Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».
Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта
Проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта
Провести теоретический анализ определения «адаптация»
Изучить особенности уровня эмоционального интеллекта

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии....................................................................................7
1.1 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта….....7
1.2 Структура эмоционального интеллекта……………………………………17
1.3 Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)…………23
1.4 Связь ЭИ с адаптацией (эмоциональный интеллект как фактор успешной адаптации)……………………………………………………………………..…32
1.5 Определение адаптации, её виды и процесс………………………………34
Выводы по I главе……………………………………………………………....37
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта……….40
2.1 Организация и методы исследования…………………………………..…40
Литература………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 91.65 Кб (Скачать файл)

  В настоящее время в России  наиболее часто применяются четыре  методики измерения эмоционального  интеллекта.

Методика М.Холла

Наиболее широко используется методика М.Холла, которую представил Е.П.Ильин [Ильин, 2001]. Она почти идентична  методике EQ, опубликованной на сайте www.queendom.com. Методика состоит из 30 утверждений, разбивающихся на 5 шкал:

1)эмоциональная осведомленность;

2) управление своими эмоциями; 

3) самомотивация;

4) эмпатия;

5) распознавание эмоций других  людей.

Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу: от -3 – «полностью не согласен» до +3 – «полностью согласен». 
 
Однако И.Н.Андреева, описывая этот опросник, отмечает некоторое несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Она рассматривает управление своими эмоциями как эмоциональную гибкость, самомотивацию – как произвольное управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей – как способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Также стоит отметить отсутствие какой-либо информации по психометрике данного теста как при его создании, так и при переводе. Это лишает нас права рассматривать данную методику как адекватное и валидное средство измерения эмоционального интеллекта. С этой точки зрения удивляет ее широкое распространение, что еще раз поднимает вопрос о компетентности и этике психологов.

Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT)

Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней модели Дж.Мэйера и П.Сэловея Н.Шутте с коллегами.Она состоит из 33 утверждений, разбивающихся на 3 шкалы:

1) оценка и выражение эмоций;

2) регулирование эмоций;

3) использование эмоций при решении  проблем.

Ответы даются по 5-балльной шкале: от 1 – «это совершенно не обо мне» до 5 – «это точно про меня». Оценки по шкалам получаются методом суммирования полученных баллов по ключам.

  Этот опросник показал достаточно  хорошие психометрические показатели  при конструировании: внутреннюю  надежность (ά Кронбаха = 0,90), тест-ретестовую надежность на уровне 0,78 и очевидную дискриминативную валидность. Единственным минусом данной методики является ее незащищенность от социально желательных ответов испытуемых. Также нигде нет никаких данных о проведении психометрики после перевода методики на русский язык и адаптации на русскоязычной выборке. Однако несомненным плюсом этой методики является простота в использовании и обработке.

«Эмоциональный интеллект-2» (ЭмIQ-2)

ЭмIQ-2 – методика, созданная в  России. Работа над тестом началась в 2004 г. Первоначальная версия теста («Эмоциональный интеллект-1») была создана Е.А.Орёл на базе западных исследований по данной тематике. Дальнейшая разработка теста («Эмоциональный интеллект-2») осуществлялась В.В.Одинцовой под научным руководством А.Г.Шмелева [Одинцова, 2006]. 
 
Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы в шесть шкал.

1. Общая шкала (суммарный балл  по всем шкалам). 
2. Самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определенную «психологическую защиту» от неприятностей).

3. Самоконтроль (шкала отражает  наличие у респондента внутренней  мотивации, самодисциплины, настойчивости  в достижении поставленных целей). 
4. Выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций других людей).

5. Социальная чуткость (шкала отражает  способность респондента правильно  понять и оценить мотивы, стоящие  за поведением окружающих его  людей, и адекватно на них  реагировать на основе этого  понимания).

6. Самооценка чуткости (шкала отражает  оценку респондентом собственных  качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения  окружающих). 
 
  Стандартизация существующего варианта методики проводилась на широкой выборке добровольцев, выполнявших интернет-версию методики в ее исследовательском варианте, на сайте HR-лаборатории «Гуманитарные технологии» (свыше 600 протоколов).

  Стоит отметить большую практическую  направленность данной методики. В качестве сферы ее применения  рассматриваются психодиагностические  исследования личности взрослых  людей с целью выявления направлений  психологической помощи, самопознания, а также использование в качестве  дополнительного инструмента диагностики  при подборе и оценке специалистов, сфера деятельности которых непосредственно связана с общением (руководители, менеджеры по продажам, бизнес-тренеры и т.д.).

Тест ЭмИн Д. Люсина

  Тест ЭмИн Д. Люсина опирается  на собственную модель эмоционального  интеллекта автора. Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом. Правда, определение, предложенное Д. Люсиным, перекликается с моделью Х.Гарднера, который полагал, что эмоциональный интеллект является частью социального интеллекта. Личностный интеллект разделен на интер- и интраперсональный, что предполагает знание о себе и других [Gardner, 1993]. 
 
На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов. 

1. Межличностный эмоциональный интеллект.

1.1. Шкала М1. Интуитивное понимание  чужих эмоций.

1.2. Шкала М2. Понимание чужих  эмоций через экспрессию;

1.3. Шкала МЗ. Общая способность  к пониманию чужих эмоций;

2. Внутриличностный эмоциональный интеллект.

2.1. Шкала В1. Осознание своих  эмоций;

2.2. Шкала В2. Управление своими  эмоциями;

2.3. Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.

  Предлагаемая модель эмоционального  интеллекта, как утверждает автор,  принципиально отличается от  смешанных моделей тем, что  в конструкт не вводятся личностные  характеристики, которые являются  коррелятами способности к пониманию  и управлению эмоциями. Допускается  введение только таких личностных  характеристик, которые более  или менее прямо влияют на  уровень и индивидуальные особенности  эмоционального интеллекта. 
  Тем не менее данная методика не может быть отнесена и к моделям способностей, ввиду того что является опросником, основанным на самоотчете. 
  Работы по стандартизации и изучению психометрических показателей данного теста продолжаются, поэтому трудно судить о надежности и валидности данной методики. Параллельно Д. Люсин ведет работу по созданию новой версии теста, в которую будет добавлена шкала, измеряющая способность к управлению чужими эмоциями, уточняется содержание шкал для повышения их надежности, продолжается сбор данных для проверки валидности опросника.

 

1.4 Связь эмоционального интеллекта с адаптацией (эмоциональный интеллект как фактор успешной адаптации)

  Значение эмоционального интеллекта  для адаптации остается неясным.  Особенно много вопросов возникает  в связи с теми заданиями,  которые используются в тестах. Например, действительно ли способность  точно определять эмоцию по  выражению лица на картинке  позволяет более эффективно выстраивать  социальные взаимодействия? Существующие  исследования пока не позволяют дать однозначные ответы на подобные вопросы. Одним из активно изучаемых аспектов адаптации является совладание. Например, Р. Бар-Он (Bar-On, 2000) связывает высокий ЭИ со стратегиями совладания, направленными на проблему, считая их наиболее адаптивными. Низкий ЭИ связывается им со стратегиями совладания, направленными на эмоции или на избегание проблем. Кажется парадоксальным, что люди с высоким ЭИ должны, согласно этим взглядам, избегать совладания, направленного на эмоции. На самом деле относительная эффективность разных стратегий совладания находится под вопросом. Стратегии, сосредоточенные на проблеме, нередко оказываются более эффективными, чем стратегии, сосредоточенные на эмоциях. Однако есть много исключений из этого правила, так как одна и та же стратегия может успешно работать в одном контексте и оказываться малоэффективной в другом. К тому же часто невозможно четко определить степень эффективности той или иной стратегии, приходится оставаться на уровне приблизительного качественного описания.

  Исследования личностных черт, связанных с ЭИ, также показывают, насколько трудно оценить истинную адаптацию человека. Обычно каждая черта имеет положительные и отрицательные стороны. Дж. Мэттьюс с соавт. предположил, что полюса факторов в моделях личности типа «Большой пятерки» отражают адаптивные выборы, являющиеся центральными для человеческого существования. Так, эмоциональная стабильность позволяет противостоять угрозе напрямую, а противоположный ей нейротизм позволяет предвосхищать угрозы и избегать их. Таким образом, конкретная черта может быть адаптивна в одной среде, но дезадаптивна в другой. Один и тот же человек может проявлять высокий ЭИ в среде, соответствующей особенностям его личности, и низкий ЭИ в среде, не соответствующей его личности. Если это верно, то ЭИ оказывается проявлением степени соответствия между личностью и средой.

 

1.5 Определение адаптации, её виды и процесс

  Адаптация – приспособление  саморегулирующихся систем к  изменяющимся условиям среды.  Различаются два аспекта адаптации  – биологический и психологический. [35, c. 110]

Биологический аспект – приспособление организма к физическим условиям среды (температуры, атмосферному давлению, влажности, освещенности), а также  к физическим и химическим изменениям в самом организме. Человек обладает способностью к произвольной психической  регуляции отдельных биологических  процессов и состояний (аутосуггестия). Различается адаптация сенсорная  и социальная.

Адаптация сенсорная (зрительная, вкусовая, тактильная)- приспособление анализаторов (органов чувств), измерение их чувствительности и зависимости от интенсивности, значимости и длительности воздействия  раздражителя. Различаются положительная  и отрицательная адаптация сенсорная, её диапазон и скорость. Так диапазон зрительного анализатора очень  широк – его чувствительность изменяется в 200 000 раз, а скорость невелика – для полной адаптации в темноте  ему необходимо 45 сек. Слуховая, тактильная и вкусовая адаптации выражаются в виде падения чувствительности.

Адаптация социальная - приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений  с социальными объектами, ролевая  пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятие норм и  ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального  взаимодействия.

Адаптация социальная может осуществляться в форме аккомодации(полного подчинения требованиям среды без их критического анализа), конформизма (вынужденного подчинения требованиям среды, внешнего уподобления  ей) и ассимиляции (сознательного  и добровольного принятия норм и  ценностей среды на основе личностной солидарности с ними). Нарушениями  адаптации социальной являются асоциальное  поведение, маргинальность, алкоголизм и наркомания. [11, c. 27]

Адаптивность – приспособительные  возможности индивида. 
Каждый человек нуждается в дополнительной помощи для адаптации на новом месте работы или учебы, в новой профессии. [11, c.39]

Важность правильной адаптации  и введения в курс дела трудно переоценить. При поступлении на работу или  учебу человек лишь приблизительно представляет себе какие требования будут предъявляться к человеку. У самих кандидатов заранее формируются  определенные ожидания и представления  об их будущем месте учебы. Конечно, частично нереалистичные ожидания возникают  из-за того, что сведения, которые  предоставляют на этапе отбора, не соответствуют действительности. Однако чаще всего причиной разочарований  становятся не условия, а отношение  к новичку. Чувство ненужности и  потерянности, которое испытывает большинство  людей в первые недели на новом  месте, а также объективные сложности  в организации своей работы в  связи с недостатком информации. Поэтому для решения этой проблемы необходимо использовать и развивать  такой инструмент, как адаптация.

Существуют два основных подхода  к трактовке понятия «адаптация». В их основе лежит двойственность природы адаптации. В рамках первого  подхода адаптация рассматривается  как внутренний динамический процесс, как некое свойство организма  человека. Такой взгляд на адаптацию  разрабатывался в русле биологии, психологии и социологии. Основную смысловую нагрузку при этом несет термин «приспособление». Именно он характеризует процесс, который происходит с новым сотрудником, когда тот приходит в организацию. С этой точки зрения, адаптация — это приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования. В зависимости от того, к чему приходится привыкать или приспосабливаться новичку, выделяют несколько видов адаптации.

Второй подход условно можно  назвать процедурным – термин «адаптация» применяют для обозначения  ряда организационных и управленческих мероприятий, цель которых состоит  в облегчении вхождения в новые  условия, будь то учебное учреждение или организация. Здесь речь идет о спланированных усилиях, которые  должны способствовать освоению и сокращению периода адаптации в коллективе. В этом случае вместо понятия «адаптация»  часто используется термин «введение  в должность» или «введение в  курс дела». [17, c.87]

Вступление человека в новую  должность неизбежно сопровождается процессом адаптации. Как уже  отмечалось, адаптация означает приспособление индивидуума к новому месту работы или учебы и к коллективу и  отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную  среду.

Информация о работе Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта