Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».
Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта
Проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта
Провести теоретический анализ определения «адаптация»
Изучить особенности уровня эмоционального интеллекта

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии....................................................................................7
1.1 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта….....7
1.2 Структура эмоционального интеллекта……………………………………17
1.3 Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)…………23
1.4 Связь ЭИ с адаптацией (эмоциональный интеллект как фактор успешной адаптации)……………………………………………………………………..…32
1.5 Определение адаптации, её виды и процесс………………………………34
Выводы по I главе……………………………………………………………....37
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта……….40
2.1 Организация и методы исследования…………………………………..…40
Литература………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 91.65 Кб (Скачать файл)

  Таким образом, распознавание эмоций способствует более эффективной коммуникации, поскольку позволяет адекватно идентифицировать, описывать, перерабатывать  и в дальнейшем выражать эмоции.

2. Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля. Адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время  бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение (L.A. King, R.A. Emmons, 1991). Таким образом, проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения.

  Степень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.

  Эмоциями невозможно управлять прямо, однако это можно сделать опосредованно: через объект, потребность, знак. Начальный момент управления чувством – это расщепление монолитного недифференцированного аффекта  (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, это вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен»).

Я. Рейковский (1979) приводит следующие  причины трудностей в выражении  эмоций

• люди не усвоили принятых в обществе форм выражения;

• боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой  самоконтроля или боязнью порицания  со стороны окружающих (боязнь быть скомпроментированным, отвергнутым  или осмеянным);

• врождённые факторы, хотя решающее значение принадлежит процессу научения;

• усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем окружении.

3. Понимание эмоций.  Как отмечает И.А. Романова (1999), самопонимание в целом носит эмоциональный, чувственный, эмпатический, а не рациональный характер. Следовательно, глубина самопонимания прежде всего обусловлена уровнем развития эмоциональных способностей, которое в свою очередь обеспечивает осознание эмоций.

Осознание эмоций подразумевает их регистрацию в сознании. Однако в  сознании регистрируется далеко не всякий эмоциональный процесс и отнюдь не всегда. Исходя из этого, когда мы говорим об осознании эмоций, следует  различать два явления:

1) проявление достаточно обособленного  и организованного процесса, влияющего  на протекание деятельности и  переживаемого субъективно (в  этом случае человек знает,  что он нечто переживает, и  это переживание отличается от  предыдущих);

2) собственно осознание, которое  заключается в знании о своём  состоянии, выраженном в словесных  (знаковых) категориях. Второй вид  осознания лежит в основе процессов  контроля над эмоциями, в основе  способности предвидеть их развитие, знания факторов, от которых зависит  их сила, продолжительность и  последствия.

Понимание эмоций взаимосвязано с  возможностями их выражения. Овладение  языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Отметим, что понимание  эмоций сложнее, чем их выражение.

Понимание эмоций связано также  с уровнем развития эмпатии. Согласно К. Роджерсу (1993), эмпатический способ общения  с другой личностью имеет несколько  граней. Он подразумевает вхождение  в личный мир другого и пребывание в нём  «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся  переживаниям партнёра по общению. Это напоминает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой едва осознаёт. Однако при этом отсутствуют попытки вскрыть неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Необходимо также сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы «смотрите свежим и спокойным взглядом» на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Быть эмпатичным – означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время – тонким и чутким.

Можно выделить следующие причины  трудностей в понимании индивидуальных различий  эмоций других людей:

сосредоточенность на собственной  личности приводит к неспособности  замечать и правильно оценивать  эмоциональное состояние других людей;

чувство собственного превосходства;

чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными; тревога  побуждает избегать всего того, что  могло бы вызвать эмоции;

какая-либо выгода от непонимания  эмоций других людей (Я. Рейковский, 1979)

Самомотивация. Эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. Слово «эмоция» произошло от латинского глагола «emovare», что означает «двигаться». Эмоция – это средство, с помощью  которого взаимодействуют тело и  разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны  и благополучны, они позитивны, если нет – эмоции «перемещаются» к  негативному полюсу.

