Таким образом, видим, что традиционные гендерные представления побуждают мужчин и женщин как субъектов межполового взаимодей­ствия формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются несимметричностью, проявляющуюся в том, что один субъект властвует над другим и стремится уподобить чувства или действия другого своим планам, замыслам и желаниям. Традиционные представления о мужественности-женственности побуждают мужчин проявлять доминантную позицию в межличностных отношениях, а жен­щин — зависимую, и такое соотношение позиций обусловлено всем предшествующим опытом полоролевой социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Гендерные группы как субъекты взаимоотношений

 

Группы мужчин и женщин являются основными субъектами гендер­ных отношений. Основными социально-психологическими признаками образования гендерных групп являются социальные роли мужчин и женщин и их социальный статус, означающий положение в социальной иерархии. В про­цессе гендерной социализации у мужчин и женщин формируется чувство «мы», являющееся основным показателем социально-психологической общности. Гендерные группы — это устойчивые социально-психологи­ческие общности людей, члены которых, осознавая себя как мужчины и женщины, разделяют и выполняют нормы полоспецифичного поведения.

В обыденном сознании утвердилась довольно устойчивое мнение о том, что личностные особенности мужчин и женщин принципиально различны. Распространенными, на сегодняшний день, являются и понятия «мужская психология», «женская психология». В настоящее время к общепризнанным понятиям относятся выявленные различия в когнитивной сфере личностного развития мужчин и женщин и в сфере социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных и пространственных способ­ностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у муж­чин — пространственные. Наименьшие различия установлены в вер­бальных способностях в пользу женщин, наибольшие — в пространст­венной переработке информации и в пользу мужчин.

В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины характеризуются дружелюбностью и контактностью. Наиболее ярко выраженные различия в социальном поведении мужчин и женщин касаются агрессивных реакций и действий. Существует немало убеди­тельных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем жен­щины.

Маскулинные черты однозначно не отождествляются только с лич­ностными особенностями мужчин, а фемининные — с личностными проявлениями женщин, эти характеристики присущи и одному и другому полу, но в различной пропорции. Среднестатистический мужчина обла­дает более высокой степенью выраженности маскулинных характерис­тик, а среднестатистическая женщина — фемининных свойств и качеств.

Существуют убедительные данные о там, что мужчины и женщины между собой не различаются по таким психологическим характеристи­кам, как уровень самоуважения, мотивация достижения, творческие и аналитические способности, способность руководить. По­лученные данные о незначительных различиях в индивидуально-психологических характеристиках между мужчинами и женщинами как представителями больших социальных групп не позволяют говорить об особом психологическом складе или о специфической женской или мужской психологии.

Ни в одном регионе мира женщины и мужчины не обладают равными социальными, экономическими и юридическими правами. Гендерное не­равенство проявляется в сфере доступа к ресурсам и распоряжения ими. в сфере экономических возможностей, в сфере власти и в реали­зации личных интересов. Гендерная стратификация — процесс, посред­ством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между гендерами — систематически оценива­емыми.

Для измерения стратифицированного гендерного пространства обыч­но используются следующие критерии:

—              Позиция в иерархии доходов и как следствие способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль жизни).

—              Власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп индивидов друг на друга).

Дифференциация и иерархичность как проявления гендерного нера­венства имеют место и в распределении мужчин и женщин по сферам производственной деятельности. Женщины, как правило, работают в менее престижных и хуже оплачиваемых производственных областях. Эта ситуация определяется как явление «профессиональной сегрегации». Различают вертикальную и горизонтальную профессиональную сегрега­цию.

Горизонтальная профессиональная сегрегация — это неравномерное распределение мужчин и женщин как работников в различных профес­сиональных отраслях. Вертикальная профессиональная сегрегация дей­ствует в рамках одной и той же профессиональной группы. Существующая внутренняя система стратификации в рамках одной профессии способствует тому, что мужчины по сравнению с женщинами занимают более высокие статусные позиции в рамках профессии.

Информация о работе Гендерные отношения