Можно предположить в структуре  эмоционального интеллекта наличие  эмоций, «самомотивирующих» когнитивную  деятельность, связанную с эмоциональной  сферой, точнее, с распознаванием,  выражением, пониманием эмоций.

Таким образом, эмоциональный интеллект  представляет собой совокупность эмоциональных  и социальных способностей, таких, как  способности к пониманию собственных  эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.

1.3 Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)

  Следующим шагом после определения  конструкта эмоционального интеллекта  является  его измерение. Если  уж проводить аналогию с интеллектом,  то нужен некий коэффициент,  который будет показывать, насколько  человек эмоционально «умен». Естественно,  что эта цель достигается методом  тестирования. 

  В настоящее время существует  три группы методов диагностики  эмоционального интеллекта: методы, основанные на самоотчете и  самооценке, методы экспертной оценки (технологии «ассессмент-центр») и  методы, основанные на  решении задач.

  Методы диагностики эмоционального  интеллекта, основанные на данных  самоотчетов и самооценки, состоят  из двух подгрупп. Одни предлагают  испытуемым достаточно абстрактные  ситуации, например, «другие люди  легко доверяют мне» или «я  стремлюсь заниматься приятными  мне делами» и, на наш взгляд, больше адресованы к эмоциональности  как черте личности. Вторые содержат  более конкретное описание ситуаций, например, «я паникую, когда мне  нужно противостоять кому-либо, кто  зол», и, по нашему мнению, являются  в равной мере как опросниками,  так и задачными тестами, хотя  в качестве оценки ответов  предлагают только одну альтернативу  – частоту их встречаемости  в выборке испытуемых (т.е. автоматически  исключается вариант возможности различного поведения в данной ситуации).

  Популярные технологии «ассессмент-центр»  хорошо диагностируют актуальные  возможности эмоционального интеллекта, однако являются достаточно трудоемкими.  Примером может служить тест  Дж. П. Паулиу-Фрай «Ei-360», в котором измерение эмоционального интеллекта включает как самооценку, так и его оценку оценщиками в количестве до десяти человек.  Однако возникают сомнения в том, что данные технологии обладают высокой прогностической валидностью, ведь вероятнее всего, оценщики будут воспринимать способности оцениваемого на основании опыта взаимодействия с ним, не учитывая его потенциальных возможностей.

  Методы, основанные на решении  задач, наиболее традиционны для  диагностики интеллекта. Чаще всего  испытуемым предлагается решать  задачи на распознавание эмоций, на умение описывать собственные  эмоции, на понимание состава  и взаимосвязи различных эмоций, а также на способность управления  эмоциями. Как правило, подобные  задания содержат несколько вариантов  ответов, а подсчет баллов осуществляется  на основе консенсуса или заданных  стандартов. 

Однако если понимать эмоциональный  интеллект как иную психическую  систему, отличную от общего интеллекта, то вполне возможно, что задачи, решаемые на уровне эмоционального интеллекта, не всегда возможно перенести в тестовый режим, поскольку сама ситуация переноса будет искажать их суть. В социуме  данные задачи встают перед человеком  естественным образом, он волен выбирать, решать их или нет, у него может  быть разная мотивация по отношению  к ситуациям, породившим задачу. Сами эмоции переживаются каждым человеком  индивидуально, как психические  явления они очень скоротечны и зачастую изменяются быстрее, чем  человек ставит перед собой задачу, связанную с ними. Поэтому вопрос правомерности применения к диагностике эмоционального интеллекта методик, основанных на процессе решении задач, также остается открытым. Если все-таки рассматривать этот способ как наиболее перспективный, то автоматически возникает следующий вопрос: какие задачи  могут и должны входить в методику диагностики эмоционального интеллекта?

Мы можем предположить, что эти  задачи должны быть дивергентны и  конкретны: должны иметь несколько  возможных вариантов ответов  и быть построены в терминах конкретной ситуации. Данные задачи, на наш взгляд, должны представлять собой описания эмоционально насыщенных ситуаций, а  сам вопрос должен быть направлен  на разрешение какой-либо задачи, связанной  с эмоциями в этой ситуации. Возможным  вариантом задания может являться необходимость описания конкретной эмоциогенной ситуации по определенной схеме, стандартной или индивидуально  преобразованной на основе стандартной.

  Разработано несколько многошкальных тестов, большинство из которых является коммерческими продуктами, используемыми в рамках тренингов и программ развития эмоционального интеллекта. Подавляющее большинство из них разработано за рубежом, в нашей стране это направление пока не столь популярно у исследователей и разработчиков психодиагностических методик.  
  На британском сайте, посвященном психологическому тестированию, есть тест эмоционального интеллекта на английском языке. Тест состоит из 70 вопросов и, по прогнозам разработчиков, занимает около 40 минут. Результаты выдаются по следующим шкалам: «Поведение», «Знание», «Эмоциональное проникновение в себя», «Мотивация», «Выражение эмоций», «Эмпатия и социальная интуиция». Авторы приводят также довольно подробное описание каждого фактора. Поведенческий аспект эмоционального интеллекта характеризует то, каким человек воспринимается окружающими (яркий, коммуникабельный, тактичный, или сдержанный, холодный, невыразительный, стремящийся к уединению), а также способность человека контролировать свои эмоции в поведенческих реакциях. 

  Отечественная разработка теста «Эмоциональный интеллект» лаборатории «Гуманитарные технологии» представляет собой попытку адаптировать этот тест для русскоязычных пользователей. Первоначально этот тест имел ту же факторную структуру, однако, поскольку он пока находится в процессе апробации и модификации, окончательный русскоязычный вариант может отличаться от английского. 

  Еще один тест, который необходимо рассмотреть, – MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests).

 Он разработан на основе теории «первых пионеров» эмоционального интеллекта Питера Салоуэя и Джона Майера. Тест состоит из 141 вопроса, которые оценивают испытуемого по двум областям («Опытной» и «Стратегической») и четырем шкалам. Первая – «Распознавание эмоций» – отражает способность тестируемого воспринимать и различать чувства, как свои, так и окружающих. В вопросах этого типа испытуемые должны посмотреть на портрет и сказать, что чувствует человек, на нем изображенный. 

  Название второй шкалы можно перевести как «Помощь мышления» (Facilitating Thought). Ее смысл становится понятным, если обратиться к примерам вопросов: «Какие чувства будут наиболее адекватны при знакомстве с родителями Вашего партнера»? То есть в данной группе вопросов упор делается на рефлексию, способность тестируемого понять, демонстрация каких чувств будет наиболее уместна в данной ситуации (именно демонстрация, совсем необязательно их испытывать).  
  Третья и четвертая шкалы вполне традиционны для такого рода тестов. «Понимание эмоций» объясняется как способность понимать комплексные эмоции и «эмоциональные цепи» (как эмоции переходят из одной в другую). «Управление эмоциями» – как способность управлять чувствами и настроением, как у себя, так и у окружающих. 

  Из русскоязычных тестов на эмоциональный интеллект еще можно отметить представляемый И. Андреевой (Полоцкий госуниверситет) опросник Н. Холла (со ссылкой на книгу Ильина 2001 года). В нем всего 30 утверждений, степень своего согласия с которыми испытуемый шкалирует от (-3) до (+3). Также в научных работах встречается упоминание методики, разработанной в Институте психологии РАН (Люсин Д.В, Марютина О.О., Степанова А.С.). Они выделяют два вида эмоционального интеллекта – внутриличностный и межличностный и строят свой опросник соответственно этому делению. К межличностному интеллекту они относят все формы понимания и интерпретации чужих эмоций, а к внутриличностному, соответственно, своих.

  Существуют еще нетестовые методы оценки эмоционального интеллекта, основанные на технологии «360 градусов». Как известно, перекрестную оценку (когда в группе испытуемых каждому предлагается оценить каждого) можно проводить по разным критериям. Так почему бы не попросить оценить эмоциональный интеллект? Эти оценки будут показывать, насколько оцениваемая фигура «эмоционально умна» в отношениях с людьми, непосредственного его окружающих.

Информация о работе Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта